В Орле актёры исследовали «один большой несчастный случай»
Орловский театр «Свободное пространство» в премьере года по пьесе «Поминальная молитва» исследует тезис: «Когда вся жизнь – один большой несчастный случай…».
«Это было недавно, это было давно…»
В центре сюжета пьесы известного комедиографа Горина, созданной по мотивам произведений Шолом-Алейхема, – события начала ХХ века. Действие «Поминальной молитвы» разворачивается в Украине вековой давности, где слишком по-сегодняшнему звучат слова, обращённые к одному из революционно настроенных студентов: «Ох, не наше это дело – махать флагом на Крещатике…».
Для героев пьесы обрушение традиционных ценностей – это шатание основ, фундаментов, веры, да и всей жизни. Герои словно подсказывают зрителю: только переданные от поколений предков потомкам завет, традиция, обряд, привычки (запечатлённые в родительских рассказах, в потрёпанной книге, домашнем фотоальбоме) смогут удержать ментальную память и зафиксировать общий для народа порядок вещей и единственного и неповторимое мироздание отдельного человека, обеспечить диалог поколений. Если он есть – молодёжь словно стоит на плечах предков: видит дальше и яснее; если диалога нет, она заново будет биться в когда-то уже открытые ворота.
Потому и само название пьесы – «Поминальная молитва» – многоговорящее.
Всмотримся: перед нами проходит поминальный список трагических изломов предреволюционных перемен. Звучит поминальная молитва по традиционной семье деревенского жителя Тевье-молочника, разрушенной невидимой злой волей…
Убедимся: перед зрителем разворачивается точная в психологических деталях историческая панорама особого местечкового уклада, говора, отношений. А пронзительная народная музыка, скрипка, которая то смеётся, то рыдает, и пластичные танцы станут в спектакле двумя дополнительными главными героями, выразившими судьбу народа.
К финалу внимательный зритель поймёт: в спектакле звучит и общечеловеческая вечная «аллилуйя!» каждому живущему на земле. Пройти «путём зерна», значит обеспечить себе возможность заглянуть в будущее глазами детей и внуков. Путь общий для всех, но проходит его каждый по-своему. Пьеса об этом.
Фото Олеся Суровых
… «время собирать камни и время разбрасывать их»
Сценография спектакля такова, что два театральных акта разделились, как лето и зима. И словно две стороны жизни: первая – яркая, полная юмора, радости, сильная надеждами, вторая – беспросветно тёмная («сумерки жизни», когда утраты следуют одна за другой).
Тевье богат оптимизмом, знанием Библии, опытом жизни, но беден деньгами. В этой роли харизматичный Сергей Козлов получил возможность показать всю пластичность и разносторонность своего актёрского таланта.
У Тевье – счастливый характер. Если подаренный пиджак трещит по швам и явно мал, зачем всех расстраивать? Проще назначить его жилеткой. Герой из тех, кто не станет «искать золото в кармане с дыркой». Он всех современных психологов оставил бы без работы. Всё – сам! Пожаловался на несправедливость – сам нашёл убедительный ответ. Привёл железные аргументы – опроверг своими же стальными. Судьба строит каверзы? Но ведь чёрная полоса где-то кончится!
Когда большинство жителей деревни смотрят себе под ноги или в кошелёк, реб Тевье ищет в небе своего главного собеседника – Бога. Он читает Талмуд, как наставление отцов, но с его голоса они нередко преломляются в сентенции собственного производства. Вот он уверенно досочиняет: «Как в Писании сказано: «Барыш под рукой, да карман за рекой!». Или адаптирует вечные постулаты: «Пришедший в одиночку, в одиночку и изыде, – иначе говоря, хворобу вложил – лихоманку достал»!
А иной раз Тевье даже и подмигнёт Всевышнему: «Боже, что я толкую Тебе о Святом Писании?.. Кто из нас читал, а кто диктовал?..»
Мудрость житейских наблюдений, пытливый ум и незлобивый характер сделали его деревенским философом. Практически все монологи Тевье – сеанс позитивных установок психотерапии. Примеры? «Всё в мире правильно, Ротшильд – это Ротшильд, Тевье – Тевье, а лошадь – лошадь! И сказано в Писании: «Не по своей воле живёт человек».
