Категории: Аналитика

Орловские выпускники школ попали под раздачу госструктур

В 2021-2022 учебном году завершается 11-летний цикл образовательного «эксперимента» с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который определял содержание учебников и методику преподавания предметов всё это время. Выпускники 2022 года – дети, которые учились по программе ФГОС от и до. И именно их знания предстоит проверить на ЕГЭ. Эта проверка станет, конечно, и проверкой самого федерального стандарта. 

При этом в начале учебного года государство заявило об изменениях в вопросах экзамена по каждому предмету.  Бежали-бежали, гребли-гребли, тренировали-тренировали, а на финишной прямой вдруг переобулись.Непонятная смена правил в конце игры.

С чем связано такое поведение госстуктур, отвечающих как за образование, так и за контроль его качества, ОрелТаймс попробовал разобраться совместно с Региональным центром оценки качества образования (ОРЦОКО), руководителями предметных комиссий, учителями и репетиторами. По симптоматическим причинам учителя и репетиторы захотели скрыть свои реальные имена, поэтому мы их меняем на псевдонимы.

Посмотрим же на изменения в контрольно-измерительных материалах для ЕГЭ.

Начнём, конечно, с великого и могучего, тем более, что он обязательный.

Беда: школьники умеют читать, но не понимают прочитанное

Русский язык был и остаётся реальной возможностью спасти дела поступающего: его в Орловской области сдают стабильно хорошо. Поэтому в какой бы вуз ни готовился выпускник – надо помнить, что русский требуют везде, его баллы везде учитывают, и желательно набрать их по максимуму. Неоднократно  абитуриентов естественнонаучных факультетов спасал именно высокий балл по русскому. Так что в стратегии штурмующих университеты выпускников русский должен осознаваться, как ценная фигура в шахматах. Причём, не требующая взрыва мозга, как физика или химия.

По словам председателя региональной предметной комиссии по русскому языку Маргариты Цыганковой, изменений в тестах ЕГЭ ждали давно. Однако то, что внесено в вопросы по русскому языку, революцией пока назвать нельзя.

– Задание, где нужно было прочитать текст и дать его краткое резюме, то есть, задание на понимание смысла прочитанного, заменили стилистическим анализом текста. В учебной программе стилистическому анализу уделяется много внимания, и то, что такое задание появилось – логично. При этом отметим, что сочинение в формате ЕГЭ у нас пишут всё лучше. Однако мы уже несколько лет подряд сталкиваемся с тем, что восприятие, понимание текста и мировоззрение  у современной молодёжи другое.  И экзаменаторам приходится становиться на точку зрения выпускника, хотя она и может сильно отличаться от нашей, – отмечает Маргарита Цыганкова.

В целом же, по мнению руководителя комиссии, в регионе русский язык преподаётся на достойном уровне, и если ученик захочет, то сдаст предмет на высокий балл даже без репетитора. К тому же в учебную сетку ввели такой предмет, как «Родной русский язык». Это добавило учителям лишний час по предмету: его можно использовать для проработки тех изменений, которые произошли в тестах.

– Изменения, которые внесены в вопросы по русскому говорят о том, что наверху поняли, насколько плохо умеют читать и понимать прочитанное школьники. Умение читать – это, прежде всего, умение понимать текст, а также контекст, подтекст и на высшем уровне – уметь его интерпретировать. Сейчас мы видим, что молодые люди не приобретают эти необходимые навыки, поскольку сами мало читают и не пересказывают художественные произведения. Требования учителей слишком формализованы. Глубины анализа не ждут, – считает преподаватель русского языка с 40-летним стажем, кандидат филологических наук и репетитор Анна Лемешева.

Одним профессионалам кажется, что составители ЕГЭ упростили задачу и много понимать теперь не надо, но есть мнение и противоположное: стилистический анализ сложнее и специфичнее, чем смысловой. Есть опасения, что набираемые на экзамене баллы по русскому языку из-за внесённых изменений снизятся. Это потащит за собой понятные вещи – в общем зачёте баллы орловского выпускника уменьшатся, и шансы поступить в вуз «с высокой планкой» тоже упадут. Запомним пока эту мысль и двинемся дальше.

Математика: явная тенденция к усложнению

Теперь о математике. Напомним: она имеет базовый и профильный уровень. Базовый сдают, если не собираются поступать в вуз, где требуется математика. В остальных случаях – только профильный, более сложный. 

