Орловская Золушка: «Главное – оставаясь дома, оставаться людьми!»

Ольга Кононенко

Блогер
50 публикаций

Наша встреча состоялась в виртуальном пространстве. Ведущая актриса театра «Свободное пространство» Елена Симонова (главные роли в спектаклях «Алые паруса», «Очень простая история», «Люди Ламанчи», она же капитанская дочка, она же Золушка), рассказала, какие новые «роли» ей удалось примерить к себе во время добровольного карантина.

Окончила Орловский государственный институт искусств и культуры (актёрский курс заслуженного деятеля искусств России Александра Михайлова, заслуженных артистов России Валерия Лагоши и Маргариты Рыжиковой), в театре с 2010 года.

– Лена, у вас есть понимание, как сделать домашнее сидение из-за коронавируса не разрушительным, а плодотворным? Вот вы проснулись в первое утро самоизоляции и что подумали: какие они будут для вас, эти «каникулы строгого режима»?

– Как оказалось, во мне по-прежнему живёт отличница, девочка из учительской семьи, поэтому, как только появилось сообщение, что театры временно уходят в онлайн, у меня тут же возник ЧЁТКИЙ ПЛАН. День у меня посвящён семье: дочке и мужу, а вечер – себе. Это книги, просмотр спектаклей и фильмов, любимое вязание. Вяжу корзиночки для всяких мелочей, наряды для кукол дочери.

Стала печь разные вкусности (раньше с выпечкой у меня не очень получалось). В моём расписании, наконец, прописалась готовка. Хотя готовить я очень люблю. Сегодня, например, нас ждёт ризотто (правильно разваренный рис под соусом с грибами, зеленью и сыром) и фасолевый суп (фасоль мамочка присылает со своего огорода, у нас всегда есть запас). А на завтрак был необычный овощной «бутерброд»: авокадо, на нём яйцо. Кстати, мне не понравилось…больше так делать не стану.

– Ваша дочь-малышка уже поучаствовала в спектакле театра в роли племянника из «Леди Макбет Мценского уезда».

– Да, она давно просилась на сцену, а тут ей предложил сам режиссёр! И теперь она с нетерпением ждёт каждый свой спектакль. Ярославе пять с половиной лет, и сейчас мы ежедневно читаем с ней, лепим, рисуем, готовимся к школе. Вот оно – окно возможностей побыть с ребёнком… Позанимались час – дальше какое-то время она может смотреть мультики. Потом подвижные игры! Иногда и домашний театр возникает…

– Что именно ставите на домашней сцене?

– Сейчас популярен новый диснеевский мультфильм «Холодное сердце» (и вам советую посмотреть, если не видели, недавно вышла вторая часть). Дочь определила себя в роли Эльзы, я – Анна. Бывает, наносим аквагрим. Ярослава наряжается в настоящий костюм Эльзы, который ей очень кстати подарил догадливый Дедушка Мороз… Кстати, роль Анны в американском мультфильме «перепела» и продублировала на русском языке жена моего брата – актриса мюзиклов Наталия Быстрова.

– Ваше театральное амплуа лирической героини, судя по всему, не совпадает с вашей ролью матери-командирши дома? Роли распределили, учитывая домашние амплуа каждого члена семьи?

– Я далеко не командирша! Это у мужа, согласно домашнему статусу, – амплуа героя-премьера, отца семейства; у дочери (в соответствие с её возрастом и характером) амплуа инженю; у пса Натаниэля (хотя «пса» – это громко сказать про «карманную» породу чиа хуа хуа) – амплуа проказника в доме, задиры – на улице.

– Как вы встретили известие, что ваши творческие планы сломал вирус?

– Не сломал, надеюсь, никаких. Отложил. Известие встретила с сожалением: должна была состояться премьера мюзикла «Кармен. История Хосе», над которой вся труппа работала с огромным подъёмом. В афише апреля предполагалась и встреча зрителей с моими любимыми героями легендарного спектакля «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина и Аксюшей из спектакля «Лес» Александра Островского. В этот вечер на спектакль в театре «Свободное пространство» должен был приехать мой брат. Он начинал карьеру на этой сцене, а теперь – ведущий исполнитель московских мюзиклов (поёт главные партии в «Призраке оперы», «Русалочке», «Анне Карениной» и ещё многих других.).

– Не знала, что он ваш брат! Дмитрий Ермак, как я помню, – один из самых харизматичных актёров театра, многие орловские барышни говорили мне о его магнетическом обаянии. Кто-то запомнил его и как ведущего утренней программы местного телевидения «Доброе утро, Орёл!».

