Красный мост: стройка сквозь века

Красный мост… Сегодня без боли произносить эти два слова невозможно. Мост стал чуть ли не олицетворением непрофессионализма, цинизма, хищений и коррупции. НО сегодня мы не об этом. Мы хотим познакомить наших читателей с историей жизни этого сооружения. И с редкими фотографиями, старыми открытками, которые дают нам представление о том, что было, как стало, чему поучиться у наших предков.

XIX век: появление Мариинского моста

История Красного моста берет свое начало в 1778 году, когда Орёл был возведён в ранг губернского города. Тогда-то в створе Торговых рядов и улицы Московской был построен первый постоянный мост. Возводили его из дерева, поэтому сооружение едва ли могло обеспечить надёжную связь между частями города. Особенно сильно страдали орловцы в половодье, когда мост буквально разваливался на части. Каждый год город расходовал огромные средства на устройство временных мостов и переправ.

И вот в 1877 году губернатор Константин Боборыкин на втором году своего правления в Орловской губернии  принял решение возвести на том же месте постоянный каменный мост. 

Константин Николаевич Боборыкин (1829 – 1904) – русский военный и государственный деятель, генерал-лейтенант, оренбургский губернатор (1866—1875) и орловский (1875—1888). При его активном содействии открылась Орловская торговая биржа, были построены два первых постоянных моста. Один через Оку – Мариинский мост, названный в честь императрицы Марии – ныне Красный мост, и через Орлик – Александровский мост. Был уволен от службы «по болезни» 30 января 1888 года. Умер в 1904 году. 

Сохранилась нелицеприятная характеристика, данная губернатору русским публицистом, общественным деятелем и теоретиком черносотенного движения Головиным: «человек желчный, завистливый и совсем беспомощный. Так и казалось, что всю жизнь ему делали неприятности семья, и общество, и начальство. Он был сердит на весь мир и всего более — на своих орловских дворян».

Так или иначе, део он сделал доброе, орловцы его оценили тогда и ценят теперь.

Работать над его созданием пригласили инженера Александра Лебединского. «Проект постоянного железного моста голландской системы через Оку в городе Орле» – вот первое имя, которое получил мост в 1877 году. Занятно и то, что в документах к проекту Лебединский написал: «Мост этот строится на века».

Уже по завершении строительства мост назовут Мариинским – в честь супруги правящего императора Александра II Марии Александровны.

На строительство моста потребовалось 2 года и 400 тысяч рублей – около 125 млн рублей в пересчёте на современный рубль. 

«Погода стоит у нас дождливая. Мост на Оке, деревянный, снесён водой, и лёд сломало по случаю большой воды. Каменный мост через Оку для пешеходов и лошадей открыт, хотя ещё совсем не отделан… – сообщала газета «Орловский вестник» за 22 февраля 1879 года. – При этом не обошлось без несчастий. Так как решёток ещё не успели сделать, то родин из проходящих, приказчик мясного ряда, свалился с моста… Отправленный в больницу, он, говорят, в тот же день умер: тогда-то власти догадались сделать перилы из дерева..».

Считается, что Мариинский мост строился пленными турками, захваченными в 1878 году, однако достоверных доказательств этому нет. Точно известно, что за строительство отвечало Общество брянских заводов. 

Через два года после начала строительства на обоих берегах появились каменные арочные опоры, а посередине реки – одна белокаменная опора. На них и опирался двухпролётный мост с галереей из литых конструкций. Над въездами на мост было написано его название. Ажурное литьё Мариинского стало одной из визитных карточек города – полюбоваться на него приезжали жители соседних уездов и губерний. В 1898 году в Орле появились трамваи. Через мост был проложен двухколейный путь, а по верхним конструкциям навешена контактная сеть.

Старые открытки дают представление о том, как выглядел мост. Но хотелось бы, чтоб читатели обратили внимание не только на ракурс, но и на детали. В частности, совершенно очевидно, что параллельно Красному мосту в старые добрые времена существовал пешеходный мост! Причём, судя по открыткам, он переносился то в одну, то в другую сторону. Так что не так уж неправы те, кто в наши дни предлагал построить не просто временный пешеходный мост – на время реконструкции Красного моста, но и постоянный. А сам мост оставить для транспорта.

Есть и другая важная деталь, которая видна на открытках: это сходы с моста. Они были с двух сторон, и не один-два, ко всем важным зданиям, которые стояли рядом с мостом. По лестнице – прямо в дом. Или просто можно было сойти вниз. Это было и красиво, и необычно для нас, сегодняшних.

