Игуменья женского монастыря в Болхове Евфалия рассказала о своём пути к Богу
«Рождественский пост — хорошее время подвести итоги года, сделать духовную «сверку» своего жительства с монашескими обетами» – убеждена игуменья епархиального Троицкого Рождества Богородицы Оптина женского монастыря в Болхове Евфалия (Мастепанова).
Росла, как трава сквозь асфальт: в тишине
— Матушка Евфалия, каково было Ваше детство, юность?
— Родилась и выросла я в старинном городке Новосиле. Отец сибиряк. Воевал, дошёл до Германии, где после войны служил ещё пять лет. По возвращении встретился с мамой в поезде. Трое суток (поезда ходили тогда медленно) они ехали вместе. А потом… Вышли на одной станции и приехали к бабушке с дедушкой в Духово — знакомиться. Сразу поженились.Через год родилась я.
Потом они разошлись, и воспитывали меня мама и бабушка. Мои предки были из монастырских крестьян — «духовские», из села, где находился монастырь Святого Духа. Эта очень древняя святыня, слава Богу, теперь возродилась.
Меня назвали Евгенией. Но я долго ничего не знала о своей святой. В юности даже хотела, чтобы меня назвали другим именем. Прости, Господи! А это великая святая, преподобномученица, которая пострадала именно в день Рождества Христова. Её память отмечают 6 января. Прочтите её замечательное и удивительное житие!
В детстве я любила смотреть на небо и даже хотела стать лётчиком. Потом хотела быть геологом. А начитавшись Даррела и Гржимека — работать с дикими животными. И ездила в Воронежский заповедник устраиваться на работу. Даже окончила ветеринарное училище.
Росла я, как трава сквозь асфальт. Училась в школе, читала, пела песни, пеленала кота и птенцов, в куклы играла, слушала музыкальные постановки по радио, лазала по деревьям, собирала вишни, грибы, орехи и ягоды с подружками.
Мама моя была бухгалтером, работала на двух работах: в сбербанке ревизором и в кассе в кинотеатре. К обеду бабушка готовила ей туесок, а я носила его через овраг и пруд, полный гусей. Они на меня нападали. Один раз защипали до крови. Больно было, плакала. И новое красивое платье в «Татьянку», которое они порвали, жалко было…
Когда мне исполнилось 12 лет, мы уехали в Отраду. Там строился сахарный завод, набирали специалистов, даже французы были. Мама работала заместителем старшего бухгалтера, ей дали однокомнатную квартиру. Потом мы её поменяли на Орёл (маму перевели в трест «Орёлсахар»). Она очень хотела, чтобы я тоже стала бухгалтером или экономистом. А я после школы окончила заочно пединститут по специальности «русский язык и литература». Работала в школе, в областной библиотеке, педагогом в драмтеатре, заведующей литературной частью в театре «Русский стиль».
Пути Господни неисповедимы
— Что и когда привело Вас к Богу, чем стало для Вас это событие?
— Мои родные были верующие. Дедушка пел в монастырском хоре. Икона у нас дома была одна. Тёмная, очень строгий лик в металлической ризе. Это был святитель Николай. Но я думала – это Бог! О Боге мне ничего не говорили, боялись за меня. В школе учили другому, я выросла крещёной атеисткой.
Крестили меня двух лет в Богоявленском храме в Орле. Я болела (лежала с мамой в детской больнице). Всё вышло чудом, ведь в Новосиле храм святителя Николая был давно закрыт. Моей крёстной была матушка Евфимия — жена покойного священника Тихона Хоботова. Вечная память им!
В школе я увлекалась туризмом. Ходила в походы на лыжах, на велосипедах, пешком. В основном — на Брянщину, по местам боёв. Я из орловского клуба «Глобус». Там были альпинисты, мототуристы, (они даже на Приполярный Урал ездили). Мужчины сплавлялись на плотах по сибирским рекам, на байдарках ходили в Карелию. Нашим руководителем был Вячеслав Костомаров.
Через год после аварии на Чернобыле я с группой Олега Ударцева, подругой и сыном пошла в поход на байдарках. Забрасывались через Брянщину — по Рессете и Жиздре до Оптиной пустыни в Козельске. Мы пришли в монастырь накануне праздника летней Казанской Божией Матери. И после этого я стала туда часто ездить, исповедоваться и причащаться.