– Да, поклонниц у него было много! А сегодня он отец семейства и перепел все роли музыкального Олимпа… За спиной у него солидная фильмография – порядка 20 сериалов и художественных фильмов; но самое главное – он обладатель театральной премии «Золотая маска».

 – Помню, с каким огромным букетом приехал Дмитрий на премьерный показ по рассказам Исаака Бабеля «Биндюжник и король». Вы играли роль Маруськи. А он появился на финальных поклонах весь такой… заметный: явно из столичной творческой богемы; в шикарной обуви, в стильном пиджаке. Думаю, многие решили, что он из ваших поклонников…

– Брат всегда старается приезжать на мои премьеры, и всегда с букетом!

А есть профессиональные советы, которые знаменитый брат даёт вам, как коллеге по сцене?

– Советы он мне даёт после просмотра спектакля, и вообще он для меня главный критик! Например, я всегда очень волнуюсь, когда он в зале. Однажды я даже попросила его не приезжать в день премьеры (спектакль «Месяц в деревне»): двойного волнения я бы не выдержала! Посмотрел на следующий день…и очень…хвалил. Такая поддержка для меня очень важна.

– Лена, а ваш путь в театральный мир был предопределён? Или родители рассматривали для вас другие варианты?

– Мама хотела определить меня в экономисты (она у меня физик-математик), но когда увидела мои слёзы…

– Многим кажется, что артисты – люди, которым с очевидностью нужен «менеджер по связям с реальностью». Как приходят в ваш дом новости?

– Новости по телевизору не смотрю, я от этого далека. О важных событиях узнаю от мужа, от мамы, от ребёнка.

А как тогда вы впервые услышали о пандемии? Помните свою эмоцию?

– Ещё бы! Долго не обращала внимания на всё, что говорилось, пропускала мимо, не впускала в себя. Потом выступил Путин, я поняла так: неделю надо на крылечке посидеть… ничего страшного. Теперь уже ясно, что неделей не обойдётся, точных сроков никто не знает.

– Какие-то идеи возникли, где можно в предлагаемых обстоятельствах (идёт сворачивание всякой экономической активности) заработать себе на жизнь людям творческих профессий?

– У меня есть муж, думаю, мы не пропадём! (Смеётся).

– Что для вас книги, чтение? Кажется, очевидно, что они помогают лучше постичь психологию, научиться за масками и словами, за социальными ролями, которые каждый играет, разглядеть нутро человека? А это полезный и для жизни, и для сцены опыт… Читаете с экрана? В Альдебаране? В Флибусте?

– Нет, я как раз люблю старую добрую книгу в её материальном виде. Не читаю с телефона, ни в коем случае – с компьютера. Для меня удовольствие листать её. Ещё когда класс был тотально не готов по литературе к уроку, наш педагог всегда знала, с кем ей построить диалог…

Очень люблю читать, по-настоящему люблю. В возникшем антракте продолжу знакомство с творчеством Ремарка (из прочитанных – романы о «потерянном поколении» людей, взрослевших между двумя мировыми войнами – «Жизнь взаймы», «Триумфальная арка»). Просто убеждена: читать – полезно!

– Пару лет назад (к юбилею Тургенева) в репертуаре театра появился спектакль про затворническое сидение помещиков средней руки (пьеса «Месяц в деревне»)… И вот сейчас я иначе посмотрела на этот сюжет, с точки зрения сегодняшней изоляции, а не литературоведения. Ведь деревенский тайм-аут был традиционным для богатых сословий той эпохи!? Каково это, «закрыться» от мира и не впасть в депрессию?

– Наверное, какие-то ответы на жизненные вопросы можно подсмотреть и на сцене… Ответ классика: настоящее дело скучать не даст в любых обстоятельствах.

 

– Вы играли роль как раз такой скучающей от ничегонеделания барыни. От летней скуки героиня лениво морочила головы сразу трём мужчинам: трудоголику-мужу, «милому другу»-писателю, плюс молодому учителю.

– При этом каждый из мужчин был вовлечён в непрерывный процесс исполнения своих обязанностей. И хотя «месяц в деревне» на самоизоляции для каждого из них оказался полон драматических событий, всё же имел и свои плюсы, чего не скажешь о барыне… Любой кризис рано или поздно разрешается. Но всегда стоит вопрос платы за принятые или непринятые решения.

– Хочу попросить вас подумать: а как реагировали бы герои из сыгранных спектаклей на ситуацию с пандемией? Какие немедицинские, а житейские, психологические советы могли бы дать нашим читателям?

