Кукша Печерский, Александр Пересвет, Макарий Оптинский, Георгий Коссов, Макарий Глухарев, Феофан Затворник, митрополит Филарет (Амфитеатров), Тихон Задонский… Более четырёх десятков имён подвижников, оставивших глубокий след на орловской земле, причисленных к лику святых. ОрелТаймс расскажет о пятёрке самых почитаемых орловцами.
Преподобного Кукшу по-особому любят на Орловщине. Он является крестителем здешних земель, которые в древности заселили вятичи. И здесь он нашёл мученическую смерть.
Достоверно известно, что священномученик Кукша был иноком Киево-Печерского монастыря. С высокой миссией духовного просвещения он был направлен в земли вятичей в 1113 году вместе с учеником, которого по преданиям называют Никоном.
Достигнув Оки, они, как предполагается, отправились к Мценску. Согласно преданиям, преподобный Кукша во мценской Введенской церкви — маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, поставил чудотворный образ святителя Николая из дерева в человеческий рост и восьмиконечный каменный крест. По одной из легенд, когда хан Батый шёл на Мценск, священники спрятали его у подножия горы Самород в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства во Мценске в 1415 году. Есть предположение, что Введенская церковь положила начало монашеству в этом городе.
Проповеди Кукши сопровождалась чудесами. Язычники, у которых процветало многожёнство, сжигание мёртвых и захоронение их в курганах, начали… креститься. По преданию, для молитвы Кукша в 12 километрах от Мценска, в лесу на косогоре, в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково, поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный» или «страдальческий святой» колодец.
Многих язычников крестил святой Кукша, но и сопротивлявшихся христианской вере было немало. По преданию, ночью язычники напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а Кукшу отвели в сторону и у болота обезглавили — «усечён бысть с учеником своим».
Киевские монахи, видимо, отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Те увезли мощи первокрестителя, которые были помещены в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где находятся и поныне.
Вплоть до конца XVIII-XIX века церковное почитание преподобного Кукши ограничивалось Киевом. Только после подчинения Киевской митрополии Московской патриархии (1685 год) почитание киевских святых должно было распространиться и на Россию. Но официальное признание их со стороны церковных властей последовало только в 1762 году.
По утверждениям крестьян XIX столетия, колодец, у которого по преданию был убит просветитель, являлся «целебным местом», и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен».
В 1999 году был создан скит святого Кукши на месте предполагаемого его убиения во Мценском районе, а затем, по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Антония и решению Священного Синода, он был преобразован в монастырь. Сейчас это место паломничества. 6 августа 2009 года по инициативе архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона принято решение о почитании священномученика Кукши покровителем Орловско-Ливенской епархии.
Георгий Коссов — коренной орловец, родился в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии. Но местом его подвижничества стало глухое село Спас-Чекряк Болховского уезда.
Когда в 1884 году отца Георгия назначили настоятелем прихода в селе Спас-Чекряк Болховского уезда, это был самый маленький, бедный, с церковью-завалюшкой, приход, в котором не то что ходить молиться в храм, но и жить не хотелось. И предыдущий священник сбежал отсюда в уездный Болхов. Подумывал о том же и отец Георгий. Но, получив благословение оптинского старца Амвросия, он решил, что служить Богу можно и нужно везде. Назначенный священник начал ежедневные службы.
«Молитвенный дар» отца Георгия покорил спас-чекрякцев. А потом в село стали приезжать отовсюду знатные и простолюдины, чтобы повидаться с батюшкой, получить благословение.
За 10 лет – с 1896 по 1905 год — Коссов собрал средства и построил трёхпрестольный Спасо-Преображенский храм, а рядом – приют для крестьянских детей-сирот (трёхэтажное здание на 150 человек, которых обучали не только грамоте, но и ткацкому, башмачному рукоделию, огородным работам, садоводству).
В 1897 году в Спас-Чекряке усилиями и на средства отца Георгия открыли кирпичную одноклассную церковно-приходскую школу, в 1903 году – второклассную школу, которой не было во всём Болховском уезде. Во всём приходе открылось усилиями пастыря ещё несколько школ.