К слову, одну такую старую лестницу обнаружили во время археологических раскопок – она была просто замурована за ненадобностью: сходов мост лишился во время многочисленных ремонтов. И сегодня сторонники сохранения культурного наследия настаивают на том, чтобы её оставить, обеспечив к ней доступ. «Найденная лестница должна быть экспонирована. Это объект культурного наследия. Как хотите, но нужно сделать к ней подход. Чтобы она не была забита бетоном, мусором, и к ней невозможно было проникнуть», — настаивает профессор Виктор Ливцов.

XX век: ремонты Красного моста

С приходом советской власти Мариинский мост был переименован в Красный. Однако с новым именем сооружение простояло недолго – с 1919 по 1943 год, когда было взорвано фашистами. Стоит отметить, что Красный мост планировали реконструировать летом 1941 года. Однако из-за начала войны планы были отменены. 

А потом была оккупация. Представляем три старые фотографии этих времён.

А в 1943 году при отступлении немецкие солдаты разрушили все мосты. Из-за взрыва была полностью разрушена левобережная сводчатая эстакада Красного моста и металлическое пролётное строение. Восстановить, а точнее сказать, построить практически заново, мост удалось только в 1949 году. В ход шли даже могильные плиты XVIII–XIX веков – их обнаружат при археологических раскопках в XXI веке. Так или иначе, то, что было возведено, оказалось достаточно «скучного» вида.

Шло время, город развивался, и Красный мост принимал на себя всё большую нагрузку. 

Фото Александра Овчинникова, датированное 1960 годом, предоставлено его внуком Русланом Павловым.

В 1980 году орловские газеты сообщили: «Красный мост в связи с ремонтом закрывается для автотранспорта. Срок ремонта – 1 год». 

Отметим, что на время реконструкции Красного моста проезд был пущен через Советский район, а пешеходное движение было организовано через временный понтонный мост, который был проложен параллельно основному от Рыночного переулка до Новосильской улицы. 

Ещё один капитальный ремонт ожидал Красный мост в 1999 году. 

XXI век: настоящее многострадального моста

Как же получилось, что мост, который быстро строился и ремонтировался в прошлых столетиях, сейчас превратился в бесконечную стройку? И как она вообще началась?

Состояние моста ко второму десятилетию 21 века было плачевным, но никто не придавал этому большого значения. Трещины посреди дорожного и пешеходного полотна настолько не волновали властей, что отремонтировать первым решили мост «Дружба».

Стало понятно, что Красным мостом нужно что-то делать, когда в апреле 2019 года начали сыпаться перила. Подрядчика на реконструкцию – именно так, не на ремонт, поскольку мост был признан объектом культурного наследия, начали искать 11 декабря того же года. Но быстро отыскать желающего реконструировать мост не удалось – аукцион проводили 8 раз. К слову сказать, в 2001 году сооружение признали объектом культурного наследия. 

Подрядчиком стал ООО «Ремспецмост» – тот, кто ремонтировал мост «Дружбы». Общая стоимость контракта составила почти полтора миллиарда рублей, что значительно больше тех сумм, которые были потрачены на строительство моста в XIX веке. В ходе реконструкции планировалось расширить мост на 5,48 м. 

Перекрыть движение для транспорта хотели 1 февраля 2021 года, для пешеходов – через месяц (для них к маю пообещали возвести временную переправу). Открыть же отремонтированный объект планировали 18 ноября 2022. 

Наступило 1 февраля, и движение на Красном мосту, действительно, перекрыли. Это кардинально изменило транспортную карту Орла – теперь трамваи стали ходить только по Заводскому району, троллейбусы пошли в объезд через Тургеневский и Герценский мосты, меняются 13 автобусных маршрутов, некоторые улицы переходят на одностороннее движение. В тот же день огромная нагрузка падает на недавно отремонтированный мост «Дружба» – пробка в вечерний час-пик тянется от подъезда к мосту со стороны ул. Розы Люксембург до супермаркета «Москва». К слову, ситуация с пробками практически не изменились – каждый вечер на ул. Розы Люксембург скапливаются сотни машин.

Но неурядицы с транспортом оказались ещё «цветочками». Через 9 дней после начала ремонтных работ на Красном мосту произошло пугающее событие. Во время распила трамвайных путей от рельса отлетел кусок металла и поранил спину проходившего мимо подростка. К счастью, причиненный вред оказался лёгким. Обвинили начальника участка подрядной организации. 

