Нам забор не нужен! Хозяева первого родового поместья Орловской области о жизни в глубинке
Региональный штаб ОНФ провёл круглый стол по вопросу законодательной базы для так называемых родовых поместий. Но что это такое? Корреспондент «ОрёлТаймс» отправилась в одно из первых родовых поместий, появившихся в Орловской области ещё в 1999 году, чтобы увидеть, как живут люди, осознанно уехавшие подальше от городской цивилизации.
Жива Ладушка
Александр и Надежда Кудиновы – обладатели одного из первых и, как говорят, самого благоустроенного родового поместья в Орловской области. Село Высокое в Троснянском районе, где они проживают, примерно в ста километрах от Орла. Среди обнесённых заборами коттеджей дом Кудиновых удалось найти не сразу – он оказался без ограждения, стоит в окружении деревьев и кустарников, практически на берегу водохранилища.
Нас выходит встречать хозяин, внешний вид которого сразу бросается в глаза – расшитая узорами славянская белая рубашка, ухоженная борода и ясный взгляд.
– А почему у вас изгороди-то никакой нет? – спрашиваю у Александра.
– Как это нет? Вот же она, живая, – отвечает мужчина и показывает на деревья и кустарники, часто посаженные у небольшого дома с зелёной крышей. – Это специальная экосистема, которая защищает территорию. А ещё их не надо красить, они не гниют, по весне цветут, а летом дают ягоды. Так что обычный забор нам ни к чему.
На пороге нас ждёт Надежда – светловолосая женщина, одетая под стать мужу, в длинное белое платье с вышивкой.
Создание славянских костюмов – её заработок и хобби. Прямо здесь, у себя дома, она создала мастерскую «Жива Ладушка», где и занимается пошивом обережной одежды.
По словам женщины, в фильме Михаила Задорнова «Вещий Олег. Обретённая быль», актёры были в костюмах её производства. А сама кинолента снималась в одном из родовых поселений в Тульской области. Так же клипе Андрея и Татьяны Шадровых на песню «Матушка Ягиня» костюмы мастерской пришлись очень кстати.
С чистого листа
В доме Кудиновых пахнет свежим деревом и натопленной печью. Всё, что есть внутри, Александр сделал своими руками из натуральных материалов: кухонный гарнитур, столы, скамейки, лестницу на второй этаж и современную печь. Исключение – два кресла в гостиной, которые супругам подарили.
– У нас ещё не всё доделано, но мы никуда не торопимся. Ощущение, что ты встаешь утром и тебе никуда не надо бежать, и ты самостоятельно решаешь, что тебе сегодня делать приносит огромную радость и удовлетворение, – говорит хозяйка дома.
Супруги рассказывают, что живут вместе в родовом поместье уже пять лет. До этого Александр был тут один – строил дом. Помощь рабочих потребовалась только для установления самой коробки, а дальше – всё своими силами.
– Я с удовольствием занялась дизайнерской частью и с головой ушла в создание уюта, – поясняет Надежда.
История их родового поместья началась задолго до того, как они познакомились. По словам Александра, его долгое время беспокоили проблемы со здоровьем, болела спина. Однажды он не смог встать с кровати. Когда всерьёз пришлось заниматься лечением, он начал смотреть на проблему глубже и пришёл к выводу, что надо кардинально менять образ жизни.
– Мне в руки попала книга Мегре «Анастасия». Прочитал и вдохновился идеей родового поместья, – вспоминает Александр.
Первая супруга его стремлений к отшельнической жизни в деревне не разделила, но он оказался твёрд в решении начать всё с чистого листа.
Так он перебрался из Курской области в Орловскую. Договорился с местными властями о предоставлении участка земли в аренду и начал строить свою новую жизнь. Правда, начал не с возведения дома, а с посадки кедра, который является отсылкой к серии книг Мегре. Дерево прижилось, и сегодня это – предмет гордости хозяина.
Что касается Надежды, она тоже жила в городе. Работала бухгалтером и, как говорит сейчас, «была суровой тётенькой». Её желание вести иной образ жизни разделил и сын – молодой человек вместе с семьёй сейчас занимается обустройством собственного поместья в Тульской области.
