Орловские реставраторы возвращают к жизни находки с места Судбищенской битвы
У Орловского краеведческого музея в этом году, можно сказать, открылась новая страница в истории. Теперь он занимается новой для себя деятельностью – реставрацией. Ещё год назад в музее не было ни своего реставрационного отдела, ни специальной профессиональной техники и оборудования. А теперь здесь, в Орле, есть свои «врачеватели» следов прошлого, поразительным образом соседствующих с современностью и буквально находящихся под нашими ногами.
Современное «врачевание» предметов старины
Площади современной реставрационной мастерской Орловского краеведческого музея сравнительно небольшие, но в разделённом на несколько отделов помещении смогли уместить необходимое для работы оборудование. В мастерской трудятся пока два человека, но объём работы очень большой, поэтому здесь ждут людей со специальным образованием.
Подавляющее большинство объектов, которые сейчас находятся на реставрации, это предметы археологии. Как известно, один из первых этапов процесса реставрации металлов — очистка предмета от верхних слоёв загрязнений, которые глубоко забиваются в изделия. Здесь в работе используется специальный аппарат – ультразвуковая ванна. Благодаря ей можно добиться необходимого эффекта, не вмешиваясь в историческое покрытие предмета. В ванне происходит размягчение следов коррозии благодаря ультразвуковому насыщению пузырьками кислорода. Эту коррозию затем реставратор вручную убирает с помощью скальпеля. Конечно, происходит небольшое изменение формы предмета, но зато приостанавливается его дальнейшее разрушение. Впоследствии реставратор уделяет особое внимание совмещению фрагментов, подбору деталей, восстановлению слоёв и исправлению деформаций предмета, если это было согласовано и принято на реставрационном совете.
Для реставрации также используют пескоструйную камеру. В ней есть специальное отверстие для рук с перчатками и пистолет, посредством которого на предмет подаётся сжатый воздух с кварцевым песком. Песок здесь является абразивом, снимающим грязь и полирующим изделие.
Не менее важный инструмент – реставрационная ванна, где проводится промывка и химическая очистка металлических изделий с помощью кислот.
В музее также ведётся и масштабная реставрация предметов, сделанных из бумаги. Для этого приобретён аппарат сухой чистки. Он представляет собой камеру, в которую помещается либо лист бумаги, либо кусок ткани. Туда подаётся сжатый воздух с тончайшими волокнами целлюлозы, которые очищают предметы от песка, пыли и грязи. Фактически этот аппарат позволяет избавиться от желтизны на старой бумаге. Также при работе с бумагой используется специальный световой стол, на который кладут лист и просвечивают все утраты и дефекты. Поверхность стола сделана из стекла для того, чтобы на него класть смоченные листы для выравнивания заломов и неровностей.
А ещё имеется огромная подставка для реставрации картин всех размеров. Ну и обязательным элементом для реставрации всех видов металлов является дистиллированная вода, лишённая различных солей и примесей. Её в работе нужно очень много, поэтому приобрели и мощный дистиллятор.
– У нас появилось помещение, где можно работать с тяжёлыми токсичными химическими веществами. Установлена вентиляция. Хотелось бы площади побольше, но мы уже сделали много даже на той территории, что имеем. За год фактически создать с нуля целую реставрационную мастерскую – это удивительно. Мы даже не верили, что это возможно. Трудности были с приобретением оборудования, потому что оно импортное и попало под санкции. Вот, например, настоящая профессиональная бормашина, которую используют все мировые реставраторы…
Пока работают два специалиста, но в рамках проекта у нас заложено создание целого реставрационного центра, в котором будет 4 – 5 мастерских по разным видам реставрации, – рассказывает реставратор Александр Авилов.
На фото: современная аппаратура реставрационной мастерской и рабочее место мастеров
Помимо аппаратуры для реставрации, у музея появились новое хранилище и помещение для временного хранения, куда как раз попадают предметы после раскопок.
