Дагестанская семья пытается встать на ноги в орловском селе
Фермерское сообщество Болховского района Орловской области пополнилось ещё одним членом. Им стала молодая женщина Риванна Султанова. Она из Дагестана.
Что привело её в глубинку Центральной России, с какими трудностями приходится сталкиваться при становлении своего крестьянско-фермерского хозяйства, каковы его перспективы?
Сельский труд не в диковинку
— Я родилась в высокогорном селении, сельский труд для меня не в диковинку — рассказывает Султанова. — У нас было своё подсобное хозяйство. После школы окончила отделение «Управление экономикой» Дагестанского государственного института. Есть еще и финансовое образование.
Десять лет назад в Болховский район переехали родственники. Мы приехали в гости. Нам очень понравилось. Поняли, что здесь есть хорошие возможности для развития своего хозяйства. И переехали в населённый пункт Владимирский Сурьянинского сельского поселения.
Во Владимирском когда-то располагался крупнейший на Орловщине комплекс по выращиванию крупного рогатого скота мясного и молочного направления, был специализированный убойный пункт со всей необходимой инфраструктурой. Здесь Султановы и присмотрели заброшенную ферму, которую купили на собственные средства.
Грант помог, но рискнули всем, чем могли
Для открытия хозяйства Султанова решила воспользоваться областным грантом, который получила в конце 2019 года.
— Большую часть гранта мы направили на восстановление фермы: ремонт и закупку оборудования, — рассказывает Султанова. — Перекрыли крышу, смонтировали транспортёр для удаления навоза, поменяли электропроводку. Закупили танк охладитель на две тонны, установили автоматические поилки, купили специальные подстилки и плющилку для кормов. Небольшую часть денег потратили на закупку 13 голов животных симментальской породы в племенном хозяйстве «Сергиевский» Ливенского района.
Безусловно, денег гранта для становления молодого хозяйства было недостаточно. Тогда Султановы рискнули абсолютно всем. Они продали свой дом в Дагестане, дорогую машину, сняли все накопления. На них были докуплены коровы чёрно-пёстрой породы, построена база хозяйства, приспособленная под временный дом.
Первые результаты радуют и беспокоят
Сегодня на ферме Султановой 35 коров. За полтора года получено 20 телят, 9 бычков поставлено на откорм. Радуют и надои. От каждой фуражной коровы в среднем получают более 20 литров молока. Это неплохой результат для животных первого отёла. Но если с надоем проблем нет, то со сбытом продукции — есть.
— Руководство Болховского сыродельного завода не принимает наше молоко, считая его объемы несущественными, — говорит Риванна. — Мы были вынуждены искать другие места сбыта. Сдаем сейчас молоко начинающему частному предпринимателю из Орла Елене. Она, открыла свой небольшой цех по переработке молока для изготовления сыра. Таким образом, помогаем друг другу.
Но цена реализации при этом, конечно, страдает. Султанова сдает литр молока за 25 рублей. А его себестоимость уже обходится ей свыше 20 рублей. «Напрягают» и другие проблемы.
Умер Максим, и Бог с ним
Сегодня призывы о необходимости развивать молочное животноводство звучат отовсюду. Государство выделяет фермерам, выбравшим это направление, гранты (пусть и не очень большие). Ну а власти на местах действуют по известной поговорке: «Умер Максим, и Бог с ним». Отчитались о том, что создано очередное крестьянско-фермерское хозяйство – и напрочь о нём забыли. Хотя на первых порах, по идее, должны оказывать ему возможную помощь. На деле же получается следующее.
При наличии Болховского сыродельного завода местные фермеры вынуждены возить свое молоко за тридевять земель. И всё, вроде, по закону. Завод частный, его хозяин из Ливен предпочитает возить молоко оттуда. Впору менять вывеску на предприятии, убрав из его названия слово «Болховский». Или, может быть, на уровне местной и областной власти можно как-то договориться о приеме продукции болховских фермеров?
За анализом качества молока — в Змиёвку
Ещё интереснее вопрос с обязательным анализом качества молока. Фермеры района ежемесячно вынуждены возить свою продукцию в поселок Змиёвка Свердловского района (более 100 километров в один конец!). И это при наличии в Болхове бюджетного учреждения Орловской области «Болховская районная станция по борьбе с болезнями животных».
На её сайте написано: «Сегодня «Болховская райСББЖ» – современное учреждение, которое решает широкий круг ветеринарных задач». Среди видов её деятельности значится: «Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольной продукции животного и растительного происхождения». Среди оказываемых услуг: «Ветеринарно-санитарная экспертиза продукции».
— Мы были бы этому только рады, — говорит начальник станции Людмила Зонтова. — Но для оказания такого вида услуг у нас нет специалистов. А самое главное — наша лаборатория не имеет соответствующей аккредитации. Стоит она в пределах полутора миллионов рублей.
Районная и областная власть, ты где? Ау-у-у!. Может, сбросишься на помощь фермерам? Тем более что федеральный бюджет обещает в течение трёх лет компенсировать подобную аккредитацию?
Кормовых угодий нет
При создании хозяйства Султанова попросила выделить ей в аренду землю для собственной кормовой базы. Ей дали… 40 гектаров неудобий, поросших самосевным лесом. На первых порах это более-менее устраивало как для выпаса стада, так и для подкашивания травы. Но сегодня ферма давно выросла из этих «штанишек».
— Чтобы эти земли стали годными для получения собственных кормов, нужно провести выкорчёвку самосева — говорит Риванна. — Для этого необходимы огромные средства. Их у нас нет. Более того, мы получили уведомление от районной администрации, что у нас заканчивается срок аренды этих земель. И если мы не приведем их в порядок, их у нас изымут.
Вот так.
В настоящее время Султанова вынуждена покупать корма у частных лиц. Они не по карману начинающему фермеру. Один рулон сена там стоит 2 -2,5 тыс. рублей. И как быть?
Находит опору в людях и семье
По условиям гранта Султанова была обязана создать два дополнительных рабочих места. Сегодня здесь работает три человека.
— Это механизатор, пастух и управляющая фермой (она же — доярка) Татьяна Карпова, — рассказывает Риванна. — Все очень ответственные люди. Особенно большую помощь мне оказывает Татьяна. Повезло и на соседей. Ведь все они животноводы, работавшие когда-то на комплексе «Владимирский». Сейчас на пенсии, но всегда помогут советом и практическим делом.
Главной опорой Султановой во всех вопросах является, конечно же, семья. И в первую очередь муж Сейфутдин.
— Мы с ним с одного села, — говорит Риванна, — там познакомились, там поженились. У нас трое детей. Старшему сыну 18 лет, среднему 11, младшему исполнилось три годика.
На фото: супруги Султановы; Риванна с первым приплодом своей фермы.
«Перспективы туманные, но мы настроены на успех»
Так говорит моя собеседница. И остается только удивляться её неиссякаемому оптимизму. На что же надеется?
— Новый толчок развитию нашего хозяйства может дать участие в борьбе за следующий грант – «Семейная ферма» называется, — говорит Риванна Султанова. —
Но и эта помощь государства будет недостаточной, если местные власти не помогут решить главные проблемы своих фермеров.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.