В столетнюю историю тургеневского музея в Спасском-Лутовинове ворвалось «Время Т»
Первый театральный фестиваль (6+) в столетней истории Музея-заповедника Спасское-Лутовиново состоялся. Его назвали «Время Т». Под открытым небом дворянской усадьбы спектакли профессиональных и любительских театральных коллективов из Орла, Воронежа, Рязани, Москвы и Подмосковья собрали заинтересованную публику, эмоции и аплодисменты.
В плотном графике «лабораторных работ» по мастерству перевоплощений нашлось место творческим встречам с режиссёрами, актёрским тренингам и мастер-классам. А также интеллектуальным командным играм, уединённым прогулкам по знаменитым липовым аллеям и «поэтическому пикнику».
… «в этот дышащий сад время входит с поклоном»
В назначенный час фланирующие по аллеям гости и участники театрального фестиваля в костюмах исторической эпохи (цилиндры, фраки, веера, шляпы, турнюры) собрались у каретных ворот. Обнимая публику широким объятьем, чуть не выпадая с веранды богадельни, артист «погорелого театра», очевидно пригретый местной помещицей, приветствовал всех громогласной эпиталамой. В этом образе орловцы с радостью узнали мастера сцены из «Русского стиля» Владимира Верижникова.
Открывая праздник танцевально-музыкальным представлением и рэпом на темы дня, неутомимый на проекты директор музея-заповедника Сергей Ступин пояснил ход мыслей организаторов: «Тургенев любил шахматы – и мы начали проводить здесь, в этом благословенном месте, шахматные фестивали. Он прославился своими охотами и рассказами на эту тему – и мы собрали на фестиваль любителей охоты и «Записок охотника». Иван Сергеевич Тургенев – прекрасный драматург, автор пьес для сцены – и мы решили, что пришла, наконец, пора провести здесь первый театральный фестиваль».
Весь день открытия праздника, словно перебирая вселенские декорации, в небе то клубились предгрозовые облака, то смешивались краски: золото в голубом – с косматым чёрным. Правда, к открытию праздника чистота замысла победила: ухоженный парк сиял посвежевшей травой, а кроны, подпиравшие небо, казалось, шёпотом вспоминали приезд сюда и других театральных знаменитостей, иного, XIX века. То шелестели смехом чуть-чуть влюблённой в Ивана Тургенева прославленной актрисы императорской сцены Марии Савиной, а то переговаривались голосами Михаила Щепкина – крепостного таланта, заложившего основы национальной актёрской школы и саму идею «учить актёров и актёрок лицедейству настоящим образом».
Участники привезли восемь спектаклей, чтобы сыграть их на открытом воздухе. Орловские коллективы предложили зрителям четыре показа. Третьекурсники Орловского института культуры подготовили студенческий спектакль «Восемь любящих женщин», а молодёжь с особенностями физического развития – пластическое представление «От истоков души». Честь открытия фестиваля получили постановка Театра Сатиры Орловского госуниверситета по мотивам повести «Муму» и мистическая мелодрама в духе современного «гаррипоттеризма» под названием «Призраки – нереальная любовь» Орловского академического театра.
Участники из других регионов также привезли четыре постановки: (комедии Чехова «Медведь» и «О вреде табака»), музыкальный моноспектакль «Вертинский» и обрядовое действо «Красный угол». В общем, все жанры в гости к нам!
Специально написанный гимн «заповедного места силы» исполнил под гитару Филипп Вейс – ещё один приглашённый любимец орловской публики.
… убивают равнодушные, добивают раболепные
Хочу рассказать о «знакомом незнакомце», оригинальном и одновременно точном прочтении «всем известного» произведения в постановке Олега Галкина – режиссёра и актёра Театра Сатиры Орловского госуниверситета, настоящего рыцаря тургеневского художественного слова.
Судя по горячим отзывам в соцсетях, для многих спектакль именно этого коллектива стал открытием года. К тому же, стоит попасть на их версию «Муму», чтобы засомневаться в даре каждого, имеющего глаза, видеть во всей полноте, а читая классику, ещё и понимать написанное. Такие спектакли словно специально созданы в помощь школьникам и их учителям!
Каждая тургеневская деталь благодаря этим артистам становится «говорящей». Мы вот, «которые проходили литературу в школе», все ли назовём, какой породы была Муму? Вспомним, что значила родинка на левой щеке женщины? Или какой подарок доставал из-за пазухи немой дворник своей избраннице Татьяне вместо признания в любви, а какой – на вечное прощание? А ведь за этими деталями народные традиции.
В этой постановке у каждого героя – свой неповторимый рисунок роли. Говорят, «талантливо» – это если невозможно понять и объяснить КАК это сделано. Не играют – проживают отрезок жизни.
Нам показали крепкий спектакль, выстроенный по принципу матрёшки, как рассказ в рассказе. Оттого и новое название – «В ожидании», как новый поворот в теме. В сценической версии пьесы (её автор – артист театра Иван Егоров, в пьесе – дворецкий) всё действие и пронизано ожиданием.
