Новости культуры

Фестиваль «Крылья Победы» в Орле взял в плен тысячи зрителей

Фестиваль «Крылья Победы», проведённый театром «Свободное пространство» благодаря гранту Орловской областной администрации, на несколько дней взял в плен тысячи зрителей своей искренностью, проникновением в атмосферу аскетичных послевоенных и сороковых, «грозовых» и «роковых» лет.

… утро Победы

В канун 74-й годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне в Орле впервые высадился театральный десант из восьми городов-соседей (всего в адрес оргкомитета поступило более 30 заявок от театров, но отбирали «гвардейцев»).

Свои «тематические стрельбы», посвящённые военной теме, представили коллективы из Тамбова, Костромы, Калуги, Ельца, Мичуринска, Брянска, подмосковных Мытищ и Ногинска. Фестивальная программа оказалась насыщенной – три спектакля ежедневно. В Орле ближний бой за признание публики поддержали и орловские коллективы: Государственный театр кукол (их пьеса «Про войну» была отмечена командованием-жюри «За раскрытие темы патриотизма при первом знакомстве с театральным искусством»), а специальный приз за инсталляцию церемонии открытия фестиваля получил театр для детей и молодёжи «Свободное пространство» (г. Орёл, режиссёр Сергей Пузырёв, художественный руководитель театра – заслуженный артист России Валерий Лагоша).

В фойе театра-организатора гостей встречали песни военной поры, рисунки детей и необычный «фронтовой» выпуск газеты «Театральная правда» (его подготовили Полина Дудина и Ольга Касухина). Всё вместе – «артподготовка» в помощь зрителю вскрыть именно тот файл памяти, где хранятся и рассказы дедушек и бабушек, и тронувшие спящую душу эпизоды из прочитанных книг, и фильмы, и сцены из любимых спектаклей.

На сцене торжество открытия фестиваля предваряла пластическая композиция в исполнении ведущих артистов театра «Свободное пространство», объединённая сквозной темой «войны и мира». Прекрасно работал прозрачный, будто кисейный тургеневский занавес, на который проецируется видеоряд, в то время как на основной сцене, за ним, любимые актёры представляют фигуры из мирной или военной жизни. Эффект двойной: история словно оживает, а плоскость сцены приобретает масштаб, создающий глубину и перспективу.

Так была взята правильная нота на искренний и глубокий рассказ о жизни и истории большого народа в большой стране.

Все 10 фестивальных спектаклей прозвучали как реквием по погибшим нашим Воинам, но каждый стал и исповедью о Любви, раненой войной; о дружбе, предательстве, о борьбе Жизни с Нежитью; о победе над чёрными обстоятельствами и собственной слабостью.

«Свершилось! Она перед нами: не слово, не мрамор, горячая, живая, в гимнастёрке, полинявшей от солнца и дождей, седая от пыли походов, с ленточками ранений на груди, – самая прекрасная и самая любимая, наша Победа!

Отгремели последние залпы, и после долгих лет Европа обрела великий дар – тишину. Впервые матери могут спокойно ласкать своих детей – на колыбели больше не ложится тень смерти. Расцветают цветы, прорастают зёрна, подымаются нивы, их не растопчут гусеницы танков. И в необычной тишине этого утра салютуют победе миллионы взволнованных сердец» – эти начальные строки из статьи Ильи Эренбурга в газете «Правда» 10 мая 1945 года тогда облетели все города и веси, заучивались наизусть.

Они и звучали, как поэма о самом главном.

Этих слов народ ждал 1418 дней и ночей.

Орловский фестиваль взял эту всеобщую Победу на свои крылья. Само название предполагает, что эти легендарные крылья осенили собой и спектакли, обращённые в военное время, и простых героев из мирных послевоенных, голодных, очарованных новыми возможностями или придавленных утратами, упорных в новых трудах и заботах.

… баллады о любви и думы о потравах

Хочется остановиться на двух спектаклях – открывавшем фестиваль и опускавшем последний занавес замечательного фестиваля.

