Категории: Аналитика

Трудности мусорной реформы в Орловской области: взгляд сверху и снизу

К  27 сентября кабинет Правительства запросил у Минприроды и Российского экологического оператора (РЭО) данные для рейтинга эффективности мусорной реформы в регионах.  Документ позволит проанализировать и оценить работу «мусорных» операторов и местных властей. Лидеры смогут рассчитывать на приоритет в реализации инвестиционных проектов. Оказавшихся в конце списка, по всей видимости, ждут неудобные вопросы. По информации ТАСС, министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов упомянул Орловскую область в числе других восьми регионов, которые существенно отстают в строительстве и модернизации мусорной инфраструктуры и далеки от выполнения, поставленной президентом задачи.

Отстали от жизни

Пока названы только некоторые критерии эффективности работы региональных участников мусорной реформы. В их числе мероприятия по организации переработки мусора и увеличению собираемости  платежей. Отдельный критерий связан с  удовлетворённостью населения качеством оказания услуги.

Напомним, что «мусорная реформа» к 2030 году должна обеспечить стопроцентную сортировку мусора и сократить захоронение не переработанных отходов наполовину (50% против имеющихся 94% на данный момент). Достижение этого результата – одна из национальных целей.

На территории Орловской области сейчас работают четыре мусоросортировочных комплекса общей мощностью 360 тысяч тонн в год и два полигона. Также в прошлом году в Орле начал действовать Бумажный комбинат по утилизации вторсырья.

Каким видят место Орловской области во всероссийском рейтинге эффективности мусорной реформы люди, отвечающие за её реализацию? За комментариями ОрелТаймс обратился к основным игрокам рынка региона: Юрию Парахину (мусоросортировочный завод «ЭкоСити»), Александру Муромскому (УК «Зеленая роща») и Александру Троянову (мусороперевозчик «Экологистик»).

Не так страшен чёрт, как его малюют?

Редкий случай, но, отвечая на вопрос, почему у федералов сложилось мнение, что в Орловской области с мусорной реформой беда, чиновник Александр Муромский и предприниматель Юрий Парахин оказались практически солидарны: не так всё плохо, как кажется наверху. Вопрос в том, чем Минприроды руководствуется при анализе ситуации.

– Если смотреть на заявленные параметры реформы, то уже сейчас в Орловской области 100% мусора идёт на сортировку, после чего «хвостов» остается 62%. Это больше обозначенных желательных 50% к 2030 году, но ненамного, – говорит Муромский.  – Также один из критериев предполагаемой оценки – собираемость платежей. Тут тоже всё неплохо: за 2019 год собрали 87%, за 2020 – 93%, за текущий период 2021 – 96%.

Но стоит учесть, что большинство юрлиц договоров не заключили, а услугой по факту пользуются. Практика взыскания оплаты по суду уже наработана в ряде регионов, и «Зеленая роща» собирается заняться этим в ближайшее время. 

Проблема – и в отсутствии в  регионе полного цикла переработки: полученные на мусорных заводах вторичные материалы не превращаются на месте в конечный продукт. То есть, из пластика не делаются новые бутылки или посуда, а к этому надо стремиться. И, конечно, вызывают опасения мощности и техническое состояние двух полигонов – в Ливнах и Мценске. Там проблемы и с лицензированием, и с тем, что они близки к заполнению.

– Нужно оперативно готовить проектно-сметную документацию, предусмотреть рекультивацию каких-то участков, заложить новые площади и так далее, – комментирует ситуацию Александр Муромский.

Созвучна мнению Муромского и позиция Юрия Парахина, который указывает, что  Орловская область в самом начале реформы в 2019 году на 730 тысяч жителей имела четыре объекта обработки – в Орле, Ливнах, Нарышкино и Мценске. Уже тогда, по словам бизнесмена, сортировались все образуемые населением отходы, и регион по этому показателю был одним из лучших в России.

– В 2019 году наш завод отсортировывал до 75% полезных фракций из поступающего мусора, остатков было немногим более 25%, и сейчас эти показатели не изменились. А значит и «хвостов» у нас остаётся вдвое меньше той цифры, к которой должна прийти страна к 2030 году. На «ЭкоСити» сегодня поступает до 65% мусора нашего региона. Вывод: уже сейчас и с сортировкой, переработкой, и с «хвостами» у нас дела обстоят лучше ожидаемого государством результата, – убеждён Парахин.

К слову, как сообщает ТАСС, глава Минприроды Александр Козлов в кулуарах Восточного экономического форума усомнился в информации, предоставленной половиной российских регионов: фактический процент сортировки не совпадает с их отчётностью.

Однако есть и то, с чем вряд ли поспоришь – снижение образования отходов в Орловской области действительно происходит.

– Тут Орловская область может вообще оказаться впереди всех. У нас снижается численность населения и зарплаты – естественно, что и мусора автоматически становится меньше, – пояснил директор «ЭкоСити».

То ли радоваться, то ли огорчаться…

Разделяй и властвуй

Раздельный сбор мусора – одна из основных задач реформы и, соответственно, региональных операторов. В этой части Орловской области не удалось продвинуться далеко. И хотя на улицах областного центра кое-где появились оранжевые контейнеры, говорить об удачном старте пока не приходится.

Контейнеры раздельного сбора принадлежат «ЭкоСити», но их явно недостаточно. Также непонятен регоператору и перевозчикам алгоритм их вывоза на мусорный завод: кто будет забирать эти отходы, появится ли еще один мусороперевозчик, или будут заключены дополнительные договоры с теми, кто уже работает. Эти вопросы волнуют игроков рынка, но для жителей существенно только то, что «воз» движется крайне медленно.

