Как много историй могут рассказать старые фотографии! В далёком 1969 году фотокорреспондент Александр Овчинников посетил школу искусств №2 имени М.И. Глинки. На своих снимках он передал атмосферу рабочих будней молодых учителей, которые только пришли работать в открывшуюся школу. Могли ли тогда предположить, что данными снимками заинтересуются спустя полвека?
Для меня всё началось с того, что внук Александра Овчинникова – Руслан Павлов отсканировал большой архив своего дедушки – известного орловского фотографа и выложил снимки в группу Фейсбука «Орел. Прекрасные мгновенья».
А как сегодня выглядит Детская школа искусств №2 имени Глинки? Помнят ли здесь старых педагогов? Заинтересовала и судьба изображенных на фотографиях людей.
…Небольшое отступление
Началось моё знакомство с школой искусств в приёмной директора. Невольно стала свидетельницей того, как одна мама записывает свою дочь на занятия по классу фортепиано.
– Инструмент есть? – спрашивает секретарь у женщины.
– Да, синтезатор, – ответила та.
– У него, конечно, другое звукоизвлечение, знаете? – спрашивает секретарь.
– Знаю, но габариты не позволяют иметь фортепиано дома…
Наконец, рассматриваем фото. Преподаватель по классу скрипки Людмила Сиротинина и преподаватель по классу фортепиано Татьяна Халина, которые проработали в школе больше сорока лет, узнали многих.
Юрий Григорьевич Поздняков – учитель по классу духовых инструментов.
Он стал первым директором Детской школы искусств №2 имени М.И. Глинки. Затем через два года ушёл работать в музыкальное училище. Работал много лет в управлении культуры Орла. К сожалению, сейчас его нет в живых.
К слову, раньше игра на духовых инструментах изучалась на оркестровом отделении. С 2013 здесь открылось самостоятельное отделение «Духовые и ударные инструменты».
Эсфирь Адольфовна Беленькая
О ней все учителя отзываются с особой теплотой. Ещё бы: Эсфирь Адольфовна проработала в школес самого открытия до своего 73-летия, учила детей игре на фортепиано.
– Фира Адольфовна – человек разносторонний, она воспитала много хороших детей и слушателей. Преподавала также на хоровом отделении, –поделилась воспоминаниями директор школыЕлена Фролова.
Кстати, на фотографии Эсфирь Беленькой 23 года. Тогда она ещё не знала, что проработает в школе 50 лет, а её дети и внуки будут станут учениками этой школы.
Эсфирь Беленькая ещё помнит первый день, когда пришла работать в школу. Тогда здание было в ужасном состоянии: стёкла – разбиты, а для обучения было создано всего четыре класса. Одновременно в школе проходили и ремонт, и вступительные экзамены для новых учеников.
Конечно, одноэтажного здания не хватало для всех желающих учеников. Сделать пристройку разрешили не сразу – под зданием школы проходили стратегические коммуникации…
Вячеслав Сергеевич Гарбузов – преподаватель по классу гармоники. Проработал здесь 10 лет. Стал концертмейстером в хореографической школе. К сожалению, сейчас его нет в живых.
Вера Борисовна Черкасова – преподаватель по классу фортепиано. До недавнего времени была одной из старейших учителей в школе. Сейчас на пенсии.
Альберт Зеликович Гутин – преподаватель по классу скрипки. Позже стал завучем. Уехал в Израиль, где прожил до конца своих дней.
Акоп Амазаспович Месропян – преподаватель по классу виолончели. Позже стал директором Музыкальной Школы №3, работал в филармонии. К сожалению, сейчас его нет в живых.
Наталья Ивановна Сотникова(Очеред) – преподаватель сольфеджио. На данном фото запечатлён момент, когда ученица дирижирует. Недавно педагог ушла на пенсию.
Напомню: автор этих удивительных фото – Александр Овчинников. Он родился 18 августа 1925 года в селе Альянш Пермской области. В январе 1943 года Фокинским райвоенкоматом Пермской области он был призван в армию. Окончил Тюменское пехотное училище, воевал, награждён боевыми медалями (медали «За взятие Вены», «За Победу над Германией», «За боевые Заслуги» и многие другие). С 1950 года проживал в Орле. Профессиональный фотожурналист. Много лет работал в орловских газетах. Автор многих фотоальбомов. Умер в 2004 году на 79-м году жизни.
Все хотят в Голос
Татьяна Халина и Людмила Сиротинина работают в школе около сорока лет. За полвека из школы выпустились не только поколения учеников, но и преподавателей. Многие проработали в заведении всю жизнь.
– Сейчас в коллективе 35 человек. Когда-то было и 50, но подходит возраст, преподаватели уходят на пенсию. Одна из старейших преподавателей Людмила Васильевна Булгакова – в прошлом году ей исполнилось 75 лет. Сейчас средний возраст преподавателей около 40-50 лет, – рассказываютмной учителя.
