Орловский взгляд на собачью драму с человеческим лицом
Мы стараемся не замечать бездомных животных словно их вообще не существует. То же самое относится и к окружающим людям. Спектакль «Прощай, овраг!» в первую очередь о нас, пусть и главные герои в нём – собаки.
Фото – ВКонтакте
Собака лает, ветер носит, караван не идёт
Премьера спектакля состоялась в рамках проекта «Диалоги в “Русском стиле”». В основу постановки «Прощай, овраг!» легла повесть с похожим названием «До свидания, овраг!» писателя Константина Сергиенко. Её главные герои – уличные собаки. Роли исполняли актёры детской театральной студии «Действующие лица». Они отлично вжились в образы животных, поскольку особенно тонко прочувствовали характер и настроение братьев наших меньших. Однако не стоит ждать заискивания с публикой или водевиля в стиле диснеевских мультфильмов о трудной, но весёлой собачьей жизни. Здесь всё о суровой действительности глазами дворняг.
Вступление началось с показа видео. Визуальный ряд помог представить зрителю, каково бездомным живётся зимой. А вот и овраг, ставший пристанищем для бездомных псов. Главный герой протагонист — Гордая. Гордая — собака, живущая сама по себе: очень добрая и смелая. Этакий идеальный персонаж.
Главная героиня представляет стаю зрителям. Это псы с разными характерами, которые уж точно не выглядят клишированными. Вот – Красивая, изящная собака, которая нравится всем из-за прекрасной внешности. На самом деле она хитра и прячет свои косточки от других. Хромой получил травму лапы на охоте; в повести пёс постоянно хитрит, выпрашивая еду у прохожих. В спектакле Хромой получился слегка комичным, однако, нельзя сказать, что актёр переигрывает. Головастый – самый умный в стае, единственный, кто читает книги. Кусачую – хлебом не корми, дай только полаять на других. Малыша — самого юного, любят все дети. Такса — труслива, но умна не меньше Головастого. Однако самым харизматичным и, пожалуй, жестоким персонажем является вожак — Чёрный. Актер, играющий его, совпадает по типажу: черноволосый смуглый парень, темный костюм не только характеризует чёрную шерсть, но и характер. Его персонаж грозный и ехидный: постоянно запугивает окружающих собак и болезненно не любит людей: именно поэтому он запрещает Головастому читать о них книги и вообще поднимать тему их существования. Позже Гордая расскажет, что хозяин Чёрного жестоко избивал его. Именно в этом основная причина ненависти животного к людям. Но все они в глубине души любят и ищут своего человека.
Названия разные, а проблема одна
Взаимоотношение с людьми — основная проблематика и спектакля, и повести Сергиенко. Каждый из псов серьезно обжёгся в поисках своего человека. В овраге собрались собаки, которых люди оставили после летнего сезона на дачах. И всё же каждый с любовью, пусть и горечью, вспоминает своих бывших хозяев.
Гордая с трепетом рассказывает о человеке, который спас её зимой от холода. И вновь мы видим кадры: мужчина в темной куртке подбирает собаку. В спектакле людей представляет лишь закадровый голос: актёров, играющих людей, на сцене нет.
Все люди разные. Однако все герои, кроме Чёрного, рассматривают их лишь с хорошей стороны. Та же Гордая боготворит своего бывшего хозяина больше, чем остальные псы в стае. Человек подобрал её, залечил, «привязал» к себе, но не смог оставить дома и отпустил на улицу. Об этом Гордая тоже говорит со спокойным трепетом, даже не думая обижаться.
Первая часть спектакля как-то вселяет надежду на то, что псы найдут своё пристанище, хотя тревожные нотки звучат постоянно.
«Зачем нам читать по-человечьи?» – впадает в агрессию Чёрный.
А вот и кот. Он тоже пострадал от человека. Кот японского императора Ямомото дружит с Гордой, легко находит общий язык и с другими собаками. Но Чёрный также сильно не любит кошек, как и людей. Ненавидит их и Кусачая – бывшие хозяева предпочли её кошке.
Вскоре зритель понимает: причины ненависти собак к кошкам беспочвенны, ведь и к кошкам люди относятся потребительски. Ямомото выгнали из дома за то, что кот привёл Гордую в гости…
Чем дальше — тем тревожней. Жёсткий красный свет, резкие движения, напоминающие танец охотников.
Прощание с оврагом
«Сегодня у тебя в зубах кость, а завтра не знаешь, как уцелеть» – с этой реплики начинается сцена смерти Хромого.
Пёс возвращается смертельно раненным в овраг. Его побили люди. Хромой завещает все свои спрятанные ценности стае. Храбрая снимает с шеи кольцо, свой талисман и отдает умирающему другу. Они как люди. Или лучше?
«Жаль, я так и не смог найти свою волшебную дверь» – перед смертью произносит пёс.
Так заканчивается самый трогательный момент спектакля.
Вскоре начинается самый жестокий. Мы понимаем: не найдут свою волшебную дверь и остальные. Овраг решат засыпать, а псов отловят и усыпят.
Неожиданно Храброй придут на помощь: собаку спасёт «её человек». И снова слышится голос спорящих людей за кадром. Храбрая, кажется, обрела дом, судьба остальных обитателей оврага неизвестна, но предсказуема…
Именно на этой грустной ноте заканчивается спектакль.
Повесть «До свидания, овраг!» написана Константином Сергиенко в советские годы, когда «добро побеждало зло». Сегодня старый посыл «ребята, давайте жить дружно» в обществе не котируется. То ли спроса нет, то ли предложения.
Понимаешь: эта драма не только о собаках. Легко провести аналогию с детьми-сиротами, живущими в ожидании «своего» человека и поиске той самой таинственной двери в мир тепла и любви. Сравнить героев можно и с одинокими людьми, которых в наш век становится всё больше. Другой посыл лежит на поверхности: нужно быть просто добрее. Спектакль стоит показать детям. Именно такие произведения, подающиеся под понятной для ребёнка обертке, помогают формировать гуманный взгляд на мир.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.