Перед нами персонажи на вокзале в ожидании поезда Москва-Харьков… Ждут-с не только поезда, но и новых времён, когда книги станут востребованы как пища духовная. Когда произведения будут знать не только по заголовкам. Когда читателя не заинтересуют сплетни о писателе, а увлечёт новизной выстраданная им идея, его сокровенное миропонимание, оригинальность стиля. Ведь что такое вокзал? Толчея, беготня, суета, неразбериха, семь пятниц на неделе. Всё, как в современной жизни… как и в московском доме барыни из тургеневской истории.
Ожидает непритворной любви от своего окружения, не прикупленной, не нагаданной в картах, барыня (актриса Светлана Навлева). А любви-то и нет. Эта тиранша одинока среди приживалок и льстецов. Оттого (да ещё от обильного питания) и её нервические припадки, капризы не по злобе, а по минутной прихоти облаченного властью над другими, и решения, ломающие судьбы подвластных людей, без умысла, походя.
Рабовладение разрушает всё вокруг себя.
Одно из самых мощных и разрушительных ожиданий пьесы – предчувствие революции, беспощадных бунтов. Потому и фигура Герасима (артист Александр Макухин) – это символический образ того самого народа, который нем, но однажды может очнуться, чтобы крушить без разбора. Кстати, эту фигуру «спящего за стеной великана», которого лучше не будить, блестяще приложил к современности Натан Дубовицкий (считается псевдонимом Владислава Суркова) в притче «Трудности обратного перевода».
Крепостное рабство, противное европейцу Тургеневу, исказило черты всех дворовых работников, сломило достоинство, они несчастливы и словно давно мертвы, создавая эту равнодушную массу «чего изволите».
Они пребывают в ожидании подачки с барского стола.
Невозможно забыть эту Любовь Любимовну (артистка Юлия Изотова), старшую приживалку, с которой дворецкий, как иронизирует автор, «вместе крал и учитывал чай, сахар и прочую бакалею». Ну не вольна она в своём поведении, мнении. Это бы полбеды. Но даже и в своих эмоциях приневолены эти зависимые люди. Плакать и смеяться им важно научиться так, чтоб успеть мгновенно отзеркалить перемены в настроениях Хозяйки. Одной из приживалок, в рассказе не удостоенной даже имени собственного, предписано барыней отсыпаться днём (как ночным извозчикам), чтобы ночами скрашивать разговорами чужую бессонницу. Всё это и значит быть дворовым холопом – это не иметь НИЧЕГО своего.
Как удивительно психологичны наблюдения писателя: «Приживалка, к которой обратилась барыня, заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он ещё не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника.
– Н… н…е знаю-с.»
Но как замечательно остро сатирически это проявлено и сыграно артистами!
Никто не любит барыню, и она понимает это, «ничтожные прилипалы не способные на чувства». Вот почему её так задевает нелюбовь Герасима, унижает оскал его ласковой к другим Мумуни! Они-то как раз способны на бескорыстную привязанность! Самодостаточны. Удивительно, лишь этот немой и бездомная собачонка – два внутренне свободных существа. Не случайно же Тургенев, описывая Муму, подчёркивает её «ум», «деликатность», «воспитанность», «нежность». Все лучшие качества… человека (!?).
«Мы хотели, – говорит режиссёр Олег Галкин, – положить в основу постановки язык Тургенева, этот неимоверный язык, от которого так вкусно на губах…»
…И появилось со-чувствие
…На финальной сцене спектакля в первом ряду жалостливо всхлипнув, заплакал ребёнок, девочка лет шести на руках у мамы. Мама плакала вместе с ней. Так на наших глазах рождалось со-чувствие. Со-страдание. То, ради чего вся наша литература… При этом, у этой Муму не было ни хвостика, ни меховых ушек, чтобы внешним обликом «обмануть» ребёнка. Были только необыкновенные страдающие глаза. Преданные и любящие! Такие, что в них веришь безоговорочно. Погубленных людским равнодушием собачку и Татьяну доверили играть одной и той же чудесной актрисе Анастасии Ставцевой, обнажая мысль писателя, что злой каприз власти дважды отнимет у героя самое дорогое.
У актёра Михаила Усова три убедительных роли, уже с переодеванием. И соединение его персонажей режиссёром-постановщиком тоже не случайно: это коллективное зло, от которого пострадают самые безропотные и беззащитные. Михаил давно не студент университета, в его дипломе записана специализация – проектирование технологических машин и комплексов. Как инженер и программист, он востребован на интересной работе. Но вместе с другими участниками труппы приходит на репетиции после работы или в выходные. Среди артистов этого удивительного коллектива, который провёл уже свой 44-й театральный сезон, – два десятка современных людей разного возраста, студентов и выпускников университета… Но в сердце каждого чем-то острым записано: «Люблю театр!»
Поистине, замечательный получился фестиваль под говорящим названием «Время Т», как время «Театрального, Творческого, Товарищеского единения профессионалов и любителей, актёров и зрителей, классики и современности».
Фото: Павел Архипский, Александра Таровых, Ольга Касухина
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.