Для мальчиков Спас-Чекрякской двухклассной школы Коссов устроил слесарную и столярную мастерские, купил землю при школе и развёл на ней сад и пасеку. Кроме этого, содержал на свои средства небольшую больницу и кирпичный завод.
Георгий Коссов исцелял людей. К нему привозили бесноватых. Они ужасно мучились, приходили в исступление, кричали, вопили. Батюшка усердно молился, окроплял их святой водой, и тёмные силы оставляли больных.
Вскоре после революции его арестовали. Но настолько велик был его авторитет в уезде, что власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь народного гнева. Потом последовал ещё один арест, и снова власти были вынуждены отпустить священника из тюрьмы. Но Коссова отстранили от приюта, от школ, где он преподавал. Аресты и другие испытания подорвали здоровье священника.
26 августа (по старому стилю) 1928 года отец Георгий скончался, сказав своим верным прихожанам перед смертью: «Всё. Оставляю Вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать».
Перед самой смертью отца Георгия обвалился в Спас-Чекряке колодец, но неподалеку забил новый родник, который считают целебным.
В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе в Москве Георгий Коссов был канонизирован в чине священноисповедника. Его святые мощи в настоящее время находятся в Спасо-Преображенском храме в Болхове. Частица мощей святого есть и в Ахтырском соборе Орла. Сюда православные идут за исцелением и молитвой. А кто-то просит удачи в делах или молится за другого, близкого или дальнего, за его удачу, за добрый путь, за мир и счастье.
Тихона Задонского с Орловщиной связал 1763 год, когда по указу Екатерины II его назначили епископом Воронежской епархии. В то время в неё входили города Елец и Ливны, причисленные позднее к Орловско-Севской епархии и вошедшие в состав Орловской губернии.
Тихон Задонский вёл большую просветительскую деятельность. Первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал подчинённых и от светских властей. Занимался благотворительностью. Так, в Ливнах построил богадельню. А когда в 1768 году город охватили опустошительные пожары, святитель, кроме помощи из собственных средств, будучи уже на покое, лично ездил по городам, собирая деньги для пострадавших.
В 1767 году святитель Тихон уволен на покой, после чего поселился сначала в Спасо-Преображенском Толшевском монастыре (Воронежская область), а в 1779 году — в Задонском Богородицком монастыре (Липецкая область), где и закончился его земной путь в 1783 году. На этом бы можно было завершить наш рассказ о Тихоне Задонском. Однако мощи святителя совершили непростое путешествие. И без Орловщины тут не обошлось.
К лику святых Русской православной церковью Тихон Задонский был причислен в 1861 году. Без коллизий в этом вопросе не обошлось. В мае 1846 года обнаружилось, что мощи Тихона, находившиеся во Владимирском соборе (г. Задонск), сохраняются нетленном состоянии. «Однако придание огласке факта нетления тела Тихона Задонского, уже почитавшегося в народе за угодника Божия, могло привести к стечению богомольцев и стихийному выражению чувств, пусть и религиозных. А любое несанкционированное сверху собрание строго не поощрялось в России Николая Первого, ещё в начале царствования напуганного выступлением декабристов». Сообщение об обретении мощей почитаемого святителя нетленными было направлено в Святейший Синод ещё 20 мая 1846 года. Но оно на долгие годы легло под сукно.
Официальное освидетельствование мощей св. Тихона состоялось спустя 14 лет. По результатам составили акт, в котором записали: «Тело святителя Тихона, не смотря на 76-летнее пребывание его в гробу, сохранилось нетленным, кроме одного большого пальца левой ноги, который подвергся тлению…». Открытие мощей святителя Тихона было назначено на 13 (26 по новому стилю) августа. С тех пор эта дата была объявлена днём памяти русского святого.
Во Владимирском соборе нетленные мощи святого находились до 1922 года. Позже попали к раскольникам-обновленцам, захватившим Богородицкий монастырь. В 1932 году мощи покинули Задонск. Их отправили сначала в антирелигиозный музей в Ельце, а затем в краеведческий музей в Орёл, где они пребывали в запасниках до Великой Отечественной войны.После занятия немцами Орла первым был открыт Богоявленский храм, самым главным достоянием которого и стали мощи Тихона Задонского.
