Орловская ёлочная игрушка ушла в прошлое
Признаюсь: в школе прогуливала уроки. Причем не в старших классах, а в младшей школе. Да, отличница, и да, прогуливала. Не потому что не выучила урок, а потому что не могла побороть в себе искушение любоваться ёлочными игрушками. Это было невероятно: отдел игрушек в главном универмаге Белгорода сжимался больше чем вполовину, а остальное место занимали они – сверкающие, переливающиеся шары, шишки, фигурки и ещё Бог знает что, насыпанное горками в специальные лотки. Я не могла отвести глаз часами. Очередь не заканчивалась, и потому маленькую девочку с портфелем в конце прилавка никто не замечал – ни продавцы, ни покупатели. И она часами любовалась хрупкими переливами, а заодно каждый раз пыталась понять логику покупателей: почему выбирают ту или иную игрушку? К слову, тогда, в начале 70-х, никто не покупал одну фигурку, брали по 5,6,15 штук. Потому как их цена была вполне себе доступной. Впрочем, тогда меня это совсем не интересовало.
А дома была ёлка. Огромная, под потолок в доме с трёхметровыми стенами, украшенная игрушками, которых большей частью в магазинах даже и не было. Что такое «блат» и «дефицит» я узнала много позже. И совсем недавно, лет пять назад узнала о существовании в Орле игрушечной фабрики. Спасибо орловскому культуртрегеру Марине Алексеевой, которая организовала встречу с бывшим художником этой фабрики Александром Потаповым для всех желающих. Благодрая этой встрече я узнала, что часть игрушек, которые до сих пор хранятся в моём старом чемодане, – орловские. И теперь у меня есть вполне себе взрослый взгляд на детский восторг.
Фото со странички в Фб «Библиотека им. М. Пришвина
Самая дорогая игрушка обходилась в 16 копеек
В 1950 году производством ёлочной игрушки занималась кооперативно-промысловая артель «Победа». Она и стала в 1962-м фабрикой стеклянных изделий. Полторы сотни человек создавали то, что приходило в каждый орловский дом, и не только в орловский и не только под Новый год. Продукция пользовалась спросом по всей стране. художника, который разрабатывал игрушки для орловской фабрики, и вот он уже распечатывает многочисленные коробки…
Экс-художник фабрики Александр Потапов не сохранил все игрушки, но всё же коллекция впечатляет. Оказывается, каждый месяц на фабрике разрабатывалось две-три новые игрушки. При этом авторское право чтили свято — в том смысле, что художники на советских фабриках не имели права «слизывать» разработки друг у друга.
Художников на фабрике было всего два, стеклодувов — до 15-ти. Как правило, мастера стекла передавали навыки от отца к сыну. Нарисовать один завиток на игрушке стоило одну копейку, а самая дорогая игрушка продавалась за 16 копеек. Для тех, кто не помнит: за копейку в 70-х-80-х можно было купить коробок спичек или выпить стакан газированной воды без сиропа. А 16 копеек стоила килограммового «серого» хлеба, или три больших бублика с маком (копейка оставалась), или три проезда в общественном транспорте с экономией в копейку, или 200 граммов пряников, поллитра молока (оставались две копейки, на которые можно было позвонить) и т.д.
К слову, фабрика эта «дала» несколько названий переулкам, которые и сегодня существуют в Орле: Игрушечный, Стеклянный.
Игрушки с дыханием стеклодува
Во всём мире всегда ценилась и ценится ручная работа, не штамповка. Так вот если в ваших чемоданах-коробках есть старенькие «огурцы», «кукурузка», старые шарики, рыбки — знайте: это ручная работа. А значит, в каждой — дыхание мастера-стеклодува.
— Возьмите такую игрушку в руки — чувствуете тепло? Будто и не стекло вовсе, — рассказывает последний художник «Победы». — Потому что сделал её не автомат, не полуавтомат, а человек.
Стеклянная игрушка проходила десяток операций. Первая, понятное дело, выдувка, потом — металлизация. Дореволюционные игрушки ещё и серебрили, причём изнутри — потому они и светятся по-другому. Ну а советские металлизировали алюминием. И внутри, и снаружи, в вакуумной машине. Потом шла окунка — от слова «окунать»: игрушку окунали в вёдра с нитролаком. Делали это исключительно женщины, которых так и называли: окунщицы.
Покрывали игрушки и различными эмалями — глянцевыми, матовыми, с кристаллами. Потом – Сушка, упаковка… И всё – руками.
— Механизировать процесс пытались не раз, — вспоминает Александр Потапов. — Были у нас полуавтоматы. Но люди неизменно оказывались надежнее.
Кстати, отличить «человеческую» стеклянную игрушку от механизированной просто: у последней всегда есть донышко!
Выбирали, что попроще
Впрочем, как бы мы ни гордились, по признанию Потапова, орловская игрушка здорово отставала от лучших восточноевропейских образцов — той же немецкой игрушки, да и от лучших отечественных. И мастеров высокого класса не хватало, и экономика не позволяла развиваться.
— У нас был прейскурант, который включал в себя все расценки. Максимальная цена была за нанесение трёх чёрточек разного цвета — три копейки. Поэтому даже если предлагалась более сложная, красивая игрушка, её отказывались брать в производство — невыгодно было. И это сильно тормозило развитие.
Однако уникальные игрушки всё же были на орловской фабрике. Шли они с литерой «Н» — то есть новинка, и утверждались не худсоветом предприятия, а комиссией во главе с заместителем самого Егора Строева. Именно так, например, появился набор из шаров и наконечника с видами города Орла под названием «Орлея».
Со временем стеклянную игрушку дополнили игрушки полистирольные, из пенопласта. Делали их без заморочек: пенопласт засыпали в алюминиевую форму, которую по знакомству заказывали на орловских заводах у друзей-литейщиков (и никак иначе, поскольку расценок на изготовление таких форм не было, а значит, и официальный договор фабрика не могла заключить ни с одним заводом), опускали в кипящую воду. Полчаса варки — и игрушка почти готова — только боковой шов надо убрать да раскрасить фигурку. Так появились первые шесть мишек — с книжкой, с рыбкой, с саксофоном…
А потом начались 90-е. Круглогодичную работу фабрики объявили сезонной. Предприятие решили акционировать…
Последняя елочная игрушка была выпущена то ли в 94-м, то ли в 95-м году. Александр Потапов, в то время председатель фабричного профкома, был сокращен за упрямство — отказывался подписывать бумаги, которые ему подсовывали желающие порулить «Победой» «пришельцы». А потом корпуса сдали в аренду… Полувековой путь орловской ёлочной игрушки закончился.
Без души?
Сегодня новогодняя игрушка на орловских прилавках большей частью китайского производства, как правило, делается из пластмассы. Прочная, лёгкая. Её не разобьёшь, ею не поранишься. Однако радости она приносит мало. Души в ней нет, что ли…
А потому… не выбрасывайте старые ёлочные игрушки! Пусть потёртые, пусть не такие блестящие, как нынче китайские, но «живые»! Спросите у тех, кто старше вас о семейных историях, связанных с Новым годом, — и вы откроете одну из лучших семейных страничек прошлого!
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.