Категории: Аналитика

Интернет-запросы как доказательство «ковидного ада» в Орловской области

Данный материал, как мы полагаем, станет весьма любопытен для всех. Но особенно для той части орловцев, которые постоянно пытаются доказать редакции «Орелтаймс» через комментарии в пабликах и на сайте, что в Орловской области специально накручивают «ковидную» статистику. И делают, дескать, это все: начиная от регштаба и заканчивая СМИ. Что ж. Специально для «статистических диссидентов» исследование очень именитого маркетолога, базирующееся на глубоком анализе поисковых систем в Интернете. 

Маркетолог, трафик-менеджер, редактор Invisible.ru Александр Драган написал большой материал для The Insider о том, что сейчас происходит в России с эпидемией — и о чём говорят поисковые запросы в Яндексе.

«В двух словах: происходит катастрофа, и она повсеместна. Разобрал ситуацию по России в целом и по всем федеральным округам: что можно сказать на основе 10 «коронавирусных» поисковых запросов», – пишет автор.

По его мнению, именно поисковые системы наиболее ярко отражают реальную картину с распространением новой коронавирусной инфекции по регионам – получше любого статистического ведомства.  И дело здесь далеко не в панике, сезонных простудах или ажиотаже в СМИ. Всем, кому интересны доказательства и свидетельства данных утверждений, с ними можно ознакомиться в первоисточнике. «Орелтаймс» обобщил и максимально сократил данные, выделив для читателей наиболее острые и интересные моменты.

Суть метода

Он прост и доступен каждому. У Яндекса есть Вордстат — инструмент, который позволяет смотреть помесячную или понедельную динамику показов по нужным поисковым запросам. И есть особые «коронавирусные» запросы, которыми с большей вероятностью будут пользоваться заболевший человек и его близкие. Как правило, это запросы максимально практичные: связаны либо с самыми специфичными симптомами COVID-19  (такими, как пропажа обоняния и вкусов), либо с конкретными лекарствами, либо с диагностикой. Подробнее про метод можно почитать здесь и здесь. Главная идея — есть запросы, которые наиболее точно коррелируют с реальной заболеваемостью.

О чём говорят запросы?

Динамика запросов по России чудовищная. Если оценивать ключевой запрос «пропало обоняние», рост за три недели — в 2,6 раза, за два месяца (с конца августа) — в 5,5 раза. Если с мая по сентябрь запрос держался в пределах 27−43 тыс. показов в неделю и постепенно снижался, то с конца сентября вновь начал расти, и расти по экспоненте. 

«Это катастрофический рост. Это больше, чем в любой из весенних и летних месяцев. Только эти цифры — не за месяц, а за неделю. Это выше весенне-летних пиков в 4 раза. Выше стандартного сезонного уровня в 140 раз».

Рост «ковидных» запросов по стране продолжается уже два месяца, и с каждой неделей он ускоряется. Ниже — динамика еженедельного прироста 10 основных запросов, которые почти абсолютно коррелируют с ходом эпидемии («пропало обоняние», «не чувствую запахи», «кт легких», «азитромицин», «левофлоксацин», «цефтриаксон», «сатурация», «пневмония взрослый», «курантил», «кислород в крови»).

Если на конец августа Вордстат фиксировал 460 тысяч показов в неделю, то уже через полтора месяца они выросли до 2,3 млн в неделю — это почти втрое больше, чем было на весеннем пике. Стремительно растут все округа и большинство регионов. Везде, кроме Северного Кавказа и Северо-Запада, ситуация уже хуже, чем была весной−летом. Быстрее всего растут Сибирь и Урал, за ними следуют ЦФО и Поволжье.

Виноваты СМИ?

Вторая волна эпидемии провоцирует и новый всплеск интереса в СМИ — может быть, просто поэтому запросов, связанных с коронавирусом, становится больше? «Нет», — утверждает Драган. И это не накрутка, не медиашум и не массовый психоз. По мнению автора, именно так выглядит вторая волна эпидемии, которая одновременно накрыла большую часть страны. Драган утверждает, что «пропало обоняние» — запрос не медийный. Поскольку его популярность не зависит от активности СМИ. «Он растёт непрерывно на протяжении 2 месяцев — тогда как медийные запросы дают разовый пик, который за одну-две недели спадает», — сказано в исследовании. 

Орловская область демонстрирует самую высокую «ковидную» динамику в ЦФО

Ситуация тяжёлая. И с каждой неделей она становится хуже. Почти везде.

«По-видимому, прямо сейчас 90% регионов переживают серьёзную вспышку. И похоже, через несколько недель таких регионов будет ещё больше», – пишет автор.

Для наглядности Драган делит все субъекты РФ на три группы:

  • Регионы, где всё спокойно. Таких осталось всего четыре: Чечня, Ингушетия, Дагестан и Чукотка.
  • Регионы с первой волной. Это те, до которых эпидемия по-настоящему добралась только в августе-сентябре — и настоящая первая волна накрывает сейчас. Таких 25: четверть из них приходится на юг, ещё четверть — на Дальний Восток.
  • Регионы со второй волной. Это те регионы, в которых была явная динамика эпидпроцесса: заметный рост, сильный пик, затем медленный спад, и, чаще всего — рост избыточной смертности. Сейчас эти регионы вновь бурно растут. Ко «второй волне» условно отнесены те, где нынешний уровень «ковидных» запросов уже достиг уровня 2/3 от первого весенне−летнего пика. Вторая волна сейчас в 51 регионе (60%), и треть из них — это ЦФО. При этом, из 18 областей ЦФО лишь в одной население испытывает последствия «первой» волны – Костромская область. Орловщина наряду с оставшимися субъектами, судя по запросам в поисковых системах, «полыхает» от COVID-19.

А теперь внимание на график: худшая динамика отмечена в Орловской области. Темпы роста запросов ускоряются, за последнюю неделю +70%. 

Среднее превышение весенних пиков в регионе превысили летние пики в 4−4,5 раза.

Ну и, наконец, автор утверждает, что говорить о каком-либо выходе на плато преждевременно. «Признаки полноценного плато или снижения я вижу только в Удмуртии», – заключает Александр Драган. 

Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google NewsЯндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.

Поделиться

Этот сайт использует файлы cookie.