Изменений в базовой части немного – добавили одну задачу. А вот в профильном уровне мы видим явную тенденцию к усложнению: убрали три самых лёгких задачи, которые решались на основе житейского опыта, добавили две более сложных. Во второй части профиля набор заданий прежний, но «дешевле» стали стоить экономические задачи, зато «подорожала» задача по стереометрии. Как говорят опытные репетиторы,таким образом пытаются свести к минимуму возможность получить баллы «с кондачка».

– Заметно движение в сторону прикладной математики, практических задач. Но здесь кроется проблема: в школьной программе недостаточно даётся материала, хороший навык в решении которого хотят увидеть на экзамене, у детей часто не хватает опыта и практики. Однако у учителя есть место для манёвра: ориентироваться на содержание будущего экзамена и давать больше текстовых задач. Это важно, потому что с чтением текстов у нас проблема, – делится председатель предметной комиссии по математике в Орловской области Сергей Панюшкин.

Хотя до чиновников от образования периодически и долетали «голоса снизу» от учителей насчёт растущих проблем, которые не решить введением более сложных заданий, формально с 2015 года по 2021 изменений в вопросниках ЕГЭ по математике не было. 

– Считаю, профиль усложнился серьёзно. И опасаюсь, что уровень баллов наших учеников упадёт еще ниже. Некоторые задачи ещё в прошлом, 2020 году, вызвали шок не только у детей, но и у учителей. Проблем с математикой у нас много: начиная от отсутствия нормальной базы, которая закладывается в начальной и средней школе, до дефицита практики, наработки навыков в решении задач в 10-11 классах. Сейчас мы ждем с большим беспокойством пробного экзамена по математике, который должен пройти в области до конца осени, – комментирует ситуацию репетитор по математике, преподаватель вуза на пенсии Наталья Севостьянова.

Обществознание: экзамен перестроили существенно

В обществознании произошли самые значительные изменения за пять лет: время выполнения заданий сократили до трёх часов и перестроили сам экзамен. Есть мнение, что получилось даже удачно: упор сделали на знания, а не на зубрёжку шаблонов, сняли дублирующие друг друга вопросы, ушло мини-сочинение, которое писали по готовым схемам плюс оценивали его довольно субъективно. В первой части вопросов стало меньше. Больше стал правовой блок: в частности задания, требующие развёрнутых ответов по Конституции и ряду законов. Тут явно прослеживается стремление государства к формированию правовой культуры, поскольку предмет «право» в старшей школе уже почти не преподаётся. 

Повышение требований к анализу и умению строить развернутый ответ тем более любопытно как тенденция. Московские эксперты отмечают: долгое время в образовании шёл процесс поворота от гуманитарных наук к естественным. Обществознание в столицах и городах-миллионниках, сохранивших неплохой уровень обучения в школах, и котирующиеся вузы медленно, но верно вытеснялось математикой и физикой. И вот – новый поворот.

– В Орловской области обществознание традиционно считается самым массовым предметом после русского по числу сдающих его выпускников. Казалось, что это лёгкий предмет: не сравнить с математикой или физикой. Но сейчас чем дальше, тем яснее – требования повышаются, задачи усложняются, а дети всё хуже владеют русским языком, текстовая культура уходит, клиповому мышлению текст не поддаётся, – рассказывает председатель предметной комиссии по обществознанию Дмитрий Гусев.

Отмена мини-сочинения не означает, что станет легче. Элементы этого эссе войдут теперь в традиционно нелюбимый учениками сложный или развёрнутый план. Это задание, где даётся определённая тема, и надо написать «рыбу», по которой она раскрывается. Такое формально и по шаблону не напишешь – нужно и знание темы, и самое страшное – умение мыслить и строить текст.

– Долгие годы мы наблюдали, как регулятор в лице Рособрнадзора вёл обществознание по пути упрощения знания и оттачивания формы. Глядя на вопросы и формулировки, мы понимали – создавался экзамен для будущего среднего офисного сотрудника. В 2020 году, считаю, достигли совершенства в этом. Самые большие сложности были с развёрнутым планом: он давал на один балл меньше эссе, но боялись его больше. Потому что даже 70-80% талантливых детей не умеют читать текст, не могут анализировать на лету, вычленять главное, плюс в состоянии стресса теряют способность размышлять – вот это самая большая проблема. А сейчас видим странные шаги: судя по всему, мы имеем дело с серьёзной перестройкой самого смысла ЕГЭ по обществознанию, – считает репетитор по обществознанию, у которого ученики набирали 100 баллов, преподаватель с 30-летним стажем Андрей Черенков.

Вот такой интересный кульбит: сначала опускали планку знаний в угоду упрощению, а теперь задрали там, где школьники слабее всего.