– Один мой персонаж наверняка бы огорчился больше всех: молодая женщина из спектакля «Лавина» – ей по ходу действия фактически запрещают рожать, так как крик новорождённого может спровоцировать сход лавины в горах и погребёт всех жителей.

Времена не выбирают, но и жизнь не остановить, и сегодня среди нас есть люди, которым особенно трудно. Например, реальным будущим мамочкам – им не позавидуешь: нельзя нервничать, а они попали с этим коронавирусом в стрессовую ситуацию. Не вполне понятны причины и симптомы болезни, она сопровождается страхами (частью обоснованными, частью преувеличенными). Я бы им посоветовала полностью закрыться от негативной информации и радовать будущего ребёнка хорошей музыкой, позитивными фильмами, а себя – кормить витаминами и поднимать иммунитет…

Кстати, в пьесе всё кончается победой новой жизни над обстоятельствами! Надеюсь, и в нашей истории с коронавирусом будет так же

Я помню день премьеры этого спектакля-притчи «Лавина». И зал, и сцена, казалось, дышали в такт. Зрители сразу приняли на доверительное хранение ситуацию, боялись внезапно чихнуть, уронить от внутреннего напряжения телефон или зонтик, чтобы не шумнуть ненарокомсловно бы после вырванной из гранаты чекинесли замершую жизнь от начала к развязке. Пока не сошла… ОПАСНОСТЬ.

– Да, тема спектакля – молчание жителей, из года в год попадающих в одну и ту же ситуацию стресса: они вынуждены жить в полнейшей искусственной тишине, приспосабливаться, терпеть. И сегодня это приобретает новое звучание…

 

– Возможно, многие увидели себя во всей жестокой правде: свою жизнь в полшага, вполголоса, на цыпочках… С оглядкой. Жизнь, как ожидание жизни?

– Весь спектакль прошёл на шёпоте, на осторожном жесте, на минимуме слов вокруг обыденной жизни самой рядовой семьи, трёх её поколений, собравшихся (как в первобытной пещере) в одной комнате где-то в ранневесенних горах. Главное в пьесе, как и сегодня в жизни: оставаясь дома – оставаться людьми.

– Лена, а какие качества мобилизовать в себе на время самоизоляции посоветовали бы самые яркие героини сыгранных вами в театре полусотни пьес?

– У меня, согласно амплуа, много лирических и характерных героинь. У Лизы Бричкиной из нового спектакля «А зори здесь тихие…» можно поучиться всегда полезным практическим навыкам (я, например, с детства люблю убирать дома, а сейчас рутинные дела успокаивают). А пригретую богатой помещицей Гурмыжской Аксинью («Лес» А.Н. Островского), впрочем, как и Золушку, объединяет не только трудолюбие, но и надежды на добрые перемены в неласковой судьбе…

У Ассоль из «Алых парусов» можно поучиться радости жизни, наивности, которая так украшает в 16 лет, вере в мечту! Она ни о ком не думает плохо, и мир поворачивается к ней своей праздничной стороной…

 

– В постановке пьесы «Женитьба» по Гоголю режиссёр придумал все мужские роли обабившихся и измельчавших «женихов» купчихи отдать актрисам театра. Получился такой театральный упрёк ненастоящим мужчинам… Совет дня от этого «героя» будет?

– Надо подумать. Мне досталась роль Никанора Ивановича Анучкина – отставного пехотного офицера, нетвёрдо стоящего на ногах, но мечтающего, чтобы его невеста непременно изъяснялась по-французски. «Мой отец был мерзавец. Он и не думал меня выучить французскому языку. Я был тогда ещё ребёнком, меня легко было приучить – стоило только посечь хорошенько, и я бы знал, я бы непременно знал», – рассуждает он.

От лица этого «недожениха» (потерпевшего фиаско) я бы посоветовала… всем молодым девушкам на выданье (на всякий случай!) начать изучать сейчас (когда появилось время!) один из иностранных языков: всегда отыщется «пехотинец», мечтающий, чтобы будущая жена и мать его детей была человеком образованным.

 

– Лена, а есть недостаток, который вам хочется «порадовать», «подкормить» во время пандемии и вынужденного простоя в театре?

(Долго молчит, думает.) У меня наоборот – возникло желание побороться с зависимостью от телефона, от Интернета. Смартфон теперь лежит ТОЛЬКО на комоде, я решила вообще не тратить своего времени на социальные сети и поток информации.

Правда, маме звоню от трёх до пяти раз в день…

Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google NewsЯндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.

Добавить комментарий