Хотя порой, чтобы Там, на Небе, не подумали, что его всё так уж примиряет в земном устройстве, не молчит, шлёт рекламацию: «Если тебе угодно создавать сперва бедных, а потом – богатых, то я был готов встать во вторую очередь… Мне не к спеху! Как говорится, лучше последним на свадьбе, чем первым на похоронах…»
Искренняя и очень личная семейная история по мере развития сюжета перерастает в обобщённую судьбу человека в земной юдоли.
… золото, золото сердце народное
Истинное золото этой семьи – Голда. Она под стать своему мужу: и на кухне – командующий, за острым словом в карман не полезет; и в делах семейных – первая скрипка. Когда надо решить важный вопрос – включает дипломата, может и мистики подпустить – убедить мужа «пророческим сном».
Классический образец еврейской матери, Голда заботится о воспитании и будущем своих дочерей, помнит, что освящённый брак – с соплеменником, ведь «птица с рыбой гнёзда не вьют». И Мария Козлова, ведущая актриса театра «Свободное пространство», этой ролью доказывает, что ей подвластен любой жанр: от гротескной трагикомедии до философской притчи.
Фото Олеся Суровых
Роль «коммерсанта» средней руки прекрасно, изобретательно исполнена Максимом Громовым, который нашёл новые краски, чтобы подчеркнуть эксцентричность персонажа. Получилась метафора ростка, пробивающегося через любой камень. Зритель с удовольствием наблюдает классическую комедию характеров. Особый комизм образу придают говорящие перемены в его костюме: от сандалий до лаковых штиблет. Сладкоголосые посулы и наполеоновские планы этого «продавца воздуха или прошлогоднего снега» разбогатеть на очередном «прибыльном деле» находятся в контрасте с его говорящей… обувью. Диалоги Голды и незадачливого свата для её дочерей стали ещё одним украшением спектакля.
… деревня Анатовка – как центр мироздания
В Анатовке (это место не пишут на карте, потому что «название длинней, чем территория», шутят местные) родился и уважаемый всеми «за образованность» бедный еврей Тевье-молочник. Здесь «с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище… Таков обычай!»
В деревне, «где много вопросов задают и вопросом на вопрос отвечают», живут своей судьбой мясник Лейзер-Волф (артист А. Мальцев), трактирщик Войцек (С. Иванов) со своей пани (И. Агейкина), скрипач Йоселе (А. Соколкин), плотник Степан (М. Артемьев), писарь Фёдор (А. Григорьев). Есть в деревне иудейский ребе (О. Семичев) и православный поп (В. Крашенинников): «Половина Анатовки справляла субботу, половина – воскресенье! Одни думали, что Бог отдыхал на шестой день, другие – на седьмой… А я думаю, Бог никогда не отдыхал…»
Но приходят лихие времена – жди перемен! Когда в Киеве смутно, доберётся выжигающий пал преобразований и сюда. Деревня, конечно же, попытается сохранить свой порядок вещей: вот и поднабравшийся вольных мыслей сын разорившегося табачника Перчик (В. Тюрин) с ходу называет анатовское правило: «Вошёл в чужой дом, садись, где стул поставят» (аналог пословицы про чужой монастырь, в который со своим уставом не ходят). Правда, он из Киева и подался в деревню – спрятаться от студенческих беспорядков: там уже начали переписывать старые уставы.
Тевье осторожничает: как это «поделить всё поровну? Чужое поделить – невелика премудрость. Попробуй своё отдать…», – возражает внутри него скептик – спутник опытного человека. Он быстро схватывает главное в человеке: у студента Перчика «руки гладкие, но зато язык в мозолях, этим и прокормится…»
Фото Олеся Суровых
…символика спектакля
Первое, что видит зритель на занавесе сцены – каменистая пустынная дорога с одиноким деревом у обочины. Символ читаемый: пролёг путь, но нет покоя и нет пристанища на этом пути.
