Накануне в стенах городской администрации состоялся разговор на повышенных тонах. В рамках комитета Орловского горсовета по экономической политике рассмотрели только один, но очень важный для всего города вопрос – дальнейшую судьбу «Трамвайно-троллейбусного предприятия».
Ввела в курс дела и дала понять, что разговор состоится тяжёлый – Татьяна Решетова, начальник управления муниципального имущества и землепользования города Орла.
Данные за 9 месяцев текущего года таковы:
Шокировав коллег такими данными, Татьяна Решетова озвучила несколько факторов, которые повлияли на столь плачевную ситуацию: «Всем известно, что тариф не соответствует себестоимости. Проезд в орловских трамваях и троллейбусах должен составлять 27 рублей. Не может справиться предприятие и с расходами на электроэнергию, которая съедает львиную долю денег. Постоянные неплатежи энергетикам не дают возможности полноценно работать с расчётным счётом. Его то и дело блокируют. А предприятие несёт большую социальную нагрузку по перевозке льготных категорий граждан. Давно необходимо обновлять парк, увеличить количество транспортных средств, но это невозможно без соответствующих инвестиций извне!».
Новоиспечённый директор МУП «ТТП» Юрий Гордюшин признался в безысходности. Денег не хватает ни на что. На данный момент со всеми плюсами и минусами по сбору средств с пассажиров и прочим заработком в чистом остатке у МУП «ТТП» остаётся 15 млн рублей. Из них: налоги заплатить нужно, за электричество, которое основополагающий фактор существования предприятия – нужно, надо найти деньги на зарплату. Мы свели всё в единую схему и предлагаем нашим читателям поиграть в игру «Я – директор МУП ТТП»
К обсуждению подключился депутат горсовета Иван Дынкович.
«Меня не устраивают доклады администрации о транспортном обслуживании города Орла. Это доклады похоронной команды. Население нам платит деньги из бюджета, но мы все равно умираем. Разговоры о себестоимости в 27 рублей – это фантазёрство! От количества людей тариф зависит. Повышение тарифа не спасает ТТП. Вы повысите тариф – и конкурентоспособность ваша тут же проиграет. Частники, как видите, не повышают тарифы. А заявление Гришина, что вы – герои и недавно спасли город от остановки транспорта, меня поражает больше всего. Кто бы вам позволил?»
Директор предприятия Юрий Гордюшин заговорил о конце, который видится совсем близко. Руководство ТТП в ловушке финансового бессилья, каждый месяц выбирая на что потратить те копейки, которые удаётся заработать.
«Мы только немножко восстановили трамвайную сеть, контактную сеть, налоги заплатили, и опять произошла блокировка счетов. Налоговая выставила требование – заплатить 9,8 млн до конца месяца. И сейчас стоит вопрос: что делать дальше? Наступает время «Ч» – 28 ноября. Когда вполне возможно нас может закрыть налоговая. Первую часть зарплаты я выплачиваю 26 числа, вторую – 12. И на вторую часть денег у нас уже, скорее всего, не будет».
А проблемы с кадрами на предприятии стоят невероятно остро. В прошлом году уволилось порядка 100 человек. Любая задержка зарплаты повлечёт новую волну увольнения.
Средний возраст трамвая в МУП «ТТП» – 34 года, троллейбуса – 25. Это почти в 4 раза больше норматива.
«Наши деды, отцы не глупые были люди, когда устанавливали срок эксплуатации трамвая 16 лет, а троллейбуса – 7. После этого периода троллейбус просто перестает зарабатывать, он начинает тратить», – констатировал Гордюшин.
Последний трамвай, который приобрело ТТП в 2013 году тому подтверждение. На его содержание за 6 лет было потрачено всего 16 тыс. рублей. В то время как старый транспорт то и дело нуждается в ремонте и замене деталей.
Спасти «ТТП» традиционными способами, наверное, не получится. Не изменит ситуацию ни увеличение количества транспорта на линии, ни повышение тарифов. Если город чудом где-то найдёт пару сотен миллионов рублей, оплатит все долги предприятия, купит новые троллейбусы и автобусы – тогда возможно. В реалиях нужно искать – на чём экономить.
Депутат горсовета Тимур Нерушев предложил уменьшить расходы предприятия. На вопрос о том, за сколько ТТП покупает киловатт электричества, директор ответил: «6 рублей 20 копеек». Тогда депутат поинтересовался: «Почему тот же самый ТМК Гринн покупает дешевле 4 рублей?». На это Юрий Гордюшин начал эмоционально рассказывать, как он обращался в Министерство транспорта с просьбой пересмотреть тарифы и включить ТТП в перечень социально-значимых предприятий, но ему ничем не смогли помочь.
«Вы слышали что-нибудь про свободный рынок энергетики? Дешёвые киловатты тот же самый «ГРИНН» покупает именно там. Ищите современные пути решения проблемы», – подытожил Нерушев.
И вновь 2 часа бурных обсуждений не сдвинули дело с мёртвой точки. Проблемы ТТП так и остались проблемами ТТП. Огромные долги, низкая эффективность, морально опустошённый директор.
Пока предприятие стоит на балансе нищего города, шансов на спасение крайне мало. А в итоге страдают вновь орловцы. С улиц исчезнут трамваи, которые возвращают во многие европейские города, как наиболее эффективный транспорт. А что будет, когда закроют Красный мост?! Орёл рискует погрузиться в транспортный коллапс!
Может, областная казна изыщет дополнительные резервы и примет под крыло «умирающую лошадь»? Молчит губернатор – не даёт ответа…
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.
Этот сайт использует файлы cookie.