Категории: Орловская пятерка

Орловские подвижники, которые стали святыми

Кукша Печерский, Александр Пересвет, Макарий Оптинский, Георгий Коссов, Макарий Глухарев, Феофан Затворник, митрополит Филарет (Амфитеатров), Тихон Задонский… Более четырёх десятков имён подвижников, оставивших глубокий след на орловской земле, причисленных к лику святых. ОрелТаймс расскажет о пятёрке самых почитаемых орловцами.

Покровитель земли Орловской

Преподобного Кукшу по-особому любят на Орловщине. Он является крестителем здешних земель, которые в древности заселили вятичи. И здесь он нашёл мученическую смерть.  

Достоверно известно, что священномученик Кукша был иноком Киево-Печерского монастыря. С высокой миссией духовного просвещения он был направлен в земли вятичей в 1113 году вместе с учеником, которого по преданиям называют Никоном.

Достигнув Оки, они, как предполагается, отправились к Мценску. Согласно преданиям, преподобный Кукша во мценской Введенской церкви — маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, поставил чудотворный образ святителя Николая из дерева в человеческий рост и восьмиконечный каменный крест. По одной из легенд, когда хан Батый шёл на Мценск, священники спрятали его у подножия горы Самород в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства во Мценске в 1415 году. Есть предположение, что Введенская церковь положила начало монашеству в этом городе.

Проповеди Кукши сопровождалась чудесами. Язычники, у которых процветало многожёнство, сжигание мёртвых и захоронение их в курганах, начали… креститься. По преданию, для молитвы Кукша в 12 километрах от Мценска, в лесу на косогоре, в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково, поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный» или «страдальческий святой» колодец.

Многих язычников крестил святой Кукша, но и сопротивлявшихся христианской вере было немало. По преданию, ночью язычники напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а Кукшу отвели в сторону и у болота обезглавили — «усечён бысть с учеником своим».  

Киевские монахи, видимо, отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Те увезли мощи первокрестителя, которые были помещены в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где находятся и поныне. 

Вплоть до конца XVIII-XIX века церковное почитание преподобного Кукши ограничивалось Киевом. Только после подчинения Киевской митрополии Московской патриархии (1685 год) почитание киевских святых должно было распространиться и на Россию. Но официальное признание их со стороны церковных властей последовало только в 1762 году. 

По утверждениям крестьян XIX столетия, колодец, у которого по преданию был убит просветитель, являлся «целебным местом», и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». 

В 1999 году был создан скит святого Кукши на месте предполагаемого его убиения во Мценском районе, а затем, по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Антония и решению Священного Синода, он был преобразован в монастырь. Сейчас это место паломничества. 6 августа 2009 года по инициативе архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона принято решение о почитании священномученика Кукши покровителем Орловско-Ливенской епархии. 

Молитвенный дар отца Георгия

Георгий Коссов — коренной орловец, родился в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии. Но местом его подвижничества стало глухое село Спас-Чекряк Болховского уезда.

Когда в 1884 году отца Георгия назначили настоятелем прихода в селе Спас-Чекряк Болховского уезда, это был самый маленький, бедный, с церковью-завалюшкой, приход, в котором не то что ходить молиться в храм, но и жить не хотелось. И предыдущий священник сбежал отсюда в уездный Болхов. Подумывал о том же и отец Георгий. Но, получив благословение оптинского старца Амвросия, он решил, что служить Богу можно и нужно везде. Назначенный священник начал ежедневные службы. 

«Молитвенный дар» отца Георгия покорил спас-чекрякцев. А потом в село стали приезжать отовсюду знатные и простолюдины, чтобы повидаться с батюшкой, получить благословение. 

За 10 лет – с 1896 по 1905 год — Коссов собрал средства и построил трёхпрестольный Спасо-Преображенский храм, а рядом – приют для крестьянских детей-сирот (трёхэтажное здание на 150 человек, которых обучали не только грамоте, но и ткацкому, башмачному рукоделию, огородным работам, садоводству).

В 1897 году в Спас-Чекряке усилиями и на средства отца Георгия открыли кирпичную одноклассную церковно-приходскую школу, в 1903 году – второклассную школу, которой не было во всём Болховском уезде. Во всём приходе открылось усилиями пастыря ещё несколько школ. 

