Орловская Золушка: «Главное – оставаясь дома, оставаться людьми!»
Наша встреча состоялась в виртуальном пространстве. Ведущая актриса театра «Свободное пространство» Елена Симонова (главные роли в спектаклях «Алые паруса», «Очень простая история», «Люди Ламанчи», она же капитанская дочка, она же Золушка), рассказала, какие новые «роли» ей удалось примерить к себе во время добровольного карантина.
Окончила Орловский государственный институт искусств и культуры (актёрский курс заслуженного деятеля искусств России Александра Михайлова, заслуженных артистов России Валерия Лагоши и Маргариты Рыжиковой), в театре с 2010 года.
– Лена, у вас есть понимание, как сделать домашнее сидение из-за коронавируса не разрушительным, а плодотворным? Вот вы проснулись в первое утро самоизоляции и что подумали: какие они будут для вас, эти «каникулы строгого режима»?
– Как оказалось, во мне по-прежнему живёт отличница, девочка из учительской семьи, поэтому, как только появилось сообщение, что театры временно уходят в онлайн, у меня тут же возник ЧЁТКИЙ ПЛАН. День у меня посвящён семье: дочке и мужу, а вечер – себе. Это книги, просмотр спектаклей и фильмов, любимое вязание. Вяжу корзиночки для всяких мелочей, наряды для кукол дочери.
Стала печь разные вкусности (раньше с выпечкой у меня не очень получалось). В моём расписании, наконец, прописалась готовка. Хотя готовить я очень люблю. Сегодня, например, нас ждёт ризотто (правильно разваренный рис под соусом с грибами, зеленью и сыром) и фасолевый суп (фасоль мамочка присылает со своего огорода, у нас всегда есть запас). А на завтрак был необычный овощной «бутерброд»: авокадо, на нём яйцо. Кстати, мне не понравилось…больше так делать не стану.
– Ваша дочь-малышка уже поучаствовала в спектакле театра в роли племянника из «Леди Макбет Мценского уезда».
– Да, она давно просилась на сцену, а тут ей предложил сам режиссёр! И теперь она с нетерпением ждёт каждый свой спектакль. Ярославе пять с половиной лет, и сейчас мы ежедневно читаем с ней, лепим, рисуем, готовимся к школе. Вот оно – окно возможностей побыть с ребёнком… Позанимались час – дальше какое-то время она может смотреть мультики. Потом подвижные игры! Иногда и домашний театр возникает…
– Что именно ставите на домашней сцене?
– Сейчас популярен новый диснеевский мультфильм «Холодное сердце» (и вам советую посмотреть, если не видели, недавно вышла вторая часть). Дочь определила себя в роли Эльзы, я – Анна. Бывает, наносим аквагрим. Ярослава наряжается в настоящий костюм Эльзы, который ей очень кстати подарил догадливый Дедушка Мороз… Кстати, роль Анны в американском мультфильме «перепела» и продублировала на русском языке жена моего брата – актриса мюзиклов Наталия Быстрова.
– Ваше театральное амплуа лирической героини, судя по всему, не совпадает с вашей ролью матери-командирши дома? Роли распределили, учитывая домашние амплуа каждого члена семьи?
– Я далеко не командирша! Это у мужа, согласно домашнему статусу, – амплуа героя-премьера, отца семейства; у дочери (в соответствие с её возрастом и характером) амплуа инженю; у пса Натаниэля (хотя «пса» – это громко сказать про «карманную» породу чиа хуа хуа) – амплуа проказника в доме, задиры – на улице.
– Как вы встретили известие, что ваши творческие планы сломал вирус?
– Не сломал, надеюсь, никаких. Отложил. Известие встретила с сожалением: должна была состояться премьера мюзикла «Кармен. История Хосе», над которой вся труппа работала с огромным подъёмом. В афише апреля предполагалась и встреча зрителей с моими любимыми героями легендарного спектакля «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина и Аксюшей из спектакля «Лес» Александра Островского. В этот вечер на спектакль в театре «Свободное пространство» должен был приехать мой брат. Он начинал карьеру на этой сцене, а теперь – ведущий исполнитель московских мюзиклов (поёт главные партии в «Призраке оперы», «Русалочке», «Анне Карениной» и ещё многих других.).
– Не знала, что он ваш брат! Дмитрий Ермак, как я помню, – один из самых харизматичных актёров театра, многие орловские барышни говорили мне о его магнетическом обаянии. Кто-то запомнил его и как ведущего утренней программы местного телевидения «Доброе утро, Орёл!».