Вот так меня взыскал Господь и повел по Своей дороге. К святым отцам, к духовной литературе, к отцам Илию, Крониду и отцу Илиодору, схимонахине Сепфоре, схимонаху Макарию, к блаженному Алексию (Ноздрачёву) в Глинскую пустынь, в Ново-Афонский, в Одрин и Марии-Магдалинский монастыри, к церковной работе в «Орловских епархиальных ведомостях» во Мценске и Николо-Песковском храме в Орле. Смертью матери, сбором воспоминаний о блаженном Афанасии Сайко, скорбями и духовными радостями. И сегодня я могу сказать: «Слава Богу за всё!» и еще: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!».
Никогда не говори: «Я, мой, мне»
— Какое влияние на Вас оказало и оказывает то, что Вы являетесь духовным чадом схиархимандрита Илия (Ноздрина), личного духовника Патриарха Московского Кирилла?
— О духовничестве у людей понятия самые разные. Конечно, хорошо, если бы у всех христиан был свой духовный отец, который вёл коХристу, имея как бы духовные полномочия. Но мы должны видеть за духовным отцом или духовником самого Христа, священник не должен нам заслонять Бога. И еще: духовный отец и старец – это не одно и то же. Старец – это особое благодатное дарование Святого Духа. Батюшка Илий – именно старец.
Мне кажется, что как-то нескромно звучит: «Я – чадо такого-то. Я – духовный сын такого-то. Такой-то – мой духовный отец!». Это «я» мы слышим часто. Чем хвалимся? Зачем? Духовное родство – великая тайна! Кто же об этом говорит всуе?
В Болхов меня благословил отец Илий. Потом – Владыка Паисий, потом – Святейший Патриарх Алексий II. И 17 июля 2002 года было решение Священного Синода об открытии Троицкого Оптина монастыря в городе Болхове как женского. В День памяти Царственных мучеников…
Монастырь на горах стоит красовито
— Ваши первые впечатления от обители, что больше всего поразило? Что представляет собой монастырь сегодня?
— Монастырь был прекрасен! Тут был какой-то духовный магнит, какое-то небесное притяжение. Небесное подворье! Но он был приговорён и списан из живых: взорван, разбит и разграблен. Святые руины,… И репей — в два человеческих роста, 12-метровые корни крапивы… 30 лет назад здесь ещё была ферма. В башнях сидели куры и быки, висели хомуты. В уцелевшем Троицком соборе хранили сено и стояли лошади. Но и колхоза давно не было. Не было ограды, света и воды. Пустыня. Оставалось плакать или молиться. Или всё вместе. И учиться: косить, рубить, копать.
Одна я жила два года. На службу ходила в Болхов в возрождающийся Преображенский собор и Введенскую церковь. Потом по одной стали приходить сёстры: из Орла, Новосиля, Москвы, Тулы, Болхова. Всех собрал Господь и Матерь Божия! Нас мало и всё, что у нас есть – истинное старание, молитвенная любовь к этому святому месту. И хотя к нам приезжают паломницы и трудницы, рабочих рук всегда не хватает. Живём мы в небольшом корпусе, очень стеснённо, бытовые условия пока сложные.
Сила Божия в немощи совершается
— Что уже сделано в обители?
— Монастырь восстанавливается исключительно на федеральные средства. Поэтому так медленно. Но мы служим, молимся, трудимся, издаём книги о наших святых и святынях. Недавно издали «Краткий воинский молитвослов» нагрудного карманного формата для солдат, участвующих в специальной военной операции на Украине, их родных, для нашей молодёжи.
Строим воинский скит во имя святого Георгия Победоносца в районе Кривцовского мемориала на месте некогда бывшего здесь храма, где был похоронен герой Русско-турецкой войны за освобождение Болгарии генерал-майор Василий Лавров. Ежедневно из списка в 25000 имён читаем по очереди на Псалтири более полутора тысяч в день имён живых и мёртвых воинов Великой Отечественной войны, сегодняшней спецоперации.