Для мальчиков Спас-Чекрякской двухклассной школы Коссов устроил слесарную и столярную мастерские, купил землю при школе и развёл на ней сад и пасеку. Кроме этого, содержал на свои средства небольшую больницу и кирпичный завод. 

Георгий Коссов исцелял людей. К нему привозили бесноватых. Они ужасно мучились, приходили в исступление, кричали, вопили. Батюшка усердно молился, окроплял их святой водой, и тёмные силы оставляли больных.

Вскоре после революции его арестовали. Но настолько велик был его авторитет в уезде, что власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь народного гнева. Потом последовал ещё один арест, и снова власти были вынуждены отпустить священника из тюрьмы. Но Коссова отстранили от приюта, от школ, где он преподавал. Аресты и другие испытания подорвали здоровье священника. 

26 августа (по старому стилю) 1928 года отец Георгий скончался, сказав своим верным прихожанам перед смертью: «Всё. Оставляю Вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать».

Перед самой смертью отца Георгия обвалился в Спас-Чекряке колодец, но неподалеку забил новый родник, который считают целебным.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе в Москве Георгий Коссов был канонизирован в чине священноисповедника. Его святые мощи в настоящее время находятся в Спасо-Преображенском храме в Болхове. Частица мощей святого есть и в Ахтырском соборе Орла. Сюда православные идут за исцелением и молитвой. А кто-то просит удачи в делах или молится за другого, близкого или дальнего, за его удачу, за добрый путь, за мир и счастье.

Нетленные мощи Тихона Задонского

Тихона Задонского с Орловщиной связал 1763 год, когда  по указу Екатерины II его назначили епископом Воронежской епархии. В то время в неё входили города Елец и Ливны, причисленные позднее к Орловско-Севской епархии и вошедшие в состав Орловской губернии. 

Тихон Задонский вёл большую просветительскую деятельность. Первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал подчинённых и от светских властей. Занимался благотворительностью. Так, в Ливнах построил богадельню. А когда в 1768 году город охватили опустошительные пожары, святитель, кроме помощи из собственных средств, будучи уже на покое, лично ездил по городам, собирая деньги для пострадавших. 

В 1767 году святитель Тихон уволен на покой, после чего поселился сначала в Спасо-Преображенском Толшевском монастыре (Воронежская область), а в 1779 году — в Задонском Богородицком монастыре (Липецкая область), где и закончился его земной путь в 1783 году. На этом бы можно было завершить наш рассказ о Тихоне Задонском. Однако мощи святителя совершили непростое путешествие. И без Орловщины тут не обошлось.

К лику святых Русской православной церковью Тихон Задонский был причислен в 1861 году. Без коллизий в этом вопросе не обошлось. В мае 1846 года обнаружилось, что мощи Тихона, находившиеся во Владимирском соборе (г. Задонск), сохраняются нетленном состоянии. «Однако придание огласке факта нетления тела Тихона Задонского, уже почитавшегося в народе за угодника Божия, могло привести к стечению богомольцев и стихийному выражению чувств, пусть и религиозных. А любое несанкционированное сверху собрание строго не поощрялось в России Николая Первого, ещё в начале царствования напуганного выступлением декабристов». Сообщение об обретении  мощей почитаемого святителя нетленными было направлено в Святейший Синод  ещё 20 мая 1846 года. Но оно на долгие годы легло под сукно. 

Официальное освидетельствование мощей св. Тихона состоялось спустя 14 лет. По результатам составили акт, в котором записали: «Тело святителя Тихона, не смотря на 76-летнее пребывание его в гробу, сохранилось нетленным, кроме одного большого пальца левой ноги, который подвергся тлению…». Открытие мощей святителя Тихона было назначено на 13 (26 по новому стилю) августа. С тех пор эта дата была объявлена днём памяти русского святого.

Во Владимирском соборе нетленные мощи святого находились до 1922 года. Позже попали к раскольникам-обновленцам, захватившим Богородицкий монастырь. В 1932 году мощи покинули Задонск. Их отправили сначала в антирелигиозный музей в Ельце, а затем в краеведческий музей в Орёл, где они пребывали в запасниках до Великой Отечественной войны.После занятия немцами Орла первым был открыт Богоявленский храм, самым главным достоянием которого и стали мощи Тихона Задонского.