Спектакль и заканчивается дорогой, в которую отправится телега с простым домашним скарбом. Срочное предписание сниматься с насиженного места приносит урядник – в этой роли Николай Рожков показал человека, над которым долг и приказ, а в сердце – уважение и привязанность к этим людям. Но этот новый путь тоже не прям. Да где они, Небеса обетованные?
Создатели спектакля оставляют всех героев на перепутье: найдёт ли мясник Лейзер после выселения счастье в Америке? Сможет ли одинокий Тевье пустить корни на новом месте? Помогут ли таланты приспосабливаться ко всему новому неистощимому на идеи Менахему-Мендлу, вызвавшему из Житомира свою колоритную маму (заслуженная артистка России Нонна Исаева)? Что станет им домом?
В ответ на эти вопросы сценография спектакля предлагает лаконичные и зримые метафоры. Это связь дороги предков и нового пути в неизвестность. Всё пространство спектакля заключено между двумя дорогами: судьбы народа и отдельного человека.
Спектакль полон и других символических деталей, отвечающих на главные вопросы бытия.
Символична Телега Жизни, в которую приходится впрягаться каждому самому, если хочешь покорить «свою гору». Лошадь Тевье отказывается тянуть её с нагруженным товаром, хозяину то и дело приходится впрягаться самому: ведь ему надо обеспечить большое семейство, вовремя подмаслить власть, безропотно принять родственников жены. «Пусть только мой первенец родится здоровым, а уж я сил не пощажу, день и ночь работать буду, но над его головой будет всегда крепкая крыша, и над детьми его, и над внуками до седьмого колена…» – вот что даёт Тевье силы на преодоление.
Первый акт человеческой жизни любит… сложение и умножение. Вот бедный молочник Тевье, вопреки родительской воле, берёт в жёны умницу и красавицу Голду. И складывается семья, в которой традиционно мужчине принадлежит мир, а женщине – дом. Они счастливы, потому что ни один не претендует на роль другого, но свою – честно ведёт до конца. Семейство умножается пятью новыми рождениями (роли пяти дочерей исполнили актрисы Е. Симонова, Н. Староверова, Э. Узянбаева, В. Жилина и Ева Агейкина – дебютантка на сцене).
Только пройдя свой жизненный путь до половины, каждый начинает замечать: недавно чередой шли свидания, сватанья и свадьбы, потом косяком проплыли рождения детей, когда всё жизненное расписание «вдруг» наполнилось прорастающими детскими заботами и радостями. Словно все ровесники бросились исполнять главное библейское предписание «плодиться и размножаться».
Но… затем всё смешалось в доме Тевье-молочника. Старшая из дочерей предпочла бедного портного богатому мяснику, другая отказалась от веры предков и приняла чужую, третья связала судьбу со студентом-революционером, с Сибирью, с далёкой стороной. Если апофеозом безудержного веселья и радости – праздника общего, становится свадьба Цейтл и Мотла (Илья Благовидов), то венчание в православной церкви по контрасту проходит в торжественном одиночестве преступившей запрет. Куда катится этот мир, если в нём нет традиций?
А со смертью Голды, среди поредевшей семьи (вместо реальных «Семь Я») вдруг замаячит для Тевье одинокая старость на чужой стороне. Искромётную комедию сменит семейная трагедия. Так «вдруг» приходит время деления и вычитания, время похорон и поминальных молитв.
Что же светит человеку во мгле наступившей старости? Что ведёт его вперёд? Зритель получит все ответы, досмотрев действие до конца.
У команды Веры Анненковой получился трогательный, лиричный спектакль о главных человеческих ценностях: любви, вере в себя и в близких людей, подсвеченный мягким и добрым юмором. Художник по костюмам Клёна Радкевич, художник-сценограф Сергей Тимонин, хореограф Вячеслав Суетин и художник по свету Тарас Михалевский – все вместе они построили удивительный мостик к зрителю.
Если вам интересны чуткая игра актёров, которые проживают на сцене, ни разу не давая нам усомниться в реальности происходящего; и все режиссёрские решения на фоне лаконичных чёрно-белых декораций… следующий спектакль «Поминальная молитва» назначен на 3 декабря. А кто-то, уверена, захочет прийти на него и во второй раз. 18+
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.