Что и как орловские чиновники подключают к Интернету за бюджетные миллионы
В орловские деревни и сёла грядёт «нашествие» Интернета. Собственно, оно уже началось, судя по информации Департамента информационных технологий. Так, за 2019 – 2021 годы к Сети подключат 688 социально значимых объектов. Это фельдшерско-акушерские пункты, школы, сельские администрации, пожарные части. Из федерального бюджета на это будут выделены немалые деньги – свыше 500 млн рублей. Конкурс, организованный Минкомсвязи, выиграло АО «Объединённая ракетно-космическая корпорация».
Дело важное и давно нужное. Жители глубинки оторваны от реалий – на приём к врачу дистанционно не записаться, коммуналку через приложения телефона не оплатить, в интернет-магазине покупку не сделать, чем живёт мир вне телевизора – не узнать.
И всё было бы отлично. Но мы случайно оказались на одном из ФАПов, который должны были «интернетизировать» в 2019 году и были шокированы увиденным. В деревне Жихарево Сосковского района – только кирпичная коробка от медпункта с обвалившейся крышей. Выходит, бюджетные деньги собираются «вбухать» в неработающий полуразвалившийся ФАП?
ФАП – фантом
Да вы сами можете оценить состояние жизненно необходимого для селян объекта.
Как рассказали местные жители, ФАП не работает уже два года. Всё борудование было вывезено в Сосковскую ЦРБ, а само здание помаленьку начали растаскивать. Селяне, а их в Жихарево проживает 32 человека, за медпомощью ездят, а кто и ходит (не у всех есть транспорт) за 7 км в соседнюю деревню Рыжково. А если что-то экстренное, вызывают такси и за 500 рублей (в одну сторону) мчат в Сосковскую ЦРБ.
Правда, перед нашим приездом к жихаревцам приезжал передвижной ФАП с лор-врачом, но вот беда – многим нужен был терапевт, а он не приехал, и люди сетовали.
О том, что к деревне будут вести Интернет, пенсионерка Клавдия Кузнецова не слышала. К слову, других социальных обектов, кроме неработающего ФАПа, на территории деревни нет.
А вот пенсионерка Любовь Валентиновна вот что рассказала:
Напрашиваются вопросы: кто и как формировал списки объектов на подключение к Интернету? Проверял их кто-нибудь или записывали «от балды»? И сколько ещё таких объектов-фантомов в списке на подключение, которое стоит, вообще-то, миллионы?
Может, конечно, в новом году случится волшебство, и жихаревский ФАП отремонтируют (у селян теплится такая надежда), но тогда логичный вопрос: зачем полуразвалившийся ФАП включили в интернет-контракт на 2019 год, а не на 2020 – 2021 годы?
По этому поводу мы поговорили в том числе с руководителем Департамента информационных технологий Александром Пилипенко, который курирует подключение. Он согласился на встречу. Разговор вышел любопытный.
«Списки готовили в авральном режиме»
Как пояснил Александр Пилипенко, списки объектов на подключение к Интернету составляли профильные департаменты. То есть школы «готовил» Департамент образования, ФАПы – Департамент здравоохранения, сельские администрации – Департамент внутренней политики.
Минкомсвязи запросило списки в срочном порядке, поэтому на их составление отводилось всего несколько дней. Информация оформлялась Департаментом информационных технологий, а подписывалась губернатором. Изначально было 1180 объектов. Затем Минкомсвязи из них выбросило те, которые уже были подключены с требуемыми характеристиками, а их было, по словам Александра Пилипенко, около ста.
В итоге осталось 1083 объекта. Минкомсвязи разбил их на три контракта. В первом контракте «Объединённая ракетно-космическая корпорация» сделала план поэтапного подключения, куда вошли 688 объектов, расчитанные на подключение за три года, то есть Интернет в них должен появиться к концу 2021 года.
– План поэтапного подключения уже неоднократно корректировался и изменялся. Исполнитель предоставлял нам на согласование уже семь раз, и каждый раз он вносит изменения как в даты подключения, так и в названия, адреса, координаты объектов, – сообщил Александр Пилипенко.
Как выяснилось, по адресам выезжали сотрудники Департамента информационных технологий, но они проверяли только наличие существующего подключения.
– Все 688 объектов мы не смогли бы объехать за то время, что нам было отведено – с августа по сентябрь, поэтому проверяли объекты, запланированные на 2019 год, – заметил Александр Пилипенко.
Но профильные-то департаменты должны владеть информацией, вести учёт, контроль этих объектов, ведь они же находятся в областном ведении, на них выделяют какие-то деньги, приходит оборудование. А на деле выходит, что и школы, и ФАПы «живут» своей жизнью, и дела до них никому нет – отсюда опечатки, неточности, несоответствия адресов и что уж совсем не поддаётся объяснению, так это то, как можно было вписать в список медпункт, который не работает уже два(!) года.
Самое современное в ФАПах – калькулятор
Из разговоров со специалистами выяснилось, что полуразвалившийся жихаревский ФАП, который, видимо, чиновники от здравоохранения написали «от балды», напрочь забыв, что он не рабочий, в списке не один. Это, к примеру, и Песоченский ФАП в Верховском районе, о котором «Орелтаймс» писал, что там нет фельдшера, и он стоит на замке. В плане подключения объектов этот медпункт имеет пометку: СЗО (социально-значимый объект) ликвидируется в 2020 году! А сколько ещё таких объектов в списке на подключение?