Монастырь является учредителем православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского. Это частная школа–пансион, где живут и учатся уже 50 детей. Материально их финансирует известный благодетель, спаси его, Господи! И мы тоже всячески стараемся поддерживать гимназию. В этом году уже 7 лет, как открылось это замечательное заведение.
В монастырском Троицком соборе XVII века находятся чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери, святые мощи Оптинских старцев, святителей Луки и Тихона Задонского, священноисповедника Георгия Коссова. Служат протоиерей Алексей Комов из Орла и иерей Сергий Клягин, духовник гимназии. Поют сами сёстры.
Вниманием не обделены
— Оказывают ли помощь в возрождении обители Орловская епархия, общественность города, района и области?
— Нам помогали все орловские губернаторы. Андрей Евгеньевич Клычков также вникает в наши нужды, в проблемы реставрации монастыря. Сочувствует нашим делам по строительству воинского скита. В ноябре отсыпали щебёночную дорогу до поворота. В 2021 году починили дорогу на нашу улицу Верхнюю Монастырскую.
Главы района тоже помогают. И бывшие: Михаил Дорофеев (принявший в конце жизни монашеский сан), Виктор Данилов и сегодняшние главы: района Николай Чиняков, сельского поселения — Александр Корнеев. Помогают Министерство культуры РФ, отдел охраны исторических памятников области, Росимущество, Орловский департамент по имуществу.
Помогают врачи и учителя, москвичи и петербуржцы, орловчане, болховчане, амчане, белёвцы, туляки, духовенство. Владыка всегда готов выслушать, помочь, жалеет и молится за нас. Мы всех благодарим! И благодарим Бога, что дал нам такое святое послушание – возродить один из древнейших русских монастырей.
Жить, молиться и строиться
— Каковы Ваши планы на ближайшее будущее?
— В 2022 году по благословению архиепископа Орловского и Болховского Владыки Тихона мы подали заявку на восстановление и реставрацию двухэтажного келейного корпуса XVII века. От него мало что осталось, но спасти его можно и нужно. Также надо закончить реставрацию Троицкого собора: сделать паперти, отмостки. Создать монастырский музей. Надеемся, в 2023 году с Божьей помощью по программе Министерства культуры РФ закончить реставрацию монастырской ограды: восстановить юго-западную угловую башню и замкнуть периметр монастырской крепостной стены протяжённостью 536 метров.
Но самое главное – это, конечно, люди, сёстры. Богослужение, молитва, духовная внутренняя жизнь. Сейчас идут военные действия, гибнут люди, Родина в опасности. Мы молимся, помогаем, как все, чем можем.
Счастье – это чистота жизни
— Ваши пожелания орловцам?
— Лет 12 лет назад с одной из сестёр на Новый год чистили снег, чтобы просто дойти до храма, где всё «белым замело». Бушевала свирепая метель. Но даже она не могла скрыть, как далеко внизу, под нашей горой, сиял синими огнями ночной Болхов. А мы в этой снежной купели пели: «Есть в жизни счастье!». Приближалось Рождество…
И сегодня, в канун Великого праздника, хочу пожелать всем людям стяжать чистоту жизни, мир, тишину и святость, в которой и заключено счастье! Надо сверять свою жизнь с заповедями Божиими, которые даже нецерковному народу хорошо известны. Они были своеобразно отражены в «Кодексе строителя коммунизма». Наберите в интернете 10 заповедей Божиих!
С Новым годом и Рождеством Христовым вас, дорогие братья и сёстры, дорогие земляки!
Справочно
Монастырь основан ранее XV века, расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами. Во все времена он имел царственных покровителей из Дома Романовых, так как супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего) — царица Мария Ильинична Милославская была болховской уроженкой. Преемники царя Алексея — цари Феодор, Иоанн, царевна София и Пётр I также оказывали помощь обители. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и её сестра Анна. Многие знаменитые русские фамилии — Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие – в течение нескольких веков были известными жертвователями монастыря, где по завещанию и погребались.
На снимках: так выглядели центральный вход в монастырь и сохранившаяся церковь; так они выглядят сейчас; игуменья монастыря матушка Евфалия молится у иконы Тихвинской Божией матери; крестный ход в монастыре. Фото предоставлены из архива монастыря.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.