Деннис Кристенсен — экстремист или орловская жертва?
«Один ужасный человек однажды сказал: если ложь повторить тысячу раз, она в конце концов станет правдой, – с этих слов Деннис Кристенсен начал выступление во время разбирательства его жалобы в апелляционной инстанции – Орловском областном суде. – Я не руководил и не состоял в МРО*. Я – верующий человек и мои права отражены в 28 статье Конституции».
«Верните мне мою жизнь»
Это было 16 мая, и надежды на оправдание было мало. Облсуд отверг ходатайства защиты, а сторона обвинения посчитала решение первой инстанции полностью мотивированным. Кажется, не было надежды и у защитников датчанина. Перестав использовать факты, они перешли к «призывам».
– Суд не может приговорить к шести годам лишения свободы мыслей. Лишения свободы – да. Но не лишения убеждений! – обратился к судьям адвокат Антон Богданов. – Я желаю вам быть такими же свободными в своих мыслях, как мой подзащитный, когда вы будете принимать решение. Истинная свобода заключается в том, чтобы внутренний голос совпадал собственным решением, а не с чужой позицией.
– Как этим людям нужно верить? – продолжила прения второй адвокат датчанина Ирина Красникова. – Могут ли они защитить свои права с помощью 28 статьи Конституции? Является ли преступлением то, что они собирались в специальном здании, убирали его, читали молитвы и обсуждали литературу? Они имели право собираться вместе, делиться своими мыслями…
В конце прений защита просила суд проявить милосердие.
Адвокаты однозначно правы в одном: Деннис Кристенсен, действительно, твёрд в своих убеждениях и отстаивает свою невиновность. Обращаясь к судебной коллегии, датчанин отметил: очень сожалеет, что ему не удалось попасть на похороны бабушки. Именно она принесла веру семью Кристенсена и ключевым образом повлияла на его мировоззрение в детстве… Деннис вообще о многом говорил: о распятии Христа за веру, о пацифизме, о намерении обжаловать приговор Орловского областного суда в ЕСПЧ и бороться до конца. А в конце попросил: «Верните мне мою жизнь!».
Тогда до вынесения решения оставалась неделя.
Dennis loves children
На каждое заседание суда приходили десятки людей. Кристенсен весело приветствовал их, повторяя: «Nice to see you» («рад вас видеть»). Перед тем, как начиналось слушание, Деннис доставал из большой тканевой сумки папку с рисунками и показывал их, прикладывая к стеклу. В зале суда слышались и восторженные комментарии и обсуждения — все на разных языках. «Дети любят меня» – говорит Кристенсен, продолжая прикладывать рисунки, сделанные неумелой детской рукой, к стеклу.
Люди смеялись. Смеялись, когда видели на бумаге человечка в полосатой робе. Смех настораживал сторонних наблюдателей: приставов, журналистов и работников суда. На кону стоит шесть лет лишения свободы, а они смеются?
Перед тем как вернуться в СИЗО, датчанин дружелюбно машет собравшимся. На прощание Кристенсен указывает на камеру и говорит: «See you later here» («встретимся в следующий раз здесь»). И снова раздаются смех и слова восхищения остроумием осужденного. Кристенсен продолжает улыбаться, пока приставы надевают на него наручники.
А кто он такой?
Имя датчанина, живущего уже 20 лет в России, постоянно фигурирует в новостях. Родился Деннис Кристенсен в Копенгагене в 1972 году в семье иеговистов. В 19 лет получил образование плотника, а в 21 год уехал в Россию, чтобы строить для верующих дома в посёлке Солнечном под Санкт-Петербургом. Через несколько лет он женится на Ирине. Вскоре пара решит переехать южнее, в Орёл.
На жизнь Деннис зарабатывал ремонтом и отделкой домов. Соседи характеризовали чету Кристенсен положительно. Датчанин обустроил детскую площадку во дворе возле своего многоэтажного дома, часто участвовал в субботниках и акциях по облагораживанию города.
В 2017 году жизнь семейной пары изменилась. В апреле Верховный суд РФ признал «Управленческий центр Свидетелей Иеговы»* экстремистской организацией. Отсюда следовало, что вся юридическая деятельность этой религиозной организации в России находится под запретом: верующим нельзя издавать «свою» литературу, собирать пожертвования, ходить с проповедями по квартирам и, разумеется, распространять и использовать материалы, которые автоматически считаются экстремистскими. На сайте Министерства юстиции указано, что и МРО Свидетелей Иеговы «Орел»** была признана экстремистской, но только в 2016 году.
