«Умирающая лошадь»: власть никак не решит судьбу орловского ТТП
Накануне в стенах городской администрации состоялся разговор на повышенных тонах. В рамках комитета Орловского горсовета по экономической политике рассмотрели только один, но очень важный для всего города вопрос – дальнейшую судьбу «Трамвайно-троллейбусного предприятия».
После отчёта о финансах в зале воцарилось долгое молчание…
Ввела в курс дела и дала понять, что разговор состоится тяжёлый – Татьяна Решетова, начальник управления муниципального имущества и землепользования города Орла.
Данные за 9 месяцев текущего года таковы:
- Выручка по предприятию сложилась в сумме 130 млн 181 тыс. рублей. За аналогичный период 2018 года – 177 млн 787 тыс. рублей.
- Себестоимость продаж в 2019 составила в 210 млн 765 тыс. рублей. Однако валовая прибыль не покрыла издержек, в итоге убыток от реализации основного вида деятельности (перевозок) составил 80 миллионов 584 тыс. рублей.
- В результате финансовых вложений разных уровней размер убытка за 9 месяцев 2019 года сократился до 15,6 млн рублей.
Шокировав коллег такими данными, Татьяна Решетова озвучила несколько факторов, которые повлияли на столь плачевную ситуацию: «Всем известно, что тариф не соответствует себестоимости. Проезд в орловских трамваях и троллейбусах должен составлять 27 рублей. Не может справиться предприятие и с расходами на электроэнергию, которая съедает львиную долю денег. Постоянные неплатежи энергетикам не дают возможности полноценно работать с расчётным счётом. Его то и дело блокируют. А предприятие несёт большую социальную нагрузку по перевозке льготных категорий граждан. Давно необходимо обновлять парк, увеличить количество транспортных средств, но это невозможно без соответствующих инвестиций извне!».
«Умирающая лошадь» лежит на боку и просит о помощи, но все проходят мимо…
Новоиспечённый директор МУП «ТТП» Юрий Гордюшин признался в безысходности. Денег не хватает ни на что. На данный момент со всеми плюсами и минусами по сбору средств с пассажиров и прочим заработком в чистом остатке у МУП «ТТП» остаётся 15 млн рублей. Из них: налоги заплатить нужно, за электричество, которое основополагающий фактор существования предприятия – нужно, надо найти деньги на зарплату. Мы свели всё в единую схему и предлагаем нашим читателям поиграть в игру «Я – директор МУП ТТП»
«Тяжело слушать, что мы умираем уже 4 года!»
К обсуждению подключился депутат горсовета Иван Дынкович.
«Меня не устраивают доклады администрации о транспортном обслуживании города Орла. Это доклады похоронной команды. Население нам платит деньги из бюджета, но мы все равно умираем. Разговоры о себестоимости в 27 рублей – это фантазёрство! От количества людей тариф зависит. Повышение тарифа не спасает ТТП. Вы повысите тариф – и конкурентоспособность ваша тут же проиграет. Частники, как видите, не повышают тарифы. А заявление Гришина, что вы – герои и недавно спасли город от остановки транспорта, меня поражает больше всего. Кто бы вам позволил?»
Время «Ч» наступит 28 ноября
Директор предприятия Юрий Гордюшин заговорил о конце, который видится совсем близко. Руководство ТТП в ловушке финансового бессилья, каждый месяц выбирая на что потратить те копейки, которые удаётся заработать.
«Мы только немножко восстановили трамвайную сеть, контактную сеть, налоги заплатили, и опять произошла блокировка счетов. Налоговая выставила требование – заплатить 9,8 млн до конца месяца. И сейчас стоит вопрос: что делать дальше? Наступает время «Ч» – 28 ноября. Когда вполне возможно нас может закрыть налоговая. Первую часть зарплаты я выплачиваю 26 числа, вторую – 12. И на вторую часть денег у нас уже, скорее всего, не будет».
А проблемы с кадрами на предприятии стоят невероятно остро. В прошлом году уволилось порядка 100 человек. Любая задержка зарплаты повлечёт новую волну увольнения.
«Старый друг не лучше новых двух», когда речь о транспорте
Средний возраст трамвая в МУП «ТТП» – 34 года, троллейбуса – 25. Это почти в 4 раза больше норматива.
«Наши деды, отцы не глупые были люди, когда устанавливали срок эксплуатации трамвая 16 лет, а троллейбуса – 7. После этого периода троллейбус просто перестает зарабатывать, он начинает тратить», – констатировал Гордюшин.
Последний трамвай, который приобрело ТТП в 2013 году тому подтверждение. На его содержание за 6 лет было потрачено всего 16 тыс. рублей. В то время как старый транспорт то и дело нуждается в ремонте и замене деталей.
Критикуешь – предлагай!
Спасти «ТТП» традиционными способами, наверное, не получится. Не изменит ситуацию ни увеличение количества транспорта на линии, ни повышение тарифов. Если город чудом где-то найдёт пару сотен миллионов рублей, оплатит все долги предприятия, купит новые троллейбусы и автобусы – тогда возможно. В реалиях нужно искать – на чём экономить.
Депутат горсовета Тимур Нерушев предложил уменьшить расходы предприятия. На вопрос о том, за сколько ТТП покупает киловатт электричества, директор ответил: «6 рублей 20 копеек». Тогда депутат поинтересовался: «Почему тот же самый ТМК Гринн покупает дешевле 4 рублей?». На это Юрий Гордюшин начал эмоционально рассказывать, как он обращался в Министерство транспорта с просьбой пересмотреть тарифы и включить ТТП в перечень социально-значимых предприятий, но ему ничем не смогли помочь.
«Вы слышали что-нибудь про свободный рынок энергетики? Дешёвые киловатты тот же самый «ГРИНН» покупает именно там. Ищите современные пути решения проблемы», – подытожил Нерушев.
Обсудить проблему, увы, не значит решить её
И вновь 2 часа бурных обсуждений не сдвинули дело с мёртвой точки. Проблемы ТТП так и остались проблемами ТТП. Огромные долги, низкая эффективность, морально опустошённый директор.
Пока предприятие стоит на балансе нищего города, шансов на спасение крайне мало. А в итоге страдают вновь орловцы. С улиц исчезнут трамваи, которые возвращают во многие европейские города, как наиболее эффективный транспорт. А что будет, когда закроют Красный мост?! Орёл рискует погрузиться в транспортный коллапс!
Может, областная казна изыщет дополнительные резервы и примет под крыло «умирающую лошадь»? Молчит губернатор – не даёт ответа…
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.