Так что, встретившись в сознательном возрасте, интересы Надежды и Александра совпали на сто процентов.
Сейчас семейное родовое поместье украшает собственноручно посаженный лес: сосны, берёзы, дубы, ели и десятки других растений. В этом лесу уже начали появляться грибы и земляника, а птицы стали вить гнёзда. На землях Кудиновых растёт более 20 видов ягодных и декоративных кустарников: барбарис, боярышник, облепиха, калина, терновник. У дома – большие клумбы под цветы.
– Летом у нас ещё красивее. Сейчас, конечно, осень, природа засыпает, – рассказывает Надежда.
Здесь везде что-то растёт.
– По сути, мы покупаем только крупы. Всё остальное – со своего огорода. Мёд и яйца берём у соседей в обмен на что-то из нашего домашнего производства, – поясняет Александр.
Рыбу мужчина ловит, практически не выходя из дома – на берегу водохранилища стоит лодка, а на территории поместья есть собственный небольшой пруд.
Они практикуют здоровый и трезвый образ жизни, натуральное питание и не едят мясо. Но чем-то специально себя не ограничивают, говорят, «всё идёт изнутри, а для организма человека важно иметь право выбора».
А как же дети?
Кудиновы уверены, что в идее родового поместья главное – не дом, не огород, а весь участок в целом. И чтобы понять, что же это за образ жизни такой, надо обязательно его прочувствовать на себе. Их быт значительно отличается от соседского деревенского. В первую очередь тем, что они стараются расширить свои владения, в то время как односельчане сокращают участки, потому что на земле работать нелегко.
– По большому счету, это поместье важно не для взрослых, а в большей степени для рождения и воспитания детей. Ведь что заложишь до 9 лет в ребёнка, то из него и вырастет. Одно дело, когда малыша в коляске вывозят в городской двор или вот сюда, в сад. Есть же разница? Это формирует другое мировосприятие. Ребёнок начинает видеть мир таким, какой он есть, а не через призму искусственности, – убеждён Александр.
В обособленном поместье воспитать ребёнка без общения со сверстниками непросто. А вот в родовых поселениях с этим проблем нет.
По словам Кудиновых, многие «анастасиевцы» поддерживают идею известной экспериментальной школы Михаила Щетинина, согласно которой можно пройти ускоренную программу обучения для получения среднего образования. Общественность в разные годы к методике Щетинина относилась по-разному. Кто-то называл его подход «педагогикой сотрудничества» и возможностью вырастить из ребенка настоящую личность. Некоторые православные священники обвиняли его в сектантстве. Тем не менее, школа-интернат, возглавляемая им в Краснодарском крае, имеет статус государственного бюджетного учреждения и успешно функционирует.
Но Щетинина на всю страну не хватит, так что в родовых поселениях вырабатывают свои методики по образованию детей – жители берут лучшие из тех, что находят, и добавляют к ним свои какие-то детали, приспособленные к реалиям их жизни. Ещё один вариант обучения ребёнка – прикрепить его к какой-то школе, а родители сами с ним занимаются.
В пример Кудиновы приводят поселение Славное в Тульской области, где сейчас живут около 70 семей. По их словам, там у подрастающего поколения хорошее будущее.
Есть ли путь назад?
Общих детей у Александра и Надежды пока нет. Однако из-за того, что её старший сын тоже выбрал для себя жизнь с семьёй в поселении, в «детских» вопросах они разбираются.
Основная цель всей затеи с родовыми поместьями, по сути, в том, чтобы потом передавать родовую землю своим потомкам. Но как быть, если, став взрослым человеком, ребёнок захочет жить в городе?
– Если у семьи будет один ребенок, то, скорее всего, так и произойдет. А вот если их будет девять, десять, как раньше в нормальных славянских семьях, то всегда найдётся тот, кто захочет продолжить родительское дело, – считает Александр Кудинов. – Каждый человек имеет право выбора. И если он решает отказаться от жизни за городом, то родственники должны уважительно отнестись к такому решению.