– Завод сортировки  устроило бы даже простое разделение на пищевые и непищевые отходы. На собственные средства «ЭкоСити»  были закуплены стандартные оранжевые контейнеры для раздельного сбора отходов. Предложили их разместить в городе, часть разместили, потом часть из них заставили убрать. Есть ещё 30 контейнеров, но уже 4 месяца ждем согласования их установки от «Зелёной рощи», – делится проблемой отсутствия взаимопонимания гендиректор «ЭкоСити».

Тем не менее, «Зелёная роща», по словам Муромского, до конца года планирует начать пилотный проект по установке контейнеров для раздельного сбора отходов в школах и детских садах. Это позволит снизить расходы бюджетных учреждений на оплату вывоза мусора, потому что оплата пойдёт не по нормативу, а по фактическому накоплению.

– Кроме того, мы подали заявку в Минприроды и вошли в число регионов, которым буквально на днях одобрена субсидия на приобретение контейнеров для раздельного сбора мусора. Сейчас совместно с Департаментом ЖКХ прорабатывается территориальная схема раздельного сбора мусора. Потому что в действующей редакции схемы площадок для раздельного сбора ТКО не выделено, – пояснил Муромский.

Главный вопрос разрешить

В том, что начинать надо было именно со схемы, уверены представители перевозчика мусора компании «Экологистик». Первый заместитель директора компании Александр Троянов считает, что камень преткновения в Орловской области – как раз отсутствие инфраструктуры сбора мусора.

– Даже в городе не хватает оборудованных контейнерных площадок. Мы чувствуем эту проблему острее всех: на 189 улицах Заводского и 90 улицах Железнодорожного районов наши водители вынуждены заниматься мешковым сбором. Вместо того, чтобы за пять минут забрать отходы с площадки, им приходится чуть ли не сортировать мусор. Это отнимает много времени, процесс затягивается. И завод «ЭкоСити» периодически предъявляет претензии к тому, какие отходы мы привозим на обработку. Но сортировка мусора – не задача перевозчика. У регионального оператора в руках должны быть оборудованные площадки, транспорт, сортировочные станции, переработка, утилизация и полигоны для захоронения того, что не смогли переработать. У «Зелёной рощи» этого нет, и она работает, как расчётно-кассовый центр. Отсюда весь комплекс проблем, – считает представитель транспортной компании.

К слову, мусороперевозчик и мусоросортировочный завод оказались солидарны в своих претензиях к организационной работе регоператора. Решение, предлагаемое ими для проблемы вывоза крупногабаритных отходов (шкафов, дверей, холодильников и т.п.) из дворов многоквартирных домов простое: привоз контейнера-лодочки по графику и информирование населения.

– Организовать такой алгоритм несложно, и люди культурно вынесут в привозной большой контейнер старый диван, линолеум, бытовую технику. Но это предмет договорённостей регоператора с управляющими компаниями и муниципалитетом. А эта работа не ведётся, – сожалеет Александр Троянов.

И ещё одна проблема, которую руководство «Экологистик» пытается уже два года вынести на рассмотрение областного совета – «серые» мусороперевозчики.

– Неоднократно фиксировали факт: забираем мусор из контейнеров, а через 10 минут они снова заполнены. То есть, кто-то берет с населения деньги за вывоз мусора и вывозит его в лучшем случае до контейнеров «Зелёной рощи». А в худшем – в овраг или малую реку, – говорит представитель компании.

Чтобы справиться с этим «бизнесом» нужны региональные акты, которые дадут органам контроля инструменты и полномочия для пресечения незаконного вывоза и сбора мусора. Именно такую поддержку увидеть со стороны местной законодательной власти хотели бы увидеть мусороперевозчики, по словам Троянова. 

Совершенно не секретно

И все-таки, на что же ориентировались московские чиновники, составляя список регионов с «недостаточно амбициозным подходом»? Из общения с орловскими участниками мусорной реформы стало понятно, что федеральный центр ни у кого из них не запрашивал какой-либо отчётности. Но выводы сделал.

Думается, что роль сыграла та самая удовлетворённость населения качеством услуги. Известно, что одним из важных источников информации о жизни людей  в наши дни стали социальные сети. И если зайти на страницы местных сообществ, то мусорные проблемы предстанут во всей их неприглядности: заваленные крупногабаритными отходами дворы многоэтажек, горы мусора на перекрёстках в частном секторе, мусор, всерьёз и надолго оккупировавший улицы города. Такие же проблемы в районах области. На решение этих вопросов теми, кто их обязан решать, люди не надеются – так что приходится зачастую этим заниматься губернатору в ручном режиме. Это известно абсолютно всем в Орловской области, да и московские аналитики живут не без аккаунтов в Инстаграме. Так что для мониторинга наших трудностей не нужно быть суперагентом.

Ясно и ежу: с начала реформы в регионе так и не удалось выстроить  самодостаточную систему сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов. Между участниками реформы, обеспечивающими её исполнение, слишком много противоречий. Но мы, простые жители, в чьих интересах якобы и проводится реформа, ежемесячно платим за вывоз мусора немалые деньги и не видим явного прогресса. И нам неинтересно, кто виноват. Хочется просто чистоты.

Надежда Рипинская

Аналитика 

Поделиться

Этот сайт использует файлы cookie.