Возникает вопрос к Департаменту здравоохранения: а о чём его чиновники знают? Интернет в больницы и ФАПы за федеральные деньги – реальный подарок для региона. К 2022 году должны быть подключены все СЗО. Это значит, что остальные объекты, которые по чьей-то халатности и скудоумию не попали в данный список, или вновь построенные, будут подключаться уже за региональный счёт. А это огромные деньги. К примеру, день работы мехколонны, которая может протянуть 4 км оптово-волоконных сетей, обходится порядка 2 млн рублей! А к некоторым ФАПам нужно тянуть сети не день и не два.
Есть ещё одна проблема. В области полно ФАПов, где из информационно-вычислительной техники самое современное, что есть, – это калькулятор (!). Некоторые фельдшеры даже не знают, с какой стороны подойти к компьютеру, не говоря уже о том, как на нём работать.
В некоторых случаях специалисты Департамента информационных технологий, чтобы проверить сигнал и соединение, протестировать скорость Интернета, привозят свой ноутбук – рассказали нам медики нескольких медпунктов. И они после этого тестирования прибывают в шоке, так как не знают, что с этим Интернетом делать дальше.
«Интернет укрепит глубинку»
Но вернёмся к жихаревскому неработающему ФАПу. Всё-таки: появится ли в нём Интернет?
– Этот ФАП, как и ряд других сложных объектов, по рекомендации Минкомсвязи перенесли в план поэтапного подключения на 2020 – 2021 годы. Если к моменту подключения они останутся в нерабочем состоянии, то будут заменены другими объектами или исключены из списка, – сообщил Александр Пилипенко.
В то же время в перечне СЗО на подключение к Интернету указано следующее: на жихаревский ФАП установят спутниковую тарелку (дата – 30.09.2020 года), аргументация – экономическая нецелесообразность иных способов подключений. В связи с этим напрашивается другой вопрос: а есть ли резон в том, чтобы тратить, пусть немиллионы, а 250 тысяч (именно столько стоит установка спутниковой тарелки) на медпункт, который, видимо, уже и не заработает?
Александр Пилипенко выступает за доступность Интернета всем и везде. Он считает, что развитая инфраструктура не отпустит людей из деревень в города и даст их прирост, укрепит глубинку. К слову, об этом говорил и президент Владимир Путин в своём недавнем послании. Он предложил подготовить проект «Доступный интернет», который должен обеспечить доступ к «социально значимым отечественным интернет-сервисам».
«Всё делается для людей»
Александр Пилипенко ратует за Интернет по волоконно-оптическим линиям связи, а не за сигнал со спутника. Признаёт, что оптововолокно хоть и дороже, дольше по времени подведения, трудозатратнее, однако надёжнее, долговечнее. Но главный плюс в том, что селяне впоследствии смогут без проблем подключиться к Интернету. Спутниковая тарелка выходит дешевле, для неё не надо рыть землю и задействовать бригаду рабочих. Но у такого Интернета в разы выше абонетская плата, а у жителей нет возможности подключиться к Сети.
– Всё делается, в первую очередь, для людей. И у Департамента шли серьёзные переговоры с исполнителем за подведение в сёла и деревни именно оптововолокна. Поэтому из 688 объектов только в девяти будут установлены спутниковые тарелки, – пояснил Александр Пилипенко.
По его словам, на сегодняшний день уже протянуто около 200 км линий. Но план 2019 года, по которому к Интернету должны были подключить 179 объектов, «Объединённая ракетно-космическая корпорация» пока не выполнила. На конец года было подключено лишь 144 объекта. Однако Александр Пилипенко заверил, что работы ведутся, и к февралю 2020 года, все 179 объектов планируют подключить.
«Не подключённый объект я исключаю точно»
– Скажите, их реально подключают? – сомневаюсь я.
– Не подключенный объект я исключаю точно, – заявил глава Департамента. – Конечно, я со своими сотрудниками физически не могу проверить сразу все объекты. Но те, что видел, были подключены, их протестировали, если возникали какие-то технические вопросы, то они решены.
До тех же объектов, куда не доехали специалисты Департамента информационных технологий, дошли члены комиссии, которые и провели приёмку. В неё входят директор СЗО, где подключался Интренет, главы или представители муниципалитетов, представители органов исполнительной власти.
– Они всё фиксируют с помощью видео и фото, а нам высылают все технические документы, которые мы перепроверяем. Но я понимаю, что не каждый главврач, фельдшер знает технические характеристики Сети, поэтому мы каждый документ проверяем сами и оказываем методическое сопровождение. А проблемы были! Например, в школе упала скорость до 15 Мбит, а должна быть 50. Мы впятером девять часов «проковырялись». Нашли причину, устранили, она не техническая, оказалось, что им случайно понизили тариф, – сообщил Александр Пилипенко.
Не все ФАПы согласованы
Что касается медпунктов, то на данный момент подключение выполнено и согласовано в 40. По плану из них в 2019 году должны были подключаться 33, пять – в 2020 году, два – в 2021-м, но их уже подключили в 2019 году. Сделано это за счёт исключённых ранее из-за аварийности и перекинутых объектов на другие годы.
– Ещё три медпункта также подключены, но на данный момент мы ещё их не согласовали, так как к предоставленной документации есть замечания. После их устранения мы всё повторно перепроверим, – пояснил Александр Пилипенко.
«Орёлтаймс» продолжит следить как «интернетизируется» регион.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.