– Надо понимать, что наше поколение сейчас находится на переломном этапе. Мы не святые, изломаны жизнью, у нас багаж всякого хлама, от которого нужно избаляться. Единственное, чем мы отличаемся от многих, это стремлением к новому и лучшему. Если ребёнок выберет путь в городе, это нормально на сегодня. До тех пор, пока мы своим примером не покажем новый образ жизни, который бы детям пришелся по душе, а это наша с вами задача. Но за ребенка, выбравшего городскую жизнь родителям уже не будет так страшно, потому что с мировоззрением заложенным самой природой он уже способен жить по совести и в ладу с собой. Вот у меня сын строит родовое поместье, а дочка сразу сказала: «Мама, деревня не для меня». Ну и хорошо. Хотя я знаю, что рано или поздно она к этому придет. Однако навязывать свои принципы мы не имеем права. Ни своим детям, ни кому-то другому, – убеждена Надежда.
– В нашем региональном отделении Родной партии, созданной по идее книг Мегре «Звенящие кедры России», мы продумываем проекты по локальной экономике, способные помочь людям иметь достойный заработок на земле. Ведь основная причина того, что некоторые боятся переезжать на землю, это страх отсутствия финансовой безопасности, а как итог – достойной жизни. Но эти волнения разбиваются о реалии нашего личного опыта. И мы с радостью приглашаем желающих посмотреть наш быт и наше родовое поместье, – говорит Александр.
Кстати:
В родовых поместьях Орловской области проживают 12 семей: в Мценском, Кромском и Троснянском районах.
…Из села Высокое мы уезжали с двойственным чувством. С одной стороны, то, как люди смогли круто изменить свою жизнь и обрели здоровье и счастье, вызывало уважение. С другой стороны, ставишь себя на их место и понимаешь, что совершённое ими сродни подвигу: уйти от привычного, построить своими руками новую жизнь непросто. Впрочем, никто никого и не заставляет вести именно такой образ жизни. Главное, чтобы люди, пожелавшие это сделать, были защищены законом. Вот только нет его ещё. Несмотря на то, что в стране существует уже более 350 родовых поселений, федеральная власть так и не определилась с тем, как защитить права тех, кто хочет начать новую жизнь с посадки кедра. К слову, этой осенью на проблему родовых поместий обратили внимание эксперты ОНФ. «Фронтовики» считают, что именно такие населённые пункты могут помочь в развитии сельских территорий, а это уже не частный интерес – государственный. Так что может так статься, что Кудиновы станут у нас новой «ячейкой» российского общества. Похоже, никуда от «цивилизации» не денешься…
Сопредседатель регионального штаба ОНФ, председатель комитета облсовета по местному самоуправлению и регламенту Валерий Савин:
– Сама по себе идея родовых поместий мне нравится. То, что дети будут расти в единении с природой – это, наверное, хорошо. Но, с другой стороны, важно понять: а не утопия ли это? Ведь они должны получать среднее и высшее образование, как-то входить в эту жизнь и взаимодействовать с миром.
Вопрос о законодательной базе для родовых поместий, считаю, изначально должен быть решён на федеральном уровне. Закон должен определить, что такое родовое поместье, параметры и территории выделяемых земельных участков, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.
Регулировать общественные отношения, связанные с созданием родовых поместий и выделением под них земли только на уровне областей и районов невозможно, но субъекты и муниципалы могут осуществлять какие-то меры поддержки. Наш областной совет может способствовать решению вопроса – выйти в Госдуму с соответствующей инициативой о принятии закона о родовых поместьях.
В целом, я – за соответствующий закон. Тема эта очень интересная, и люди, которые живут в так называемых родовых поместьях, очень интересные. Чувствуется, что они горят своей идеей. У них есть замысел, чтобы им помогли продвигать их экопродукцию. Но как это сделать? В условиях рынка для них невозможно создать законодательный приоритет, однако предоставить какие-то торговые места, меры поддержки, налоговые льготы – вполне посильная задача для местных властей уже сегодня.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.