– Здесь предметы «отлёживаются» и проходят обработку. То есть их надо описать, где-то склеить, где-то законсервировать. Здесь у нас хранится та самая известная пищаль с орнаментом в виде головы змеи первой половины XVII века. Их очень мало по стране, в прошлом году археологи нашли её у нас на «Стрелке». А вот вы можете наблюдать находки, обнаруженные в этом году. Их очень много. Оформим, почистим и покроем танином, чтобы они не разрушались. А затем, после всех этих работ предметы попадают на постоянное хранение. Здесь они будут храниться много-много лет или попадут в экспозицию, – рассказала главный хранитель музея Татьяна Кострова.
На фото: находки, приобретённые при раскопках на «Стрелке»
Лекарь картин и металлических сокровищ
Реставратор — тихий служитель. Зачастую его самого не видно — виден лишь результат долгой кропотливой работы. Познакомимся поближе с мастерами, которые дают новую жизнь старинным вещам в Орловском краеведческом музее.
Александр Авилов – реставратор уже с большим опытом. Порядка 30 лет он работает в орловских музеях – начинал с реставрации картин в музее ИЗО, а сейчас трудится в краеведческом и литературном музеях. Несмотря на большой опыт, мастер продолжает изучать новое. В Орловском краеведческом музее он теперь занимается реставрацией изделий из металлов. Кстати, все металлические старинные изделия – предметы быта и оружия, которые находят археологи на Орловщине, – тоже попадают в руки Александра Авилова.
– Реставрация – дело очень сложное и постигается оно очень-очень долго. Реставратор не сразу допускается до определённых процессов. Отдельная тема – процесс обучения и стажировки, ведь для того, чтобы работать в музее, я только стажировался порядка 7-8 лет. Начинал с реставрации станковой живописи, а сейчас волею судьбы осваиваю ещё и металл. К счастью, нам позволяют развивать свои навыки. Я вот прохожу курсы в главном реставрационном заведении России – ГОСНИИРе, где, самое главное, учат современным методам работы. Причём важно не только уметь пользоваться техникой, но знать определённые науки. Например, химия и реставрация – это два очень взаимосвязанных направления. В музее занимаются прежде всего научной реставрацией, поэтому и химия, и наука, и реставрация тесно связаны.
Наше вмешательство в предмет должно быть минимальным. Реставратор обязан сохранить историческую и художественную ценность предмета, но при этом остановить дальнейший процесс его разрушения. Времени на реставрацию уходит порой очень много – от недели до года, – рассказал мастер.
Сейчас Александр Авилов работает не просто над реставрацией уникального старинного экспоната, но ещё и над подарком. Есть легенда, что в доме известного орловца полярного исследователя Владимира Русанова стоял граммофон, который оказался в экспозиции краеведческого музея. Но в орловском Доме-музее В.А. Русанова, который является филиалом Орловского краеведческого, давно мечтают о том, чтобы вернуть предмет на «родину». И он вернётся туда в 2025 году, когда Орловская область будет отмечать 150-летие Русанова.
Над старинным граммофоном, который когда-то стоял в гостиной Русановых и воспроизводил голоса известных в то время исполнителей, трудится Александр Авилов. В его руках – граммофон начала XX века со всеми характерными признаками: деревянным корпусом с бронзовыми накладками и жестяной трубой. Особенность данного звуковоспроизводящего инструмента – наличие ярких расписных узоров внутри «ракушки» граммофона, которые сохранились даже спустя столетие. Однако время всё равно оставило на нём свои следы.
На фото: старинный граммофон, который реставрирует Александр Авилов
– Моя задача – предотвратить дальнейшее разрушение предмета. Я подклеиваю сейчас стекловолокно, чтобы закрыть образовавшуюся коррозию, которая мешает экспозиционному виду. А затем начну граммофон расписывать, восстанавливать его лакокрасочный слой. И вы даже не представляете – я похвалюсь! Нам удалось найти на барахолке достаточно редкую и важную деталь для граммофона, которая называется звукосниматель. Это, собственно, та игла, которая касается пластинки и передаёт записанный звук через резонатор. Вся конструкция будет собрана, и мы очень надеемся, что всё-таки граммофон запоёт. Конечный результат можно будет увидеть на юбилее Владимира Русанова, – рассказал Александр Авилов.