Во время боёв, превративших Орёл в руины, верующим удалось спасти и сохранить общероссийскую святыню. Позднее мощи святителя Тихона Задонского открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе города Орла. Произошло это в 1947 году. Тысячи людей, переживших ужасы войны, шли за утешением к раке задонского чудотворца.
При закрытии Богоявленского собора для передачи здания кукольному театру мощи вновь отправились в запасники Орловского краеведческого музея, и только в 1988 году святыню передали Орловской епархии. В кафедральном соборе Орла мощи пребывали до 1991 года, когда попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия святые останки были торжественно возвращены во Владимирский собор Задонского Богородицкого монастыря.
А вот вериги святителя (железные цепи-оковы для смирения плоти) остаются главной святыней храма Свято-Иоанно-Крестительского храма Орла. Они возвращены церкви в 1988 году. Но мало кто из орловцев знает об этой святыне. Зато увидеть её приезжают паломники из других регионов.
Святителю Тихону Задонскому молятся, чтобы он помог обрести кроткий нрав и усердие в благих делах, смирение и миролюбие. К нему обращаются в молитве об исцелении болезней, в том числе и душевных, от депрессий и беснования, пагубных пристрастий, в том числе от табакокурения, алкоголизма и наркомании.
Пожалуй, справедливо будет объединить рассказ о двух святых — великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой и Митрофане Сребрянском. Их судьбы переплелись именно в Орле.
Супруг великой княгини — московский генерал-губернатор Сергей Александрович — был орловским землевладельцем. Когда в 1891 году голод из-за неурожая охватил многие губернии России, в том числе и четыре уезда Орловской губернии, московский генерал-губернатор пожертвовал из своего дмитровского имения 5 тыс. пудов (более 80 т) ржи в пользу населения пострадавших уездов. Не осталась в стороне и Елизавета Фёдоровна, она направила 18 вагонов ржи.
Великая княгиня была августейшим шефом 51-го драгунского Черниговского полка, который был расквартирован в Орле. А настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка был назначен в 1897 году Митрофан Сребрянский. При Сребрянском образовался крепкий приход, что позволило ему приняться за постройку храма, которое он завершил с успехом. Отец Митрофан создал при приходе библиотеку и школу. Все получаемые от благотворителей средства жертвовал на храм, школу и библиотеку.
Летом 1904 года великая княгиня прибыла в наш город, чтобы проводить подшефный полк на русско-японскую войну. Елизавета Фёдоровна подарила драгунам икону Покрова Пресвятой Богородицы и походную полотняную церковь.
Со своим полком на войну отправился и о. Митрофан. Везде, где представлялась возможность, со своими помощниками ставил походную церковь и служил. В действующей армии священник вёл подробный дневник, который позже печатался в журнале «Вестник военного духовенства», а затем вышел отдельной книгой.
Летом 1906 года великая княгиня вновь приезжала в Орёл — для осмотра возвратившегося с Дальнего Востока Черниговского полка.
Всю свою жизнь Елизавета Фёдоровна шла к высокой цели — основать в Москве Марфо-Мариинскую обитель труда и милосердия. Для этого она продала все свои драгоценности и трудилась над проектом создания обители. Подал свой проект и отец Митрофан. Его видение будущего храма настолько пришлось по душе великой княгине, что именно его она положила в основу устроения обители. И пригласила Сребрянского на место духовника и настоятеля.
Орёл священник покидал с тяжёлым сердцем — настолько сроднился с местной паствой. В день его отъезда на вокзале собралась такая толпа, что путь поезду, увозившему священника в Москву, удалось расчистить лишь конной полиции…
В конце августа 1913 года в Орловской епархии широко отмечалось 800-летие со дня кончины просветителя края преподобного священномученика Кукши. «Необыкновенное оживление в народные массы, — сообщили «Орловские Епархиальные ведомости», — и особенное величие и красоту празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны». Она участвовала в торжественных молебнах, посвящённых святому священномученику в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на обширном кадетском плацу, на котором собралось свыше десяти тысяч человек.
Ещё раз Великая княгиня посетила Орёл в военном 1916-м году, посещая окормляемую ею Свято-Введенскую женскую обитель…
В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была казнена большевиками без суда: живой сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Шахту взорвали гранатами, завалили бревнами и засыпали землей.
