Владимир Путин в своём послании отметил, что нас ожидает процесс усиления Конституции России, а не её кардинальная или фундаментальная перестройка. Президент отметил, что Конституция свой ресурс не отработала и в изменениях не нуждается, однако её можно и нужно усилить.
Поправки направлены на обеспечение суверенитета нашей страны, закрепление социальных гарантий для граждан, развитие политической системы, в том числе путем усиления роли парламента, формирование структуры органов государственной власти, установление системы публичной власти, на повышение требований к лицам, занимающим государственные должности, и совершенствование законотворческого процесса.
Поправки предусматривают изменения, направленные на повышение эффективности взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления с учетом единства правовой природы органов публичной власти. Поправки будут способствовать развитию демократических институтов, в том числе парламентской демократии, повышения ответственности власти перед гражданами, обеспечения большей прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов прокуратуры в субъектах Российской Федерации.
Предлагается ряд изменений, связанных с укреплением роли Конституционного Суда РФ как высшего судебного органа конституционного контроля в Российской Федерации. В целях обеспечения суверенитета с учетом последовательного выполнения Россией международно-правовых обязательств предлагается установить, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
На конституционном уровне устанавливаются социальные обязательства государства в части гарантий минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, индексации социальных пособий и иных социальных выплат, а также регулярной индексации размера пенсий в установленном федеральным законом порядке.
Кроме того, ко второму чтению в проект закона включены положения о дополнении Основного закона следующими нормами о том, что:
на территории РФ в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории;
РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности;
РФ, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, …признает исторически сложившееся государственное единство;
Порядок деятельности ГОССОВЕТА определяется федеральным законом;
дети являются важнейшим достоянием РФ и государство создает условия, способствующие всестороннему … развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим;
русский народ является государствообразующим, а государственным языком является русский;
брак является союзом мужчины и женщины;
культура в РФ является уникальным наследием ее многонационального народа;
гарантируются права коренных малочисленных народов;
гарантируется сохранение этнокультурного и языкового многообразия;
столицей Российской Федерации является город Москва, а местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом;
уточняются отдельные полномочия, находящиеся в ведении РФ, в части организации публичной власти;
уточняется определение денежной единицы РФ; денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации; защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации;
федеральными законами устанавливаются система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также порядок выпуска государственных займов;
в РФ создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества;
гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность;
Президенту РФ, депутатам Государственной Думы, сенаторам высшему должностному лицу субъекта РФ, руководителю федерального государственного органа запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ;
уточняются отдельные полномочия Председателя Правительства РФ; Правительства РФ;
уточняются порядки назначения на должности отдельных лиц (судей, прокуроров), а также освобождения их от должности;
Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора, заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов, иных прокуроров;
Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты;
Президент РФ осуществляет общее руководство Правительством РФ;
РФ принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства;
Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти
Президент РФ формирует Совет Безопасности РФ в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов;
устанавливается неприкосновенность для бывших Президентов РФ; иные гарантии;
отдельные основания для лишения неприкосновенности бывших Президентов РФ (тяжкие преступления, госизмена …);
сенаторов РФ могут назначать пожизненно (граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности).
В процессе обсуждения поправок ко второму чтению по инициативе депутата Валентины Владимировны Терешковой в проект была включена поправка, которая определяет, что положение части 3 статьи 81 Конституции РФ*, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента РФ, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции РФ, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента РФ в течение сроков, допустимых указанным положением.
*ч.3 ст.81: одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков
Отдельно следует отметить следующие новации в части вступления в силу Закона, а именно:
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, за исключением статей 1 и 2 настоящего Закона, которые вступают в силу в особом порядке. После вступления в силу Закона Президент РФ направляет в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона, а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 Закона. Конституционный Суд Российской Федерации не позднее семи дней со дня направления Президентом Российской Федерации запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, обязан дать заключение. В случае выявления несоответствия поправки в силу не вступают и общероссийское голосование не проводится.
Поправки в Конституцию, предложенные В.В. Путиным, направлены сразу на несколько важных разделов жизни государства и общества:
частичное изменение политического и государственного устройства;
усиление контроля социальной политики;
изменение международной политики;
большее разграничение полномочий исполнительной и законодательной власти;
ужесточение требований к президенту РФ;
больший контроль за судебной властью.
Ключевыми поправками являются:
- закрепление запрета к кандидатам на должность Президента, для высших должностных лиц, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, а также судей, на наличие гражданства (вида на жительство) иностранного государства (цель: исключить внешнее влияние на внутреннюю суверенную политику России);
- к кандидатам на должность Президента предлагается установить требования о постоянном проживании на территории Российской Федерации не менее 25 лет;
- закрепляются положения, устанавливающие минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума, гарантии обязательной индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат, а также основные принципы всеобщего пенсионного обеспечения;
- устанавливается, что решения, принятые на основании положений международных договоров при их расхождении с Конституцией, не подлежат исполнению в Российской Федерации (цель: усилить положение нашей страны на международной арене, международную политику РФ);
- предлагается передать часть президентских полномочий Госдуме РФ. Кандидатуру премьер-министра, а также всех министров и вице-премьеров правительства, будет выдвигать Государственная Дума, она же будет за них голосовать, принимая или отклоняя их кандидатуры. Президент же, будет лишь утверждать эти кандидатуры. Важной особенностью будет являться то, что президент не сможет отклонить эти кандидатуры. Однако за ним сохранится право отправить в отставку, как премьера, так и министров с правительством вместе, если они будут нарушать законодательство или ненадлежащим образом исполнять свои обязанности, а также в связи с утратой доверия (цель: расширить полномочия Госдумы и механизмы демократии; норма может изменить в будущем весь политический ландшафт нашей страны; депутаты имеют больше связи со своими избирателями, с простым народом и смогут более эффективно выбирать министров и правительство, с учётом мнения своих избирателей);
- Председатель Правительства, его заместители, руководители министерств предлагается назначать Президентом только после утверждения их кандидатур Госдумой;
- предлагается осуществлять назначения руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также прокуроров субъектов только после консультаций с Советом Федерации;
- к полномочиям Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению Президента полномочий судей Конституционного Суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий (цель: защита судебной власти от влияния государственной машины, она должна быть независимой, но в тоже время не должна быть абсолютной, иначе могут возникать различные проблемы злоупотребления властью; сейчас судебная власть неприкосновенна и если судья начинает злоупотреблять этой властью, сделать с этим ничего не может даже Президент РФ);
- предлагается усилить роль Конституционного Суда, наделив его возможностью проверять по запросам Президента конституционность законов, принятых палатами Федерального Собрания, до их подписания Президентом, что позволит производить экспертную оценку законов Конституционным судом до их принятия;
- предусматривается формирование Президентом Государственного Совета Российской Федерации;
- устанавливается, что органы МСУ и органы госвласти входят в единую систему публичной власти и взаимодействуют в целях наиболее эффективного осуществления полномочий;
- предлагаемые изменения в Конституцию подлежат вынесению на общероссийское голосование, которое пройдет 22 апреля 2020 года. ЦИК РФ является организатором проведения общероссийского голосования. При этом в голосовании будут задействованы избирательные комиссии всех уровней: региональные, территориальные, участковые. Порядок проведения голосования определяется ЦИК РФ. При голосовании будут задействованы такие механизмы как досрочное голосование и система “мобильный избиратель”. Работу наблюдателей при голосовании возьмут на себя Общественные палаты регионов.