Во время боёв, превративших Орёл в руины, верующим удалось спасти и сохранить общероссийскую святыню. Позднее мощи святителя Тихона Задонского открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе города Орла. Произошло это в 1947 году. Тысячи людей, переживших ужасы войны, шли за утешением к раке задонского чудотворца.

При закрытии Богоявленского собора для передачи здания кукольному театру мощи вновь отправились в запасники Орловского краеведческого музея, и только в 1988 году святыню передали Орловской епархии. В кафедральном соборе Орла мощи пребывали до 1991 года, когда попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия святые останки были торжественно возвращены во Владимирский собор Задонского Богородицкого монастыря. 

А вот вериги святителя (железные цепи-оковы для смирения плоти) остаются главной святыней храма Свято-Иоанно-Крестительского храма Орла. Они возвращены церкви в 1988 году. Но мало кто из орловцев знает об этой святыне. Зато увидеть её приезжают паломники из других регионов.

Святителю Тихону Задонскому молятся, чтобы он помог обрести кроткий нрав и усердие в благих делах, смирение и миролюбие. К нему обращаются в молитве об исцелении болезней, в том числе и душевных, от депрессий и беснования, пагубных пристрастий, в том числе от табакокурения, алкоголизма и наркомании.

Святые Митрофан и Елизавета

Пожалуй, справедливо будет объединить рассказ о двух святых — великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой и Митрофане Сребрянском. Их судьбы переплелись именно в Орле.

Супруг великой княгини — московский генерал-губернатор Сергей Александрович —  был орловским землевладельцем. Когда в 1891 году голод из-за неурожая охватил многие губернии России, в том числе и четыре уезда Орловской губернии, московский генерал-губернатор пожертвовал из своего дмитровского имения 5 тыс. пудов (более 80 т) ржи в пользу населения пострадавших уездов. Не осталась в стороне и Елизавета Фёдоровна, она направила 18 вагонов ржи. 

Великая княгиня была августейшим шефом 51-го драгунского Черниговского полка, который был расквартирован в Орле. А настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка был назначен в 1897 году Митрофан Сребрянский. При Сребрянском образовался крепкий приход, что позволило ему приняться за постройку храма, которое он завершил с успехом. Отец Митрофан создал при приходе библиотеку и школу. Все получаемые от благотворителей средства жертвовал на храм, школу и библиотеку.

Летом 1904 года великая княгиня прибыла в наш город, чтобы проводить подшефный полк на русско-японскую войну. Елизавета Фёдоровна подарила драгунам икону Покрова Пресвятой Богородицы и походную полотняную церковь.

Со своим полком на войну отправился и о. Митрофан. Везде, где представлялась возможность, со своими помощниками ставил походную церковь и служил. В действующей армии священник вёл подробный дневник, который позже печатался в журнале «Вестник военного духовенства», а затем вышел отдельной книгой. 

Летом 1906 года великая княгиня вновь приезжала в Орёл — для осмотра возвратившегося с Дальнего Востока Черниговского полка.

Всю свою жизнь Елизавета Фёдоровна шла к высокой цели — основать в Москве Марфо-Мариинскую обитель труда и милосердия. Для этого она продала все свои драгоценности и трудилась над проектом создания обители. Подал свой проект и отец Митрофан. Его видение будущего храма настолько пришлось по душе великой княгине, что именно его она положила в основу устроения обители. И пригласила Сребрянского на место духовника и настоятеля.  

Орёл священник покидал с тяжёлым сердцем — настолько сроднился с местной паствой. В день его отъезда на вокзале собралась такая толпа, что путь поезду, увозившему священника в Москву, удалось расчистить лишь конной полиции…

В конце августа 1913 года в Орловской епархии широко отмечалось 800-летие со дня кончины просветителя края преподобного священномученика Кукши. «Необыкновенное оживление в народные массы, — сообщили «Орловские Епархиальные ведомости», — и особенное величие и красоту празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны». Она участвовала в торжественных молебнах, посвящённых святому священномученику в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на обширном кадетском плацу, на котором собралось свыше десяти тысяч человек.

Ещё раз Великая княгиня посетила Орёл в военном 1916-м году, посещая окормляемую ею Свято-Введенскую женскую обитель…

В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была казнена большевиками без суда: живой сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Шахту взорвали гранатами, завалили бревнами и засыпали землей.