19 февраля сняли асфальт и начали копать к основанию. Только вот ударные темпы работ не радуют живущих по соседству орловцев, которым приходится всю ночь (буквально) слушать звуки отбойного молотка. Мэр города обещает исправить ситуацию. Обещает и исправляет – молоток больше не стучит по ночам. А через несколько месяцев затихает вовсе.

И на место работ выходят археологи. Сразу же обнаруживают остатки деревянного моста первой половины – середины XVIII века, сохранившийся частокол XVII века и остатки деревянных мостовых начала XVIII века. Находят деревянные столовые и кухонные приборы, берестяные кружки и туеса, кожаные рукавицы, фрагменты обуви, а также обломки стеклянной и керамической посуды. Экспертиза показывает, что некоторые из керамических находок, возможно, были созданы в XI-XIII веках. А это может означать, что Орлу – не 455 лет, а более 800.

В это же время пытаются возвести временный пешеходный мост, который обещают открыть уже к концу апреля. 

24 марта выясняется, что рабочие не получают зарплату от подрядчика ООО «Ремспецмост». Задолженность, по словам рабочих, составила более полумиллиона рублей, что весьма странно и подозрительно: подрядчик получил многомиллионный аванс.

Апрель и май проходят относительно спокойно, да только… Где же обещанный пешеходный мост? Внезапно выясняется, что его возведение приостановили из-за «несоответствия подпорных стенок моста заявленным в ПСД параметрам и удорожание материалов».Строительство возобновляют только в середине июня. Только вот подпорные стенки почему-то не меняют. 

А в июле работы на Красном мосту практически останавливаются. Рабочих можно пересчитать по пальцам, а тех, кто работают – нельзя пересчитать вовсе, поскольку их просто нет. Остановку работ объясняют несоответствием реального состояния моста техдокументации. На тот момент график отстаёт от плана работ уже более чем на 3 месяца.  Тем не менее, Губернатор обещает, что ремонт завершится в указанный срок.

10 августа подрядчику предъявляют обвинение в нарушениях при заключении муниципального контракта по реконструкции «Красного моста» и хищении денежных средств при ремонте моста «Дружбы».

Несмотря на обещания возобновить работу, в середине сентября на мосту по прежнему никто не работает.

21 сентября гендиректора «Ремспецмост» задержали по подозрению в растрате 179 млн федеральных рублей. 

30 сентября на Красный мост приезжает техника в виде экскаватора, да только вот проект работ до сих пор не согласован, подлежит переработке и корректировке, а без этого начинать работу просто невозможно…

Голландцы опять впереди всех

Чем бы завершить этот материал? Как отремонтируют Красный мост, покажет недалёкое с точки зрения истории будущее. Но очевидно, что он особо не изменится – разве что станет шире. Напомним, изначально это была переправа, построенная по голландским образцам, которые вошли в историю мирового мотостроения как голландский мост. Такие мосты строили во многих странах – из-за дешевизны и надёжности. Удивительно, но и сейчас голландцы – впереди планеты всей. Три года назад Газета. ру опубликовала небольшую новость: «Голландцы создали мост, распечатанный на 3D-принтере. В Голландии открыли мост, который полностью сделан из бетона, напечатанного с помощью 3D-принтера, что делает конструкцию уникальной и единственной в мире. Созданием моста занималась группа исследователей из Технического университета Эйндховена.

Длина конструкции составила 8 метров, ширина — 3,5 метра. На его постройку ушло 800 слоев бетона. Мост состоит из шести «элементов», каждый из которых был напечатан отдельно, а потом соединен с другими гибким стальным проводом.

Несмотря на то, что пользоваться мостом будут в основном велосипедисты, дизайнеры заявляют, что конструкция сможет вынести вес в 80 грузовых автомобилей.

«Одно из преимуществ «распечатки» моста — меньший расход бетона по сравнению с традиционной технологией, когда для этого заливается форма», — говорится на официальном сайте университета в Эйндховене. Кроме того, сообщается, что бетон из 3D-принтера сохнет быстрее, чем обычный материал.

Ученые также отметили, что эта технология позволят снизить количество отходов и ускорить сроки окончания работ. Как следствие, снижается и стоимость постройки».

Такие вот они, голландцы. Ну а орловцам, как в той сказке: «день бы простоять, да ночь продержаться».

Редакция ОрелТаймс выражает благодарность орловскому филокартисту Владимиру Матвееву за предоставленную возможность опубликовать редкие старые открытки и фотографии из его личной коллекции.

Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google NewsЯндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.

Поделиться

Этот сайт использует файлы cookie.