– Да, поклонниц у него было много! А сегодня он отец семейства и перепел все роли музыкального Олимпа… За спиной у него солидная фильмография – порядка 20 сериалов и художественных фильмов; но самое главное – он обладатель театральной премии «Золотая маска».
– Помню, с каким огромным букетом приехал Дмитрий на премьерный показ по рассказам Исаака Бабеля «Биндюжник и король». Вы играли роль Маруськи. А он появился на финальных поклонах весь такой… заметный: явно из столичной творческой богемы; в шикарной обуви, в стильном пиджаке. Думаю, многие решили, что он из ваших поклонников…
– Брат всегда старается приезжать на мои премьеры, и всегда с букетом!
– А есть профессиональные советы, которые знаменитый брат даёт вам, как коллеге по сцене?
– Советы он мне даёт после просмотра спектакля, и вообще он для меня главный критик! Например, я всегда очень волнуюсь, когда он в зале. Однажды я даже попросила его не приезжать в день премьеры (спектакль «Месяц в деревне»): двойного волнения я бы не выдержала! Посмотрел на следующий день…и очень…хвалил. Такая поддержка для меня очень важна.
– Лена, а ваш путь в театральный мир был предопределён? Или родители рассматривали для вас другие варианты?
– Мама хотела определить меня в экономисты (она у меня физик-математик), но когда увидела мои слёзы…
– Многим кажется, что артисты – люди, которым с очевидностью нужен «менеджер по связям с реальностью». Как приходят в ваш дом новости?
– Новости по телевизору не смотрю, я от этого далека. О важных событиях узнаю от мужа, от мамы, от ребёнка.
– А как тогда вы впервые услышали о пандемии? Помните свою эмоцию?
– Ещё бы! Долго не обращала внимания на всё, что говорилось, пропускала мимо, не впускала в себя. Потом выступил Путин, я поняла так: неделю надо на крылечке посидеть… ничего страшного. Теперь уже ясно, что неделей не обойдётся, точных сроков никто не знает.
– Какие-то идеи возникли, где можно в предлагаемых обстоятельствах (идёт сворачивание всякой экономической активности) заработать себе на жизнь людям творческих профессий?
– У меня есть муж, думаю, мы не пропадём! (Смеётся).
– Что для вас книги, чтение? Кажется, очевидно, что они помогают лучше постичь психологию, научиться за масками и словами, за социальными ролями, которые каждый играет, разглядеть нутро человека? А это полезный и для жизни, и для сцены опыт… Читаете с экрана? В Альдебаране? В Флибусте?
– Нет, я как раз люблю старую добрую книгу в её материальном виде. Не читаю с телефона, ни в коем случае – с компьютера. Для меня удовольствие листать её. Ещё когда класс был тотально не готов по литературе к уроку, наш педагог всегда знала, с кем ей построить диалог…
Очень люблю читать, по-настоящему люблю. В возникшем антракте продолжу знакомство с творчеством Ремарка (из прочитанных – романы о «потерянном поколении» людей, взрослевших между двумя мировыми войнами – «Жизнь взаймы», «Триумфальная арка»). Просто убеждена: читать – полезно!
– Пару лет назад (к юбилею Тургенева) в репертуаре театра появился спектакль про затворническое сидение помещиков средней руки (пьеса «Месяц в деревне»)… И вот сейчас я иначе посмотрела на этот сюжет, с точки зрения сегодняшней изоляции, а не литературоведения. Ведь деревенский тайм-аут был традиционным для богатых сословий той эпохи!? Каково это, «закрыться» от мира и не впасть в депрессию?
– Наверное, какие-то ответы на жизненные вопросы можно подсмотреть и на сцене… Ответ классика: настоящее дело скучать не даст в любых обстоятельствах.
– Вы играли роль как раз такой скучающей от ничегонеделания барыни. От летней скуки героиня лениво морочила головы сразу трём мужчинам: трудоголику-мужу, «милому другу»-писателю, плюс молодому учителю.
– При этом каждый из мужчин был вовлечён в непрерывный процесс исполнения своих обязанностей. И хотя «месяц в деревне» на самоизоляции для каждого из них оказался полон драматических событий, всё же имел и свои плюсы, чего не скажешь о барыне… Любой кризис рано или поздно разрешается. Но всегда стоит вопрос платы за принятые или непринятые решения.
– Хочу попросить вас подумать: а как реагировали бы герои из сыгранных спектаклей на ситуацию с пандемией? Какие немедицинские, а житейские, психологические советы могли бы дать нашим читателям?
