Метаморфозы любви на сцене орловского театра «Свободное пространство»
Новый 43-й театральный сезон открылся в «Свободном пространстве» комедией Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь».
…«безумные, любовники, поэты –
все из фантазий созданы одних»
Так говорит один из героев пьесы, фактически предлагая ключ, которым открывается ночь предсвадебных чудес. Зритель станет свидетелем, как любовь пьянит без вина, искажает зрение, заставляя видеть то, чего нет, и не замечать очевидного. Мне вообще кажется, что влюблённых давно пора рассматривать, как отдельный тип человека.
Вокруг одной из ранних пьес Шекспира достаточно тайн и загадок. Писалась она на заказ к свадьбе некого сановника. Но в стереотип «выполнено под заказ – значит, плохо» в этом случае не поверишь: пьеса продолжает быть актуальной уже 400 лет. Вот и в репертуаре театра она – юбилейная, десятая по счёту из шекспировского наследия, – и, пожалуй, претендует получить звание самой фееричной и стильной.
Когда-то прочитала поразившее меня: будто бы у арабов есть 600 слов-понятий для верблюда, но вообще нет слова «любовь» (самое близкое по смыслу – «безумие»). Восточная традиция много веков уравнивала состояние влюблённости с затмением, наваждением, сном наяву. Исследовали эту химию отношений и европейские умы. Похоже, автор «Сна» разделял этот посыл, представив микст из волшебств и фантастики, создав множество поводов для улыбок и смеха, иронии, обращённой к зрителю; наполнил текст психологическими наблюдениями умнейшего человека XVIвека.
В общем, это то произведение, в котором можно копать в глубину, искать дно смыслов и аллегорий, можно – в ширину или просто наслаждаться красотой, узнаваемостью ситуаций, смеяться и получать удовольствие.
… «свадебный концерт» и режиссёрский концепт
На сцене разыграли настоящий «свадебный концерт»: символичный по костюмам, гриму, пластике, умело акцентированный по сценографии, необыкновенный по звукоряду музыкального барокко (создавая атмосферу эпохи, фоном звучали английские баллады, исполненные на лютне и арфе). Спектакль многонаселённый, в нём заняты 22 артиста (придя в театр на этот спектакль, наверняка захотите запомнить имя каждого – все великолепны!). Актёрское же мастерство любимого многими театра «Свободное пространство» так универсально, что, кажется, все задачи, поставленные амбициозной командой московских талантов, оказались решены с блеском.
Для режиссёра Виктории Печерниковой (Москва) спектакль стал вызовом, и для его успеха она приложила немало сил, собрав команду талантливых единомышленников, филигранно отработав с каждым актёром его партию. Создателям спектакля удалось бережно пронести шекспировское слово (оно звучало в тексте оригинального перевода Осии Сороки). В результате орловчане посмотрели искромётную «комедию положений», сопереживали персонажам, помещённым между явью и сном, волшебством и реальностью.
Костюмы – отдельная песня, спасибо неожиданной Венере Казаровой! Если влюблённые пары на сцене предстают в чёрно-белом, никогда не совпадающем с «половинкой» одеянии, то представители власти Афин – в подчёркнуто бутафорском, непрочном, обманчивом «сиянии» фольги. Никакая власть не может управлять миром тонких материй, чувствами людей, говорят такие костюмы…
Пластическое решение характеров персонажей также стало частью режиссёрского концепта. Через движение персонажи рассказали о себе не меньше, чем благодаря речевым характеристикам (хореограф Евгения Миляева для каждого предложила индивидуальную ритмику).
«Сон в летнюю ночь» – это тот ещё квест. Браво всем!
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.