Горе без ума: что происходит в системе образования в Орловской области и за её пределами
Казалось бы, в стране уже потихоньку привыкли к ЕГЭ, ГИА и даже к ВПР. Изменения в системе образования в России идут почти постоянно. Но разве это решает глубинные проблемы, сложившиеся в данной сфере?! Учителей не хватает, дети учатся в три смены и показывают весьма средние результаты в международных тестах, заработные платы учителей низкие. При этом «образование» остаётся нациеобразующим фактором, то есть как границы, армия или валюта.
Попытаемся разобраться, отчего лихорадит наше образование?
Катастрофическая нехватка учителей
В 48 % школ России не хватает педагогов. В большом дефиците учителя математики, иностранного, русского языков и литературы. Даже в областном центре – Орле, по данным службы труда и занятости, на данный момент открыто более 73 вакансий учителей в городских школах с заработной платой от 12 тысяч рублей. Но желающих не видно. Почему? В первую очередь, люди не хотят работать, потому что мало платят. Официально средняя зарплата учителя в России — 34 027 рублей в месяц. Однако после прямой линии с Владимиром Путиным, на которой первым прозвучал вопрос от педагога высшей категории из Орла, получающей 10 тысяч рублей, стало ясно, что заработная плата почти в 35 тысяч рублей – цифра, если не мифическая, то весьма усреднённая статистической арифметикой.
Данное предположение подтверждают и публикации официальных данных на «Меле» и в «Комсомольской правде», которые собрали сотни комментариев учителей из разных городов России. Все они, как говорится, «в голос», назвали свою реальную заработную плату – около 20 тысяч рублей.
Так или иначе, 21 июня на заседании комитета по бюджету и налоговой политике Орловского горсовета произвели перерасчёт заработной платы работников учреждений дополнительного образования с целью удержания её уровня на планке в 22-23 тысячи рублей. Выяснилось, что для достижения такой минимальной цели областному бюджету не хватает 33 млн рублей. И где их взять, совершенно непонятно.
Лошадиная нагрузка
Вторая причина дефицита кадров — высокая нагрузка. По данным исследования, большинство учителей работают 60 (!) часов в неделю, из которых только 24 часа тратят на преподавание. Остальное — проверка домашних заданий, заполнение бумаг и решение административных задач.
С полной уверенностью как человек, проработавший более 10 лет в системе высшего образования, заявляю – в Орловской области ситуация ничем не отличается от общероссийского тренда. Сокращение числа бюджетных мест в вузах привело к укомплектованию среднесписочного штата педагогов по нормативу: 1 учитель на 10 студентов. Неизбежные сокращения привели к увеличению учебной нагрузки тем, кому посчастливилось закрепиться в системе высшего образования Орловщины. Постоянный пересмотр учебных программ, государственных стандартов и норм требует от современного педагога постоянных усилий на внеурочной работе: это составление учебных планов, заполнение огромного количества отчётности, разработка методичек. Справедливо предположить, что на профессиональное развитие и повышение квалификации у педагогов нет ни времени, ни денег, ни сил.
В 2018 году Рособрнадзор проверил компетентность учителей по всей стране. Педагоги должны были выполнить задания из школьной программы. Так вот почти половина участников провалила дисциплины «математика и информатика», четверть не справились с историей, экономикой, русским и литературой!
Научу, сам не знаю чему?
Помимо катастрофической нехватки времени на повышение собственной квалификации есть и ещё одна сторона медали – отсутствие соответствующих специалитетов в педагогических вузах. Например, Орловский госуниверситет до сих пор в народе называют пединститутом. И ошибаются дважды. Потому как педагогические кадры он уже не готовит. Да, в регионе существует больший дефицит педагогических кадров — учителей начальных классов, учителей русского языка, математики, иностранных языков и т. д. А в нашем педагогическом вузе нет специалитетов по этим профессиям! Проблема была поставлена депутатами профильного комитетат облсовета перед новым руководителем департамента образования Татьяной Крымовой ещё в мае. Однако, воз и ныне там.
В сельских школах ситуации ещё хуже
Есть и другие осязаемые проблемы. В рамках программы оптимизации по всей стране закрывают недоукомплектованные школы, которые нерационально содержать. В основном под сокращение попадают сельские школы, и теперь многим детям приходится ездить на уроки в соседние села. Орловская область и здесь – не исключение, более того – яркое подтверждение. С начала года по региону прокатилось немалое количество сообщений о закрытии школ в Залегощенском, Покровском, Кромском районах, в посёлке Долгое. Тем временем на реализацию нацпроекта «Образование» Орловской области выделено почти 400 млн федеральных рублей. Но это очень немного. В городской казне по-прежнему нет денег, чтобы прокормить даже льготную категорию школьников.
Системные проблемы в образовании привели к снижению грамотности школьников
По данным ФОМ, 44 % респондентов считают качество школьного образования в России средним, 28 % — плохим. 77 % опрошенных ВЦИОМ уверены, что уровень школьной подготовки снизился из-за того, что старшеклассников натаскивают только на прохождение тестов ЕГЭ. Не случайно на международном уровне Россия выглядит бледно. Раз в три года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит тестирование школьников по всему миру в рамках проекта Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, лучше просто PISA). У пятнадцатилетних учеников проверяют знание математики, естественных наук и умение воспринимать тексты и работать с ними (официально — чтение). Первое тестирование в 2000 году прошли подростки из 32 стран, а в 2018-м уже из 70.
Наши школьники не входят в первую двадцатку ни по одной дисциплине! Если посчитать среднее арифметическое за все годы, то они занимают 31 место по математике, 32-е по естественным наукам и 34 по читательской грамотности.
Горе без ума – инновации без социально-экономического эффекта?
В декабре 2018 года президент Владимир Путин поставил задачу вывести Россию в десятку лучших стран по уровню образования. Очевидно, что основная нагрузка по реализации национальной программы ляжет на плечи учителей. А что при этом будет с величиной заработной платы? Как она изменится к 2024 году? Если ориентироваться на курс увеличения, который заложил президент в своём послании, к 2024 году заработная плата любого педагога должна вырасти на 100%-200% и составлять 76 500 рублей. Впрочем, экономисты куда более сдержаны в своих прогнозах: при существующем росте инфляции и складывающих экономических предпосылках, более ожидаемый рост составит всего 16,6%.
А вот что станет более реальным в рамках поставленной президентской задачи, так это реализация многочисленных и, по мнению экспертов, неэффективных новаций. Главной из которых станет НКТ (Национальный квалификационный тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и на 30% – по методике преподавания и психологии. Обо всех изменениях, которые ожидают Орловскую область, вошедшую в систему апробации учительского роста, в феврале на круглом столе доложила тогда ещё руководитель департамента образования региона Татьяна Шевцова. Она уверила учителей, что скоро в регионе появится Центр аккредитации, Центр опережающих технологий и подготовки среднего профессионального образования.
Круто. А педагоги продолжают пробираться через тернии к звёздам в поисках ответа на риторический вопрос: как сохранить профессиональный интерес и любовь к своему делу, преодолевая многочисленные и постоянно прирастающие бюрократические изощрения, да ещё выживая на 15 тысяч рублей в месяц.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.