– Один мой персонаж наверняка бы огорчился больше всех: молодая женщина из спектакля «Лавина» – ей по ходу действия фактически запрещают рожать, так как крик новорождённого может спровоцировать сход лавины в горах и погребёт всех жителей.
Времена не выбирают, но и жизнь не остановить, и сегодня среди нас есть люди, которым особенно трудно. Например, реальным будущим мамочкам – им не позавидуешь: нельзя нервничать, а они попали с этим коронавирусом в стрессовую ситуацию. Не вполне понятны причины и симптомы болезни, она сопровождается страхами (частью обоснованными, частью преувеличенными). Я бы им посоветовала полностью закрыться от негативной информации и радовать будущего ребёнка хорошей музыкой, позитивными фильмами, а себя – кормить витаминами и поднимать иммунитет…
Кстати, в пьесе всё кончается победой новой жизни над обстоятельствами! Надеюсь, и в нашей истории с коронавирусом будет так же
– Я помню день премьеры этого спектакля-притчи «Лавина». И зал, и сцена, казалось, дышали в такт. Зрители сразу приняли на доверительное хранение ситуацию, боялись внезапно чихнуть, уронить от внутреннего напряжения телефон или зонтик, чтобы не шумнуть ненароком – словно бы после вырванной из гранаты чеки – несли замершую жизнь от начала к развязке. Пока не сошла… ОПАСНОСТЬ.
– Да, тема спектакля – молчание жителей, из года в год попадающих в одну и ту же ситуацию стресса: они вынуждены жить в полнейшей искусственной тишине, приспосабливаться, терпеть. И сегодня это приобретает новое звучание…
– Возможно, многие увидели себя во всей жестокой правде: свою жизнь в полшага, вполголоса, на цыпочках… С оглядкой. Жизнь, как ожидание жизни?
– Весь спектакль прошёл на шёпоте, на осторожном жесте, на минимуме слов вокруг обыденной жизни самой рядовой семьи, трёх её поколений, собравшихся (как в первобытной пещере) в одной комнате где-то в ранневесенних горах. Главное в пьесе, как и сегодня в жизни: оставаясь дома – оставаться людьми.
– Лена, а какие качества мобилизовать в себе на время самоизоляции посоветовали бы самые яркие героини сыгранных вами в театре полусотни пьес?
– У меня, согласно амплуа, много лирических и характерных героинь. У Лизы Бричкиной из нового спектакля «А зори здесь тихие…» можно поучиться всегда полезным практическим навыкам (я, например, с детства люблю убирать дома, а сейчас рутинные дела успокаивают). А пригретую богатой помещицей Гурмыжской Аксинью («Лес» А.Н. Островского), впрочем, как и Золушку, объединяет не только трудолюбие, но и надежды на добрые перемены в неласковой судьбе…
У Ассоль из «Алых парусов» можно поучиться радости жизни, наивности, которая так украшает в 16 лет, вере в мечту! Она ни о ком не думает плохо, и мир поворачивается к ней своей праздничной стороной…
– В постановке пьесы «Женитьба» по Гоголю режиссёр придумал все мужские роли обабившихся и измельчавших «женихов» купчихи отдать актрисам театра. Получился такой театральный упрёк ненастоящим мужчинам… Совет дня от этого «героя» будет?
– Надо подумать. Мне досталась роль Никанора Ивановича Анучкина – отставного пехотного офицера, нетвёрдо стоящего на ногах, но мечтающего, чтобы его невеста непременно изъяснялась по-французски. «Мой отец был мерзавец. Он и не думал меня выучить французскому языку. Я был тогда ещё ребёнком, меня легко было приучить – стоило только посечь хорошенько, и я бы знал, я бы непременно знал», – рассуждает он.
От лица этого «недожениха» (потерпевшего фиаско) я бы посоветовала… всем молодым девушкам на выданье (на всякий случай!) начать изучать сейчас (когда появилось время!) один из иностранных языков: всегда отыщется «пехотинец», мечтающий, чтобы будущая жена и мать его детей была человеком образованным.
– Лена, а есть недостаток, который вам хочется «порадовать», «подкормить» во время пандемии и вынужденного простоя в театре?
– (Долго молчит, думает.) У меня наоборот – возникло желание побороться с зависимостью от телефона, от Интернета. Смартфон теперь лежит ТОЛЬКО на комоде, я решила вообще не тратить своего времени на социальные сети и поток информации.
Правда, маме звоню от трёх до пяти раз в день…
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.