Учитель из Орла Антон Гомозов: в педагоги не идут от безнадёги

Последние несколько недель учитель истории и обществознания гимназии №16 в Орле Антон Гомозов — обсуждаемая личность. О нём пишут, его показывают по телевизору. Он стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года 2020» в Волгограде. И хоть Хрустального пеликана не получил, но громко заявил об Орловщине, предложив президенту Путину снимать фильмы про выдающихся учителей. Лидер страны одобрил идею орловского педагога. Так что будем ждать новостей от российского кинематографа. А пока расскажем, кто такой Гомозов.

О конкурсе

— Мне 30 лет. Это мой первый такой большой и статусный конкурс и, надеюсь, не последний. Но я к нему не отношусь, как к конкурсу. Наверное, поэтому не расстроился, что не взял Хрустального пеликана. Честно. Для меня это фестиваль учительских практик. Даже в финале, когда чётко знал имя своего потенциального конкурента, и он выиграл, подошёл и искренне его поздравил. Главное, я увидел, как работают мои коллеги из других регионов. Это ценно.

В то же время был удивлён и немного шокирован, как меня встречали коллеги, ученики дома. Как победителя! На вокзале — хлеб-соль, гармонь, воздушные шары, флаги. В классе ребята расписали доску поздравлениями, встретили громкими аплодисментами. Учителя не привыкли к такому вниманию. Даже не знал, как себя вести, очень смущался. Благодарен за поддержку коллегам из родной гимназии, институту развития образования и своему сопровождающему — замдиректора гимназии №34 Сергею Шарову.  

О любви к детям

— Мне хочется верить, что ребята меня любят. Но тут даже дело не в любви. Во взаимном созидании, уважении. Мы вместе достигаем результатов, участвуя в различных конкурсах, проектах, в том числе федеральных, в которых мои ребята побеждают. Это наш общий результат. У нас с ними взаимоуважение. Я в них верю. Наверное, они чувствуют это и платят тем же.

Исходя из опыта, мне комфортнее работать со старшеклассниками. Это уже сознательные люди, со своим мнением, которое они высказывают прямо и ставят даже в контр моему. Мне с ними интереснее. Хотя с удовольствием веду уроки в 5 — 9 классах. 

Об учительстве

— Я пошёл по стопам родителей. Они филологи. Папа сейчас на пенсии. Мама — замдиректора в 24-ой школе Орла. Не жалею, что выбрал педагогику. Это своеобразная стезя, несмотря на очевидные трудности. Она не даёт стареть, всё время будоражит тебя и заставляет идти в ногу со временем. Ведь волей не волей живёшь интересами ребят: читаешь то, что читают они, смотришь то, что смотрят они. Очень хочется оставаться молодым рядом с ними!

Я работаю со школьниками лет с 19. Начинал с пионерского лагеря. Потом была Нарышкинская школа-интернат. Я сопровождал ребят в поездке в Норвегию. Знакомились с жизнью сверстников и системой образования, так сказать, обменивались опытом. Кстати, у норвежцев есть традиция — в память о знакомстве они оставляют на теле след: татуировку или пирсинг. Я выбрал серьгу в ухо. До сих пор её ношу. Это для меня уже история.  

О педвузах и безнадёге

— Когда мы с ребятами на уроках говорим о социальной стратификации, в том числе, о выборе профессии, я спрашиваю у них: «Учитель — это престижно?» Они все говорят: «Да». На мой следующий вопрос: «Вы хотели бы стать учителем?». Они все отвечают: «Нет». Такая вот метаморфоза. Причины называют разные: маленькая зарплата, напряжённый ритм и т.д. С одной стороны, они признают, что учитель — это благородно и почётно. С другой, не хотят для себя такой благородности и почётности. 

Но говорить однозначно, что молодёжь не идёт совсем работать в школу, будет неправильно. В прошлом году я стал инициатором областной молодёжной педагогической школы совместно с профсоюзом и институтом развития образования. Со всей области приехали молодые учителя. Их было больше 60. И мы не просто формально увидели на бумаге, что они существуют. Это были живые, активные, абсолютно не зашуганные люди. В их глазах не было безнадёги! Были идеи, желание учиться друг у друга. 

Проблем, конечно, хватает в системе образования, но не всё так безнадёжно. Поэтому я и предложил на онлайн-встрече с президентом страны снимать фильмы про выдающихся педагогов. Их имена, к сожалению, известны только внутри учительского сообщества. Это Шаталов, Ушинский и многие другие. Путь многих из них не прост. Думаю, что широкому кругу зрителей он будет интересен, а школьникам полезно знать, кто стоял у истоков нашего образования.

Об удалёнке

— Удалёнка оказалась тяжелее, чем казалась. Нужно было осваивать новые программы: Zoom, Mirapolis, Discord. Поддались они быстро. Но ещё нужно было искать контент ребятам дополнительно. 

Сложности были с подборкой заданий, ведь классов много, параллели разные, у всех свои образовательные программы — выходило очень ёмко. Тратилось на поиски часа два-три в лучшем случае. А ведь это нужно было ещё проверять! Поэтому первые пару недель было совсем тяжело. Мы всё это сильно ругали, чего уж скрывать. Вышло неоднозначно: ждали будущего, и оно наступило, цифровые технологии внедрились в жизнь, но отчего-то очень хотелось при этом в прошлое… Конечно «цифра» — это круто, новые возможности. Но живого общения «учитель-ученик» ничто не заменит…

Про политику

— На уроках мы обсуждаем с ребятами тему митингов, пикетов. Но я стараюсь быть аполитичным, потому что, в первую очередь, для ребят я — учитель. Стараюсь не давать оценочных суждений, на происходившее и происходящее смотрю, как на политические процессы. И говорю: если вы политик — будьте профессиональным политиком, если математик — будьте им.

Я не навязываю ученикам своё мнение: согласен я с этим — не согласен, я лишь привожу исторические факты. А каждый ребёнок решает для себя сам. Но я считал и считаю: дети — вне политики.

Поделиться

Этот сайт использует файлы cookie.