Елизавету Фёдоровну канонизировали в 1981 году.

Мощи великой княгини находятся в Иерусалиме. Православные просят святую о помощи в трудных родах, при рождении недоношенного ребёнка, при раковых заболеваниях.

В декабре 2004 года святые мощи преподобномученицы Елизаветы находились на Орловщине. Как говорили тогда орловцы — «просто не верится, что Господь посылает ныне эти радости нашему исстрадавшемуся и много прегрешившему народу». Так великая княгиня Елизавета в очередной раз «вступила» на Орловскую землю. 

Отец Митрофан прожил трудную жизнь. Его несколько раз арестовывали, а потом и вовсе отправили в ссылку сначала в Тобольск, затем в северные края. Последние годы жизни он провёл в Тверской области в селе Владычна. Тайно продолжал служить, несмотря на запрет властей. Умер в 1948 году. Канонизирован в 2000 году. Его мощи покоятся в Воскресенском кафедральном соборе Твери, куда сегодня стекаются паломники.

Удивительная орловская святыня связывает наш край с Митрофаном Сребрянским и Елизаветой Фёдоровной. Это — кипарисовая доска от переносного престола, который использовался в военных походах священником. Доска была подарена Елизаветой Фёдоровной. Её сохранили верующие, а затем на ней была написана икона и торжественно передана в дар Ахтырскому кафедральному собору в Орле. Сейчас она находится в левом приделе храма. 

Серафимовское братство

Серафим Чичагов на Орловщине появился в 1906 году, когда был назначен епископом Орловским и Севским. В своём обращении к духовенству и пастве владыка произнёс знаменитое слово: «Держа в одной руке крест, другою я бью набат, возлюбленные!» Он призывал священнослужителей брать кресты и идти в толпу, «поспешать» на площади, деревенские сходы, улицы, перекрёстки дорог, на фабрики и заводы, где волнуется народ, на пожарища, разгромы, побоища и благодатным словом вразумлять озлобленных, совращённых, проповедующих насилие и смуту, готовых на всякие преступления. «Сзывайте всех в храмы для покаяния и благодатного освящения Святыми Тайнами и возрождения в приходах христианских общин, которые только и могут направить свободный русский народ на истинный путь!», — обращался он к священникам.

Обладая даром красноречия и особенным умением убеждать, он доказывал пользу объединения на пастырских собраниях и на епархиальных съездах духовенства, раньше занимавшихся исключительно материальными нуждами епархии. Собственным примером он показывал, как надо работать — ходить по домам прихожан, знакомиться, стараться разузнать их нужды, облегчать их горе участием, советом, хлопотами и залечивать сердечные раны.

В орловских епархиальный ведомостях № 31 от 30 июля 1906 года имеется такое распоряжение преосвященного Серафима: «Господь вновь не благословил урожаем многие местности Орловской губернии и ниспослал, по грехам нашим, новые испытания, уничтожив посевы градом. Предстоит крестьянам величайшая нужда и, в особенности, в Карачаевском и Мценском уезде. Поэтому предписываю священникам непосредственно донести мне о тех приходах, которые нуждаются в продовольственной помощи, дабы я мог своевременно добыть им посильную жертву».

При епископе Серафиме на Орловской кафедре учреждается Мариинское братство, призванное оказывать помощь детям, особенно сиротам в получении образования. В конце первой половины 1907 года учреждается Серафимовское братство, целью которого была помощь нуждающимся учащим и учащимся орловских церковных школ.

Владыка Серафим проявлял особую заботу о церковной школе. Сам разработал систему преподавания, лично посещал экзамены в учебных заведениях губернии. По его инициативе открываются новые читальни. 

В октябре 1908 года святитель покинул Орёл: Святейший Синод перевёл его в Бессарабию на Кишиневскую кафедру. Провожали его из Орла со слезами…

Его расстреляли в 1937 году по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Чичагов к тому времени был уволен по состоянию здоровья.

В 1988 года полностью реабилитирован. В 1997 году Архиерейским собором Русской православной церкви причислен к лику святых как новомученик.

Орелтаймс благодарит замдиректора Среднерусского института управления – Орловского филиала РАНХиГС, профессора, Виктора Ливцова за помощь в подготовке материала. 

Поделиться

Этот сайт использует файлы cookie.