Меньше за те же деньги: производители уменьшили размер упаковок до 20%
Некоторые производители товаров повседневного спроса в ответ на снижение доходов покупателей уменьшили размер упаковок на 7-20% за семь лет, выяснили аналитики GfK Rus. Цены при этом снизились незначительно или же вовсе не изменились. Например, молоко в орловских магазинах продаётся в упаковках от 920 до 985 мл, соки — по 900 мл, крупы — по 900 г.
Напомним, в начале января потребители обратили внимание на появление в магазинах упаковки яиц по девять штук. Новость вызвала бурное обсуждение. Тогда выяснилось, что за счёт уменьшения стандартных порций производители в России и в других странах скрывают рост цен от потребителей.
Впрочем, как и с «девятком» яиц, уменьшение упаковок сразу же нашло множество оправданий у производителей. По их мнению, это повышает и расширяет возможность выбора: покупатель может взять большой объём, который в пересчёте на литр будет выгоднее, или тару поменьше, которая стоит дешевле.
Вместе с тем, подобная практика «уменьшения» называется шринкфляцией — и, по мнению экономистов, препятствует подсчёту реального уровня инфляции. Кроме того, складывается некий «обман зрения», в результате которого потребители, привыкшие к традиционным объёмам упаковок и не обращающие внимание на маркировку продукции, не доедают и не дополучают минимально необходимый в рационе набор полезных элементов. Данное предположение, косвенно, подтверждается результатами отчёта «Роспотребнадзора». Согласно данным ведомства: тенденция снижения потребления овощей, фруктов и молочных продуктов заметна уже не первый год. Однако в 2018 году по молочке колоссальное падение – на 7 литров в год на человека. И действительно, вот уже несколько лет купить литр молока непросто: большинство производителей стали «недоливать» около 5-7% от этого объёма. Крупнейшие в России производители молочной продукции — «Вимм-Билль-Данн» (в 2011 году приобретен PepsiCo; бренды «Веселый молочник», «Домик в деревне») и объединенные «Danone-Юнимилк» («Простоквашино», «Летний день», «Активия» и др.) объясняют «недолив» кризисом: доходы населения упали, а сырье и энергоресурсы продолжали дорожать. «Поэтому производители вынуждены были пойти на незначительное уменьшение объёмов и веса продуктов, чтобы по-прежнему предлагать покупателям продукты по оптимальной цене», — говорится в ответе российского подразделения компании на запрос Forbes. В Danone.
На вопрос, не вводят ли покупателей в заблуждение, представитель Danone в России говорит, что «информация о литражности в 930 мл достаточно хорошо визуализирована на упаковке».
Минпромторг также не видит в уменьшении объёма фасовки нарушений, передаёт ТАСС. Министерство отреагировало на предложение председателя Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Михаила Дегтярёва установить единые стандарты фасовки продуктов из потребительской корзины. Согласно ответу ведомства, требования к пищевой продукции установлены техническими регламентами Таможенного союза. Они в том числе определяют, что маркировка товаров должна быть достоверной, понятной и легко читаемой, но там нет требований к фасовке в фиксированном объёме.
«Таким образом, соответствие количества продукции, указанного в маркировке, количеству упакованной пищевой продукции не может являться введением потребителя в заблуждение, потребитель имеет возможность делать осознанный выбор при покупке продуктов».
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.