Однако Свидетели Иеговы продолжали богослужения в молельном доме. 25 мая 2017 года сюда пришли с обысками. Из ста человек, находящихся на службе, задержали только датчанина.
С тех пора Деннис Кристенсен находится под стражей. Уже два года его история активно обсуждается и освещается не только в российских, но и в международных СМИ.
Собрались, помолились и?
По версии обвинения, Кристенсен, прежде стоявший во главе организации МРО Свидетели Иеговы «Орел»** , продолжал её деятельность, устраивая собрания в доме №50 по улице Железнодорожной. Утверждается, что, заведомо зная о её запрете, датчанин намеренно шёл против закона. Главными доказательствами обвинения стал ряд свидетельских показаний, указывающих на то, что Кристенсен представлялся им руководителем МРО.
Позиция защиты такова: Деннис Кристенсен был обычным верующим, как остальные, организационные обязанности на себя не брал, ни по каким документам руководителем не числился.
На судебном заседании адвокат Антон Богданов не раз ссылался на решение ЕСПЧ:
«Государство не имеет права решать, какие верования нужно изучать, а какие — нет. Право на свободу религии исключает определение легитимности веры и средств использования выражения».
– Каким образом несколько молящихся человек могут создавать угрозу конституционного строя? Собрались, помолились и что? 25 лет они встречались на богослужениях и все было хорошо. Только потому, что МРО Свидетели Иеговы «Орел»** запрещены, не значит, что действия верующих нелегальны, – обратился к суду Антон Богданов.
Он напомнил, что Верховный суд РФ, рассматривая дело о ликвидации МРО Свидетели Иеговы «Орел»**, заключил, что верующие могут и дальше осуществлять религиозные культы, не используя экстремистских материалов. Все рассуждения адвокат подвёл к выводу: если остальные участники могли совершать религиозные культы, то этим мог заниматься и Деннис Кристенсен.
Главным доводом защиты стало то, что у датчанина не было мотивов для разжигания ненависти, пропаганды исключительности, он не призывал к насилию, убийствам, подрыву государственного строя. Доказано, что во время обыска экстремистской литературы он не хранил. Также адвокат отметил: проповеди несли миролюбивый характер.
Позже в прениях обвинение будет ссылаться на лингвистическое заключение экспертов, утверждая, что до верующих доходили высказывания, в которых негативно оценивались лица, не являющиеся последователями религиозного учения, и государственные органы.
Однако по мнению адвокатов, выводы лингвистической экспертизы бесполезны – любая религия утверждает собственную исключительность.
А почему их запретили?
Тяжело дать объективную оценку тому, кто такие Свидетели Иеговы. В российском обществе о них думают скорее отрицательно, чем положительно.
Известно, что верованию более ста лет. При СССР иеговистов отправляли в ссылки, а в 90-ых реабилитировали как жертв политрепрессий.
Свидетелей Иеговы не любят по многим причинам, однако основным поводом общественного порицания считается их ортодоксальность. Они не отмечают праздники, в том числе и собственные дни рождения, не позволяют переливать себе кровь при медицинских показаниях. Кроме того, они обособлены от государства: не голосуют на выборах, отказываются от призыва в армию (поэтому в России расширилось понятие «альтернативной службы»). Масла в огонь и подливают истории типа: «пудрят» они мозги прихожанам, и те переписывают им квартиры.
Бывшие прихожане, отказавшиеся от веры утверждают: адепты веры оказывают огромное влияние и в корне меняют мышление «новообращенного». На просторах интернета опубликованы десятки интервью с такими людьми. Многие отмечают, что не выдерживали ограничений общины и давления предшественников.
Могла ли репутация послужить запретом для существования МРО**?
Пришедшие в суд верующие, никак не выглядели религиозными фанатиками или сектантами. Никак не назовешь их неблагополучными или чересчур консервативными: обычные, ничем не выделяющиеся среди остальных люди.
Последнее слово
В финальный день слушания было гораздо спокойней, чем в первый. Присутствующие спрашивали у Денниса, волнуется ли он перед оглашением приговора. На что он ответил: «Я не волнуюсь, я устал».