Пьеса уральца В. Гуркина «Саня, Ваня, Римас с ними» (автора сценария знаменитого фильма «Любовь и голуби»), выводит схожих своим простодушием и открытостью героев. В их простоватой обыденности главный враг – председатель колхоза, непутёвый человечишко, о пьяных «подвигах» которого мы только слышим. Но невидимый этот враг и создаст главный конфликт – за ним (случайно) вся репрессивная мощь государства. А видим, как над послебанным застольем, над самыми мирными разговорами трёх сестёр о новой беременности одной, так некстати случившейся; о бесплодных ожиданиях рождения ребёнка другой; о бесконечной кутерьме забот младшей сестры – всеобщей «няньки»…сгущается чёрная тень. Актёры немодельной внешности из Калужского областного драматического театра, словно настоящие сибиряки-пермяки, будто только сегодня явились в Орёл ночным поездом – и вот рассказывают-поют-бают зрителю свою жизнь: с юмором, подначками, грустят под протяжную песню… Но, как водится, самая большая катастрофа – люди, имеющие над тобой власть и ты сам со всеми страстями и ошибками неверных решений.

Только кажется, что герои простого труда окружены лесами и надёжно защищены расстояниями от Войны и её Большой Беды. Автор задаётся вопросом, а что страшнее для судеб этих конкретных людей: война с врагом неочевидным (подлым охальником и пьяницей) или далёкая, не докатившаяся до Урала, до семьи работяг война с объединённой под нацистскими знамёнами гитлеровской Европой, преступившей наши рубежи? Мужья бегут на фронт, откуда один не вернётся совсем, а другой отыщет обратную дорогу на Чусовую только в 1949 году, прожив с новой фронтовой любовью, новым страданием (в Берлине девушка лишится ног) и новым долгом (обещанием отыскать её дочь) другую жизнь. Крутой замес. И у каждого – своя правда.

Клеветнический донос станет взведённым курком, который и разнесёт в щепки, вдребезги судьбы этих трёх сестёр… А война – тем адом, той огненной геенной, в которой до пепла сгорит так много надежд и планов. Эти уральские героини, в отличие от чеховских, не мучаются вопросами «кто виноват», не рефлексируют по поводу «что делать». Конфликт разрешает корневая мудрость женщины, кажется, подпитанная всей этой мощной природой малой родины… Зал встретил финал напряжённой тишиной и аплодисментами. Уж очень точно по настроению, так реалистично создали актёры Государственного областного драматического театра из западного нашего соседа не только образ глубокого тыла, но и психологию потерь и обретений, великих бедствий и стойкости характеров.

В спектакле закрытия фестиваля в «Альпийской балладе» (по повести белорусского автора Василя Быкова) на сцену только эпизодически выводят главное действующее лицо – Войну. Мы видим измождённых, погасших людей в одинаковых робах – так она, Война, выглядит, кровопийца и мучительница. Мы кожей ощущаем её злобную ненасытную утробу, её беспощадные клыки, когда сбежавших из концлагеря настигают волкодавы. Мы слышим догоняющую гортанную чужую речь, хлёсткую, как автоматная очередь.

У страха глаза велики, и это правильный режиссёрский ход. Мы всё представим. И сожмём кулаки. И утрем слёзы. И всё увидим. Каждый – опираясь на своё внутреннее зрение. И это будет горячий толчок в самое сердце.

Гран-при фестиваля получит военная драма «Альпийская баллада» в исполнении областного театра драмы и комедии (г. Ногинск), режиссёр – Вера Анненкова; лучшая мужская роль второго плана – заслуженный артист Московской области Фёдор Казаков.

Интересна сценография спектакля: перед нами то ли осколки судеб, то ли те самые альпийские горы; «до» перевала – война, плен, три побега, концлагерь главного героя – белорусского солдата Ивана, «после» – альпийские водопады и луга с нетронутой весенней красотой цветущих маков, возможная любовь открывшихся друг другу беглецов.

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть об Иване и Джульетте…»   так можно перефразировать Шекспира, узнав историю любви белорусского тракториста из села и итальянки Джулии, восторженной коммунистки, дочери римского коммерсанта на службе у фашистов. Поначалу они говорят на трёх разных языках (языках милой родины и преследующего их врага), с трудом понимая друг друга. Но постепенно вырабатывают единый понятный язык: общего страдания, общей боли, язык заботы, помощи, язык человеческого благородства, выручки, общих надежд, преодоления, дружбы, любви!

Отдельное спасибо авторам постановки за то пронзительное и так красноречиво говорящее целомудрие, с которым сыграны сцены этой буквально свалившейся с горного потока, с неба любви и нежности. Поочерёдное купание полуобнажённых тел в горных струях водопада так красиво… Словно живая вода альпийских ледников убрала коросту с их тел, их душ, выращенную концлагерем.

