Древнейший храм Орловской области расписывает художница-байкерша
В Спасо-Преображенском соборе Болхова начались работы по росписи внутренних стен. Кисть художника не касалась их более 90 лет со дня закрытия храма в 1930 году. Девственно чистыми они оставались и после завершения полной его реконструкции в 2004-2005 годах.
Одновременно здесь завершается подготовка к установке возле собора памятника Николаю Чудотворцу. Обсуждается вопрос восстановления второго этажа. По сути, всё происходящее можно назвать третьим рождением древнейшего храма Орловщины.
Наследие пращура Александра Пушкина
— В принципе, об уникальной истории этого собора каждый желающий может узнать из Интернета или специальной литературы, — говорит благочинный Болховского благочиния протоиерей Александр (Кузнецов) Думаю, читателям будет интересно ознакомиться с наиболее редким документом. Вот что писали «Ведомости церквей города Болхова за 1831 год»:
«Собор построен в 1671 году тщанием думского дворянина Ивана Ржевского (он и есть пращур Пушкина). Здание каменное, с такой же колокольнею. Престолов в ней четыре, в верхнем этаже (холодном) во имя Преображения Господня и во имя скорбящей Божией Матери радости. В нижнем этаже (теплом) приделы во имя Мученицы Софии и святителя Николая-Чудотворца».
Называются наиболее ценные артефакты хранившиеся здесь. Среди них: серебряный потир (сосуд для богослужения) с дискосом (блюдом), звездицею (богослужебный предмет). Они были пожертвованы в 1671 году думным дворянином Ржевским. Две ризы: бархатная и атласная с золотым шитьем, стихарь и евангелие — дар от царицы Софьи Алексеевны (сестры Петра 1) 1681 года. И многие другие. Один из них связан с предстоящей установкой памятника Николаю Чудотворцу.
В особый вид искусства привело чудо
Художественная роспись стен в церквях давно стала особым видом искусства. Спасо-Преображенскому собору Болхова необычайно повезло. Его стены расписывает известная сегодня в России художник-монументалист Ольга Никитина.
— Я выпускница художественно-графического факультета нашего бывшего пединститута (ныне университет), — рассказывает она. — Долгое время работала художником-иллюстратором, сотрудничая с издательствами Москвы, выпускающими русские народные сказки. А затем, случилось чудо, иначе и не назовешь. Во время одной из служб в Успенском храме Орловского мужского монастыря, прихожанкой которого являюсь, ко мне подошла женщина и спросила: «Почему здесь не расписаны стены?». Ответила: «Вопрос не ко мне, а к руководству храма». На выходе со службы встретился наместник монастыря, игумен Аввакум (сейчас он вернулся в Троицко-Сергиевскую лавру, откуда приходил). Мы с ним сотрудничали на почве православного книгоиздательства. И вдруг он говорит: «А вы не хотите наш храм расписать?». У меня просто ноги подкосились.
Странная штука — пророчества…
Спасо-Преображенский собор является уже 15-м по счету художника-монументалиста Ольги Никитиной.
— Мой художественный вкус воспитывался на произведениях итальянского ренессанса из единственного в нашей семье альбома «Художники Возрождения», — признаётся она. — Благодаря нему я выбрала это направление. А более узкое обучение проходила на практике в иконописных мастерских Оптиной пустыни у игумена Филиппа (Перцева). Это известный специалист.
Сегодня за плечами Никитиной росписи Брянского кафедрального собора и многие другие. А Болхов, по её признанию, занимает в жизни особое место.
– Я бы назвала это мистикой, когда сама себе предсказала работу в нем, – говорит Никитина. — Как-то раз я поссорилась с заказчиком и осталась без работы.— рассказывает Никитина. — И… написала книгу! Сюжет такой: художница уехала из районного городка в Москву. Потом приехала на каникулы, на этюды в свой родной город – я описывала Болхов, потому что он мне всегда нравился, и её пригласили расписывать храмы!
Так Ольга предсказала собственную судьбу. Кстати, в книге она описывала и Спасо-Преображенский собор, где сейчас работает.
Она ещё и байкерша!
Казалось бы, такие люди, как Ольга, должны быть очень консервативны. Ан нет!
— Совсем недавно, — говорит она, — я исполнила свою давнюю мечту. Прошла обучение на вождение мотоциклом и купила себе байк. Вот и в Болхов приехала на нём. Скорость позволяет мне сконцентрироваться, что художнику крайне важно.
Памятник будет стоять по-праву
Среди артефактов, хранившихся в Спасо-Преображенском соборе, особое место занимал резной из липового дерева образ святого Николая Чудотворца во весь рост. Он был в серебряно-позлащенной ризе и весил более пяти пудов. Его правая рука держала серебряный меч, левая — такую же церковь. Но главной «изюминкой» образа была надпись, сделанная на доске. Она гласила: «Освящена доска сия в Нов-городе при Благоверном князе Иоанне Васильевиче, при Архиепископе Александре Великаго Ново-города». После революции он пропал, судьба его неизвестна.
— Поставить памятник Николаю Чудотворцу предложили наши спонсоры, пожелавшие остаться неизвестными, — говорит благочинный Болховского благочиния протоиерей Александр (Кузнецов). — В настоящее время, памятник изготовлен и стоит у входа в собор. Для его установки перед собором подготовлена специальная площадка.
Все эти работы проводятся у нас в ходе подготовки к празднованию Собора Орловских святых. Он назначен решением Орловской митрополии РПЦ на 8 сентября текущего года и получил благословение Священного Синода. В первоначальный список Собора Орловских святых, который в дальнейшем будет расширяться, включены два болховчанина: священноисповедник Георгий Косов и преподобный Макарий Алтайский.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.