«Конституция была создана под президента»
Накануне Дня конституции я встретилась с орловцем, который участвовал в работе над Конституцией РФ в 1993 году. Это Владимир Капустянский. Ныне — председатель Общественного совета города Орла, в прошлом — депутат Верховного Совета РСФСР, начальник Орловского УВД, заместитель губернатора Псковской области. Но разговор мы начали не с тех далёких дней четвертьвековой давности, а с дня сегодняшнего, весьма проблемного.
– Владимир Геннадьевич, Вам никто не угрожает по поводу того, что вы участвовали в создании конституции, которая на сегодня абсолютизировала исполнительную власть, отчего все мы уже начинаем стонать?
– Нет, не угрожает. Но посыл хороший — про стонать. Многие, кто в состоянии мыслить и анализировать, конечно, задаются вопросами. И главный — почему? Почему в России, которая торгует нефтью, газом, металлом, на государственном уровне говорят о прожиточном минимуме? Ведь прожиточный минимум — это последняя черта, за которой начинается нищета. И это при самой богатой в мире власти! Конституция, если её почитать, предусматривает иное. В ней не написано, что Эльвира Набиуллина должна получать в месяц 2 025 000 рублей. Я уже не говорю о других известных лицах. К слову, в Китае за пять лет за коррупцию осудили 1 млн чиновников, некоторых пустили в расход. А мы оберегаем.
Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда уже не один год предлагает ввести в УК РФ статью об ответственности за незаконное обогащение. Не слышат! Ни Дума, ни Совфед, ни президент. А почему не вводят закон о конфискации имущества по экономическим преступлениям? Почему налог в 13% одинаково платит и богач, и бедняк?
Это первая проблема. Вторая заключается в том, что в России всегда чего-то не хватает. При Сталине — свободы, при Хрущёве — хлеба, при Брежневе — ширпотреба, при Ельцине — денег. А сегодня главный дефицит — ответственность. Безответственность — вот изначальное имя всему царящему ныне злу. У нас никто ни за что не отвечает. Можно работать вполсилы, а можно вообще не работать. Это что, Конституция так велит?
В 1993 году впервые в Основном законе появилась глава о местном самоуправлении. Но вот беда — глава есть, а роль местного самоуправления почти нулевая. Руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Валерий Маркин процитировал недавно одного “большого человека”: “Мы настолько запрессовали местное самоуправление.., что если в России и будет революция, то она будет муниципальная! Ведь здесь основные проблемы, а ресурсов мы им не оставили”. Вы с этим согласны?
– 131 ФЗ «О местном самоуправлении» был-таки принят. И тогда говорили, что если президент будет в нём лично заинтересован, то толк будет. Но не случилось… Я согласен с Маркиным — запрессовали местную власть.
Знаете, я изучал баварский опыт местного самоуправления, когда ещё был замгубернатора Псковской области. Так вот в Баварии – 2,5 тысячи общин, типа орловских муниципалитетов или псковских волостей. Но там общины наделены властными полномочиями в полном объёме для решения задач местного самоуправления, а главное — они обеспечены финансированием. И потому там нет проблем ни с дорогами, ни со дворами, ни с благоустройством и т. п. А у нас все деньги уходят в Москву, как и сто лет назад, а оттуда раздают регионам лишь 35% от поступившей суммы. Из них 25% оставляет себе областная власть, и лишь 10% перепадает муниципалитетам. А в Орле так вообще только 5%! Разве это справедливо? Орёл, к примеру, за 11 месяцев собрал и перечислил более 11 млрд рублей налогов. Но вернутся ему копейки. Это, по-вашему, местное само-управление? Нет! Это клоунада. А ведь ещё Солженицын говорил: «Нет у нас сил на империю, спасение России — во всемерном развитии местного самоуправления».
– Может, то, что сегодня происходит, это прямое следствие выстроенной вертикали власти? Но ведь именно Конституция её заложила. Разве вы писали-разрабатывали не пропрезидентский документ?
– Да. Она была создана под конкретного человека — Ельцину нужны были большие полномочия после расстрела «Белого дома». И он их получил. Это правда. Как сказал мой сосед и наш земляк Геннадий Зюганов, у российского президента больше прав, чем у генерального секретаря КПСС и вдвое больше, чем у американского президента.
– Думаете, пора вносить коррективы?
– Мне не нравится подход, что каждый раз, в зависимости от текущих проблем, надо менять Основной закон. В США конституции 200 лет, и за все это время в неё внесли всего шесть поправок — и живут-не тужат. Другой вопрос, что явный перекос в сторону исполнительной власти надо уравновешивать предоставлением больших полномочий той же Госдуме, Совету Федерации, депутатскому корпусу в целом. Иначе не работает система сдержек и противовесов.
– А как вы попали в команду разработчиков Основного закона в 1993 году?
– В то время я был начальником Орловской школы милиции и депутатом Верховного Совета РСФСР от Орловской области. Ну, вот и попал: юрист, от региона.
– Работа была сложной?
– Комиссию возглавлял Борис Ельцин. Мы собирались только во время съезда Верховного совета — это сейчас Госдума работает на постоянной основе, а тогда — неделю-две в году. За это время мало что удавалось сделать, тем более что дисциплина была — как в плохом партизанском отряде. Вскоре стало ясно, что с такими темпами мы никогда не примем новую конституцию. И решили создать что-то типа общественного совещания, которое бы работало столько, сколько нужно. В него вошли Алексеев, Шахрай, Гайдар, Туманов, Костиков, Собчак и другие. И я. А председателем стал Виктор Черномырдин. Его трудно было порой понять. Ну, как это: «Мы выполнили все предписания от А до Б». Или: «Сроду такого не было, и опять то же самое». Но вдруг все в какой-то момент осознали, что это последний шанс. Мы сидели до ночи, порой до утра, и, наконец, документ родился. Хороший, плохой. Критиковать можно, что угодно. А я так скажу — если бы все верили в Бога, нам никакая конституция не была б нужна — жили бы в мире и согласии.
Надо не говорить о конституции, не править её, а просто выполнять то, что в ней написано. И всё.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.