К слову, появившаяся в музее современная техника позволяет теперь реставрировать и более объёмные предметы, которые уже давно являлись элементом музейного фондохранилища, но не могли стать частью экспозиций из-за своего непрезентабельного внешнего вида. Например, ещё в 1966 году в краеведческий музей доставили уникальный предмет – ручной типографский станок «G.Sigl. Berlin und Wein» (Германия), выполненный из чугуна и железа. Создан он был в 1873 году. Это механический пресс, с помощью которого изображение и текст переносятся на бумагу или иной материал посредством печатной формы. В названии станка можно увидеть имя Георга Зигла – австрийского инженера-механика, который в 1844 году основал в Берлине и Вене фабрики по производству печатных машин.
Длительное время данному экспонату не могли найти места в музее. Его размеры не позволяли хранить раритет в фондах, поэтому станок стоял много лет в хозяйственном помещении. И вот теперь немецкий типографский станок демонстрируется в музее как элемент экспозиции.
На фото: старинный типографский станок
– Сейчас этот станок стал такой своеобразной фотозоной. Люди подходят, хотят потрогать вот эту скобу, понять принцип работы. Времени на реставрацию много ушло – несколько месяцев. Но оно того стоило, – рассказал мастер.
Мастерица по святыням и бумажным следам истории
Вторым реставратором Орловского краеведческого музея является Юлия Ларина. В этой должности она работает сравнительно недавно. Раньше была художником-оформителем, но затем решила постигать новое и отправилась учиться в главную российскую реставрационную организацию – ГОСНИИР. Её специализация – работа преимущественно с бумажными носителями: документами, периодической печатью, книгами и прочим. Кстати, именно этих музейных экспонатов, давно требующих реставрации, очень много. Поэтому в новом современном оборудовании для реставрационных работ подобного плана специалисты нуждались давно.
Недавно Юлия Ларина стала реставрировать иконы, чему тоже научилась в ГОСНИИРе. Сейчас работает над иконой, предположительно, конца XIX – начала XX века. Она не является какой-то уникальной, но имеет большую историю хотя бы потому, что сохранилась до наших дней. На ней остался след от когда-то горящей рядом свечи. А ещё её знатно повредили жучки-древоточцы.
– На иконе была большая трещина, которая расходилась дальше, поэтому посередине она соединялась большой ржавой скобой. Кроме того, в иконе были обнаружены гвозди. Я училась сверлом их вытаскивать. Это было что-то! Все дырочки, отверстия от жучков заделывались клеево-опилочной смесью. Сейчас работаю над покрытием, потому что кое-где отвалилась краска. Акварель использую старую, потому что она гораздо лучше, чем современная. Её когда-то нам принёс наш орловский фотохудожник Леонид Михайлович Тучнин. Затем мы нанесём лак с пененом, чтобы картинка стала ярче, и было защитное покрытие. Я советовалась со специалистами из ГОСНИИРа, и мы приняли решение оставить на иконе вот этот след, не левкасить его (прим. ред. «левкасить» – грунтовать путём последовательного нанесения слоёв левкаса), – рассказала Юлия Ларина.
На фото: Юлия Ларина за работой над старинной иконой
Мечты об орловской археологической службе
– Нам бы очень хотелось в музее иметь свою археологическую службу. Тем более, что даже у нас в Орле учатся ребята, которые интересуются историей и принимают участие в археологических исследованиях. Возможности и потенциал у нас есть. Можно начать с разведок, а там, глядишь, и обзаведёмся своей исследовательской группой. Эта сфера очень необходима для области. Хорошо, что за нашим регионом закрепили Олега Радюша, который смог привлечь и заинтересовать археологией множество людей. Возможно, именно он и его исследования положат начало не только реставрационной деятельности, но и археологической, – поделился директор музея Дмитрий Моисеев.
Напомним, что на территории парка «Орловская крепость» в этом году завершаются последние археологические раскопки. В следующем году здесь начнутся работы по благоустройству, а московские археологи из Орла переедут в Новодеревеньковский район, непосредлственно на место Судбищенского сражения.. Там, по словам специалистов, ещё непаханое поле для изучения. Поэтому и работы у реставраторов Орловского краеведческого музея впереди много.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.