К чему это приведёт? Очевидно, к «толкотне локтями» на гуманитарных факультетах престижных вузов, потому что взять такой барьер смогут не все. Выиграют дети с хорошим русским языком и умением строить мысль – информация к размышлению всем, кто недооценивает русский язык и литературу.

Общая температура по больнице

Оглянемся на прошедший в этом году ЕГЭ и попробуем сделать выводы и представить  будущее.

В 2021 году в Орловской области из 3480 человек, зарегистрировавшихся на сдачу ЕГЭ, математику сдавали 1666 человек, обществознание – 1653 человека, биологию – 726 человек, физику – 626, историю – 611. Так выглядела пятёрка лидирующих предметов в этот раз, хотя стабильно второе место в области по массовости сдачи занимает обществознание. Русский в рейтинг не входит, потому что безальтернативно сдаётся всеми выпускниками и поступающими, у него естественная монополия.

Цифры эти многое говорят даже сами по себе, но если их сопоставить с баллами, которые набрали выпускники, становятся еще рельефнее. Итак, максимальный полученный балл по русскому – 100, и таких ребят в области 39 (а в прошлом сложном году их было 56!). По математике высший балл был – 98. По обществознанию в области в этом году 3 стобалльника, по биологии – тоже 3, по физике был один стобалльник, по истории – 5.

Нетрудно заметить, что крепость математики в Орловской области не поддаётся штурму – с 2007 года в регионе на 100 баллов этот экзамен сдали всего 7 или 8 человек (!). Этому есть немало причин, одна из которых – отношение к предмету на административном уровне: в регионе нет ни одной школы с математическим уклоном, это о многом говорит. 

Физика, хотя государство и транслирует заинтересованность в инженерных специальностях и вводит в вузах дополнительные места на естественнонаучных факультетах, в Орловской области в ещё большем загоне – не смотрите на одного стобалльника этого года. По оценкам экспертов ОГУ, с каждым годом число поступающих на физику и смежные специальности снижается. В этом году в университет на специальность «физика» набрали 35 человек, 10 из которых – платники. И почему-то кажется, что ребята с высшими баллами не остались в орловских вузах.

К слову, из более трёх тысяч сдававших ЕГЭ в вузы поступили 1007 человек. Из них 281 уехали учиться в другие регионы.  Это примерно 28 процентов. В плюс орловским школам и репетиторам нужно сказать, что всё-таки число выпускников входящих в прослойку «от 81 до 100 баллов» с каждым годом понемножку растёт по основным предметам. Но не будет смелым и предположить, что основная часть сдавших ЕГЭ на балл «выше ожидаемого» по всем необходимым для поступления предметам уехали в столицы и города-миллионники.Отток талантливой молодёжи продолжается. 

Выводы мы пока делаем промежуточные: более 11 лет в стране идёт снижение общего уровня чтения. Сначала казалось, что это проблема конкретно учителей русского и литературы в школе, а в целом – общей культуры. Вступающие в диалог на эту тему стороны периодически разводили руками: дескать, цифровое поколение и всё такое прочее. Но постепенно выяснилось, что мы всё ещё живём в текстовой культуре, и в нашем мире всё, что нас окружает – пока ещё текст, а не видосы. Текст нужно уметь читать, понимать, анализировать, интерпретировать. Текст есть в математике, в физике, в биологии, в обществознании и истории – в любом предмете. И без навыка чтения и понимания текста уровень образования и его контрольных показателей падает и будет падать. 

Что делает государство в лице Рособрнадзора? Последние изменения демонстрируют желание увидеть уровень знаний, понимания материала, анализа текста, решений задач выше, чем способна дать нынешняя школьная программа. 

Тем временем учительские объединения на протяжении многих лет ходят к «парадному подъезду» контролирующего и проверяющего органа с просьбами прекратить заваливать учителей бумагами и дать возможность качественно учить детей. Регулярно во время ЕГЭ создаются родительские петиции с требованием вернуться к реальности и не спрашивать со школьников всей страны то, что проходят на втором курсе вуза.

Но чем дальше, тем устойчивее ощущение: правая рука не знает, что делает левая.

А если знает, то вывод один: государству не нужно, чтобы наши дети массово получали высшее образование. Путь наверх становится всё теснее, конкуренция всё жёстче, поезд уже уходит.

Что делать готовящимся к поступлению выпускникам и их родителям по каждому конкретному предмету, советы от наших экспертов и лайфхаки от уже поступивших – читайте в следующих материалах ОрелТаймс.

Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google NewsЯндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.

Поделиться

Этот сайт использует файлы cookie.