Ну а какие вкусы у современных детей? Музыкальная мода меняется?
– Телевизионная пропаганда сделала свое дело. Голос. Дети – и все хотят петь. Самое большое отделение – хоровое, больше 70 человек. Есть данные или нет – все равно хотят петь! – рассказала Татьяна Халина.
– Все хотят прославиться, – поддержала её коллега, – а может, и попасть на эту передачу.
– Но может, не все ставят такую цель, – продолжила педагог, – но хотят красиво петь хотя бы в караоке.
– Дети ещё и хотят танцевать. Общаться друг с другом и домашних заданий не выполнять! А вот инструментальные отделения сложны тем, что без домашней подготовки и тренировки, конечно, ребенок мало чего добьётся!
Как воспитать Моцарта?
Сейчас школы искусств в договорах об образовании числятся как «указывающие услугу» и эта формулировка, по мнению преподавателей, портит отношение к обучению. Есть родители, которые не осознают, насколько серьёзно нужно подходить к учёбе в музыкальной школе.
– Это не кружок, а первая ступень музыкального образования, – поясняет Татьяна Халина. – Ребёнку необходимо трудиться над собой, где-то себя преодолевать. А родителю – контролировать выполнение домашнего задания. К сожалению, не все из-за занятости на работе делают это.
– Раньше отношение к музыкальной школе было серьезней. Учиться в ней считалось престижным. Особенно в шестидесятых-семидесятых. Считалось, что ребёнок, занимающийся в школе искусств, сильно отличается от остальных детей.
Ну а много ли современных детей мечтают сделать карьеру в музыкальной сфере? Остаётся ли тяга к искусству у будущего поколения на фоне всеобщего падения интереса к культуре?
– Наша задача – воспитать не столько профессионального музыканта, сколько культурного человека, грамотного слушателя, разбирающегося в классической музыке, – убеждена Людмила Сиротинина. – Тут нужен союз: педагог, ученик, родители. Если родители не нацелены на результат, то и ребёнок тоже.
Однако школа выпускает немало юных талантов, которые в последствие связывают свою жизнь с музыкальной карьерой. Выпускники помнят и любят своих преподавателей и с удовольствием посещают родные стены с концертами.
Среди успешных школьников – Алёна Острикова, окончившая Ростовскую консерваторию имени Рахманинова и продолжающая обучение в Музыкальной академии в Торонто, Павел Уханов –ученик известного гармониста Евгения Дербенко, работающий в московской филармонии, Сергей Колесников – член Губернаторского симфонического оркестра.
Большинство бывших выпускников Детской школы искусств №2 – сегодняшние преподаватели колледжей, музыкальных школ, директора и заведующие музыкальными отделениями.
Немало и участников всероссийских конкурсов.Например, Степан Плахов стал лауреатом конкурса «Молодые дарования России» в 2017 году.
Экскурсия по нынешней школе
Вообще Школа искусств расположилась в здании бывшей церковно-приходской школы. Его старинная архитектура – высокие потолки, мощные стены, диковинные двери – уже само по себе нечто уникальное. Непередаваемую атмосферу дополняют нотки классической музыки, раздающиеся во дворе.
Директор школы Елена Фролова провела в её стенах большую часть жизни. Сначала пришла учиться на отделение Народных инструментов, затем – на практику, а вскоре осталась преподавать. В кабинете директора помимо многочисленных грамот и музыкальных инструментов – фотография школьных времён.
Школа работает на предпрофессиональных программах. Начинают набор с деток шести лет,предлагая обучение на десяти разных отделениях: от игры на различных инструментах, до театра и хореографии. Обычно выпускаются в 14-15 лет. Первая ступень музыкального образования – школа искусств, вторая – училище, третья – консерватория или институт искусств. Наиболее талантливых учеников готовят к поступлению в училище.
В школу не могут брать всех желающих, как раньше. И сюда добралась вузовская система – есть бюджетные места, остальные – коммерческие. Желающих учиться немало, причем на всех направлениях. Но плата за обучение начинается от 3,5 тыс. рублей за месяц, что могут позволить себе не все орловские семьи.
Я решила запечатлеть будни этой замечательнойшколы в своих снимках. Вдруг и эти фотокарточки войдут в историю?
Алексей Ланин – руководитель художественного отделения на занятии с группой.
Надежда Лагутина – преподаватель по классу аккордеона.
Данилова Александра – преподаватель по музыкально-эстетических дисциплин.
Татьяна Лазарева – заведующая отделением хоровых дисциплин.
Татьяна Халина и её ученики.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.
Этот сайт использует файлы cookie.