Все сидячие места были переполнены: люди садились за скамью для присяжных.
Усталость, действительно, чувствовалась. Наконец, ему дали последнее слово.
«Зачем мы здесь собираемся? Для чего? Происходящее — театр. Мои адвокаты опровергли все тезисы стороны обвинения. Но последняя продолжает доказывать мою принадлежность к МРО**. Не раскрыли личность тайного свидетеля, которого засекречивать не имели права. Он мог лгать, чтобы меня вогнали в тюрьму. Суд первой отклонил все ходатайства по исследованию некоторых доказательств. Следствие неверно истолковало показания свидетелей, а апелляционный суд отказался их пересматривать. Мою защиту отвергают», – заявил подсудимый.
«Спасибо тем, кто поддерживает меня. Жене, которая передавала вещи в СИЗО, писала ежедневно письма и навещала меня. Она очень сильная. Я люблю её и горжусь ею, – осуждённый послал в сторону супруги воздушный поцелуй. – Благодарю свою датскую семью. Надеюсь, что когда-нибудь мы все воссоединимся: я, жена, мой пожилой отец и старшая сестра. Моя семья «разбросана» по всему миру. Меня поддерживали письмами, рисунками. Я стараюсь отвечать на каждое послание: большое оно или маленькое. Мечтаю лично встретится с каждым человеком и обнять его в знак благодарности».
Не забыл и упомянуть о посольстве королевства Дании в Москве. Его представители приезжали ко нему в СИЗО, давали советы, присутствовали на заседаниях судебного дела.
«Также я бы хотел поблагодарить апелляционный суд за возможность лично присутствовать на заседании. По видеоконференции я не понимал, что происходит в зале. Мне приходилось многое додумывать. Кроме того, меня держали за решеткой. В нашем веке это унизительно, я чувствовал себя словно в зоопарке.
…Многие спрашивают, как обвинение повлияло на мою веру? Испытания только укрепили её. Я далёк от совершенства, но сегодня я проявляю стойкость и с радостью встречаю испытания. Я намерен дальше делиться своей верой с друзьями. Мне нечего стыдиться, и я уверен: рано или поздно справедливость восторжествует! Я верю: оправдав меня, апелляционный суд пошлёт сигнал всему миру о том, что в России, действительно, существует свобода для всех религий», – сказал датчанин.
Судебная коллегия удалилась для совещания. Через полчаса огласили решение суда: приговор изменили, дополнив мотивировочную часть и описание преступного деяния. Однако наказание не изменилось. Шесть лет заключения. У Кристенсена есть право обжаловать решение апелляционного суда.
Адвокат Ирина Красникова прокомментировала:
«С решением не согласны. Будем обжаловать дальше. Деннис намерен обжаловать решение суда в ЕСПЧ».
Жена осужденного Ирина Кристенсен также пообщалась с представителями прессы:
«Это ужасно чудовищно. Сейчас будем подавать обращение в ЕСПЧ. В принципе, мы ожидали такого решения. Происходящее несправедливо: он побуждал людей к добру и миру, никому не делал зла. Вообще мы — миротворцы. Обвинять нас в экстремизме неслыханно. Мы никогда не берём в руки оружия, не брали и не будем брать».
Она также добавила, что не намерена уезжать из страны, как многие Свидетели Иеговы. Ирина Кристенсен будет продолжать поддерживать и ждать своего мужа.
Что дальше?
Официальная позиция Кремля по вопросу Свидетелей Иеговы остается неясной. В декабре прошлого года на заседании Совета по правам человека президент прокомментировал вопрос следующим образом:
«Мы должны одинаково относиться к представителям всех религи. – это правда, но всё-таки учитывать страну и общество, в котором мы живём, тоже нужно. Правда, это совсем не значит, что мы представителей религиозных сообществ должны зачислять в какие-то там деструктивные, даже не то что в террористические организации. Конечно, это чушь полная, надо внимательно с этим разобраться».
Верующие продолжают бороться за свои права. Кристенсены даже пытаются связаться с пресс-секретарем президента и ждут от него ответа…
*«Управленческий центр Свидетелей Иеговы» признан судом экстремистским.
**МРО «Свидетели Иеговы Орел» признана судом экстремистской.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.