Елизавету Фёдоровну канонизировали в 1981 году.
Мощи великой княгини находятся в Иерусалиме. Православные просят святую о помощи в трудных родах, при рождении недоношенного ребёнка, при раковых заболеваниях.
В декабре 2004 года святые мощи преподобномученицы Елизаветы находились на Орловщине. Как говорили тогда орловцы — «просто не верится, что Господь посылает ныне эти радости нашему исстрадавшемуся и много прегрешившему народу». Так великая княгиня Елизавета в очередной раз «вступила» на Орловскую землю.
Отец Митрофан прожил трудную жизнь. Его несколько раз арестовывали, а потом и вовсе отправили в ссылку сначала в Тобольск, затем в северные края. Последние годы жизни он провёл в Тверской области в селе Владычна. Тайно продолжал служить, несмотря на запрет властей. Умер в 1948 году. Канонизирован в 2000 году. Его мощи покоятся в Воскресенском кафедральном соборе Твери, куда сегодня стекаются паломники.
Удивительная орловская святыня связывает наш край с Митрофаном Сребрянским и Елизаветой Фёдоровной. Это — кипарисовая доска от переносного престола, который использовался в военных походах священником. Доска была подарена Елизаветой Фёдоровной. Её сохранили верующие, а затем на ней была написана икона и торжественно передана в дар Ахтырскому кафедральному собору в Орле. Сейчас она находится в левом приделе храма.
Серафим Чичагов на Орловщине появился в 1906 году, когда был назначен епископом Орловским и Севским. В своём обращении к духовенству и пастве владыка произнёс знаменитое слово: «Держа в одной руке крест, другою я бью набат, возлюбленные!» Он призывал священнослужителей брать кресты и идти в толпу, «поспешать» на площади, деревенские сходы, улицы, перекрёстки дорог, на фабрики и заводы, где волнуется народ, на пожарища, разгромы, побоища и благодатным словом вразумлять озлобленных, совращённых, проповедующих насилие и смуту, готовых на всякие преступления. «Сзывайте всех в храмы для покаяния и благодатного освящения Святыми Тайнами и возрождения в приходах христианских общин, которые только и могут направить свободный русский народ на истинный путь!», — обращался он к священникам.
Обладая даром красноречия и особенным умением убеждать, он доказывал пользу объединения на пастырских собраниях и на епархиальных съездах духовенства, раньше занимавшихся исключительно материальными нуждами епархии. Собственным примером он показывал, как надо работать — ходить по домам прихожан, знакомиться, стараться разузнать их нужды, облегчать их горе участием, советом, хлопотами и залечивать сердечные раны.
В орловских епархиальный ведомостях № 31 от 30 июля 1906 года имеется такое распоряжение преосвященного Серафима: «Господь вновь не благословил урожаем многие местности Орловской губернии и ниспослал, по грехам нашим, новые испытания, уничтожив посевы градом. Предстоит крестьянам величайшая нужда и, в особенности, в Карачаевском и Мценском уезде. Поэтому предписываю священникам непосредственно донести мне о тех приходах, которые нуждаются в продовольственной помощи, дабы я мог своевременно добыть им посильную жертву».
При епископе Серафиме на Орловской кафедре учреждается Мариинское братство, призванное оказывать помощь детям, особенно сиротам в получении образования. В конце первой половины 1907 года учреждается Серафимовское братство, целью которого была помощь нуждающимся учащим и учащимся орловских церковных школ.
Владыка Серафим проявлял особую заботу о церковной школе. Сам разработал систему преподавания, лично посещал экзамены в учебных заведениях губернии. По его инициативе открываются новые читальни.
В октябре 1908 года святитель покинул Орёл: Святейший Синод перевёл его в Бессарабию на Кишиневскую кафедру. Провожали его из Орла со слезами…
Его расстреляли в 1937 году по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Чичагов к тому времени был уволен по состоянию здоровья.
В 1988 года полностью реабилитирован. В 1997 году Архиерейским собором Русской православной церкви причислен к лику святых как новомученик.
Орелтаймс благодарит замдиректора Среднерусского института управления – Орловского филиала РАНХиГС, профессора, Виктора Ливцова за помощь в подготовке материала.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.
Этот сайт использует файлы cookie.