И когда в финале звучит письмо Джулии родным Ивана, отыскавшее их через восемнадцать лет после войны, где женщина благодарит всех «родивших и воспитавших и знавших» человека, отдавшего за неё жизнь, рассказывает об их сыне Джованни, мы понимаем: настоящий солдат и цельный красивый человек мгновенно выбрал единственно верное решение. Ценой собственной жизни он спас любимую девушку. А теперь смотрит в бессмертие, в мир глазами их сына! Так продолжается жизнь и память о нём.

Мы рассказали только о двух спектаклях фестиваля, а благодарности и зрительского внимания заслуживают все.

Как точно попадают в самое сердце строки стихотворения Давида Самойлова:

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

… тогда Музы не молчали

Актёры во время войны давали зрителям надежду на чудо. Пушки ещё говорили, а Музы помогали людям держать удар.

Попробуем и мы лучше понять вкус и цвет времени через существование театров в 1941-1945 годах?

Глядя из наших дней, всё больше удивляет, как сразу, оперативно разворачивалась культурная, духовная жизнь на освобождённых от оккупации территориях. Так, уже в сентябре 1943, среди дымящихся развалин  Орла, через месяц после первого салюта той войны в нашем городе появился кукольный театр. А сегодняшний спектакль «Про войну» – снова наполнен мощной детской верой в чудо: игрушки, которые малышня отправит на фронт, помогут отцам и старшим братьям отогнать беду от родного порога… Если ещё не посмотрели – сходите со своими детьми и внуками!

«Мы не «унтерменши», не быдло, мы люди! Мы выстоим, мы победим» – говорил своим зрителям тамбовский драмтеатр (только во втором полугодии 1941 тамбовцы подготовили 10 новых спектаклей). А в Костроме .за годы войны, нередко и среди оледеневших декораций, зрители увидели 40 новых спектаклей, созвучных тому времени.

Калужские  артисты выступали на фронте под Ельней, в госпиталях, уходили в ополчение. Театр, существовавший с 1777 (!) года, был варварски разрушен врагами, но уже в 1945 в новом помещении, на новой сцене возобновилась его жизнь.

Спектакль «Чем дальше мы уходим от войны» драматического театра из Мичуринска можно назвать спектаклем-памятником тем сотрудникам и актёрам театра, которые ушли со сцены в войну с оружием в руках защитить своё право жить и работать.

Оба театра в Брянске  после прихода в город «коричневой чумы» стали называть арийскими, «немецкими», а на входе посетителей встречала надпись: «Для русских вход запрещён!». На счастье, «новый порядок» не прижился, и любителям «прекрасного исключительно для себя» предложили убираться восвояси. Покидая оккупированный Брянск, фашисты отомстили – взорвали здания театров, в огне погибли богатые декорации, костюмы, бутафория, музыкальные инструменты, большая театральная история.

…итоги и надежда встретиться вновь,

в год 75-летия Победы

Добрые слова участникам и организаторам фестиваля «Крылья Победы» высказал председатель жюри – заслуженный артист России, режиссёр и телеведущий Олег Марусев: «Было бы хорошо, если бы такой фестиваль прошёл в США и Европе. Там, где сомневаются, кто же эти крылья Победы поднял над миром…»

Председатель Орловского отделения Союза театральных деятелей России и член жюри Павел Легкобит: «Я очень рад, что у нас есть теперь такой фестиваль. Он нужен для всех – и для зрителя, и для художника…».

Организаторы надеются, что фестивальные работы увидели и оценят, как важный фактор в патриотическом воспитании детей и молодёжи, и он станет традиционным.

Занавес закрылся. До новых встреч?

Автор: Ольга Кононенко
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Истории

Старинная икона в Орле излучает тепло

Мы продолжаем вести наш проект «История одной вещи». Орловчанка Ольга ...

Алина Карасёва
Монологи орловцев с диагнозами, которые не дают шанса на выздоровление

Мы все когда-нибудь болеем и становимся пациентами. Счастье – если на ...

Екатерина Козлова
Путёвые заметки орловцев из Грузии: финальный аккорд

Текст этого рассказа давался мне мучительно. Буквы выводились со скрежетом, ...

Светлана Бычкова

Программы