Категории: Орловская пятерка

Самые ценные картины Орловского музея изобразительных искусств

Ценность – понятие субъективное. И не всегда измеряется деньгами. В первую очередь, шедевры искусства дороги потому, что наполнены историей. Так, в 2019 году на аукционе в Париже был продан ржавый остов револьвера, из которого предположительно нанёс себе смертельное ранение художник Винсент Ван Гог, за … 162 тысячи евро.

“Орелтаймс” вместе с сотрудниками Орловского музея изобразительных искусств представляют топ-5 ценных картин, которые находятся в постоянной экспозиции.

1-ое место

«Поющие ангелы»

Одна из ранних по времени исполнения картин в собрании музея, представляющая римскую школу живописи XVII века. Её автор – одарённый художник зрелого барокко Джачинто Бранди (1623-1691). Он работал в Риме и Неаполе, известен станковыми и монументальными живописными композициями на религиозные темы, написанными для церквей и палаццо. В своём творчестве следовал живописным приёмам Микела́нджело Меризи да Карава́джо, позволяющим приближать изображение к реальности. 

Картина происходит из Орловского имения князей Куракиных – Преображенского. Первоначально, под наименованием «Хор ангелов», находилась в их коллекции в Петербурге, затем в их Тверском поместье. 

В 1984 году «Поющие ангелы» экспонировались в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на выставке «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР» и были воспроизведены на суперобложке одноимённого альбома (М.: Советский художник, 1986). 

Уникальность данной работы также в том, что в музеях России произведения Джачинто Бранди достаточно редки. 

2-ое место

«Портрет великого князя Павла Петровича (1754 -1801) в детстве с ружьём»

Портрет написан в середине XVIII века неизвестным художником, предположительно Алексеем Петровичем Антроповым.

Павел Петрович представлен в форме сержанта гренадерской роты лейб-гвардии Измайловского полка, одного из самых привилегированных в русской армии того времени. После создания Петром I регулярной армии и флота, сыновей дворян с малолетства «записывали в службу», и к совершеннолетию они уже имели офицерские звания. С трёх лет «служил» и великий князь Павел Петрович.

Будущий император Павел I в детстве воспитывался вместе с князем Алексеем Борисовичем Куракиным, которому эта картина была передана в дар. Она являлась гордостью его собрания и два раза предоставлялась его потомками на масштабные выставки, проходившие в 1869 и 1905 годах в Петербурге.
Ценность портрета и в том, что он сохранён в неизменном виде в оригинальной раме.

В 1993 году портрет Павла Петровича был представлен на выставке «Мир и образы детства. Россия XVIII – начала XX века» в Государственной Третьяковской галерее.

Портрет Павла  Петровича уже долгое время находится на афише Орловского музея изобразительных искусств и стал его символом. 

3-е место

«Портрет Алексея Сергеевича Мусина-Пушкина”

Портрет создан в 1854 году знаменитым русским портретистом Василием Андреевичем Тропининым. Художник являлся мастером так называемого «домашнего» портрета, показывающего человека не позирующим художнику, а находящимся наедине с самим собой в непринуждённой обстановке, где ни к чему сословный антураж и регалии. 

Творческое наследие художника насчитывает свыше трёх тысяч портретов людей самых разных сословий. Шутили, что Тропинин переписал «буквально всю Москву». Примечательно, что художник – из крепостных и вольную получил уже в зрелом возрасте. Однако это не помешало ему получить звание академика портретной живописи.

Портрет Мусина-Пушкина предназначался не для парадных зал, а для памяти близких людей. В Орловскую губернию, в дом своего мужа, Бориса Александровича Куракина, портрет привезла дочь Мусина-Пушкина Екатерина Алексеевна. 

Работа дошла до наших дней в оригинальной раме. Вверху располагается герб рода Мусиных-Пушкиных в форме четырёхчастного щита, увенчанного шлемом и короной, из которой выставлена рука с обнаженным мечом. 

4-е место

“Ярило”

Картина сразу привлекает к себе внимание, не только потому что является самой большой работой по формату из находящихся в постоянной экспозиции музея, но и своим сюжетом. Её автор Евгений Михайлович Сотников, уроженец Орловской губернии, переносит зрителя в атмосферу далекой старины.

Ярило – языческое божество восточных славян, бог солнца, плодородия и любви. О широком почитании Ярило на Руси свидетельствовали «Ярилины» – народные празднества, которые устраивались весной и справлялись вплоть до ХХ века. Атрибутом Ярило был весенний или утренний солнечный свет, пробуждающий растительную силу в травах и деревьях, любовь во всём живом, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке. 

Картина «Ярило» является редчайшим образцом стиля модерн в станковой живописи. Она была создана в 1910 году и является дипломной работой Евгения Михайловича Сотникова, за которую ему было присуждено звание художника. 

Художественные произведения нашего земляка практически не представлены в собраниях других музеев. В фондах Орловского музея изобразительных искусств находятся свыше 20 работ живописца, благодаря дару его дочери, Зои Евгеньевны Сотниковой (1901-1987), «чтобы произведения Евгения Михайловича Сотникова были на его родине».

5-е место

“Борзые”

Это работа известного анималиста, страстного любителя животных и природы Александра Петровича Швабе, академика и профессора императорской Академии художеств. После окончания обучения поступил на службу при управлении Государственным Коннозаводством и Императорских скачек, где в его обязанности входило писать с натуры лошадей.

Им было создано 28 портретов лошадей, выигравших призы. Они были куплены впоследствии императором Николаем I. С тех пор художник преимущественно писал портреты лошадей и собак для особ Императорской Фамилии.

Одним из заказов стал портрет борзых. На нём представлены собаки породы грейхаунд — английская борзая, которые принадлежали великому князю Николаю Николаевичу (Старшему), сыну императора Николая I, о чем можно судить по надписи на ошейнике: Его императорское величество Николай Николаевич…

Картина «Борзые» находилась в коллекции великого князя Николая Николаевича (Младшего) (1856-1929), внука Николая I, который купил в 1887 году имение в селе Першино Тульской губернии и основал Першинскую великокняжескую охоту. Просуществовало Першинское имение, а вместе с ним и охота, до 1914 года. 

После революции часть коллекции великого князя оказалась в собрании Тульского областного художественного музея, из которого поступила в 1959 году в собрание Орловского музея изобразительных искусств.


Представленные фотографии не передают в полной мере величия, красоты и смысла описанных картин. Так что лучше прийти в Орловский музей изобразительных искусств и увидеть работы “вживую”.

Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google NewsЯндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.

Поделиться

Этот сайт использует файлы cookie.