Орловцы смогут по-новому копить на старость. Но станут ли они от этого богаче?
Новая модель формирования пенсионных накоплений россиян будет представлена в начале сентября. Как пояснил журналистам «РИА Новости» замминистра финансов Алексей Моисеев, точно решено отказаться от старого названия системы – индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) с сохранением некоторых принципов его функционирования. Остальные детали, по заверению замминистра, будут известны уже на следующей неделе.
Над концепцией пенсионной модели, которая должны была быть запущена ещё 1 января 2019 года, совместно работают Центробанк и Минфин. Как сообщалось ранее, новая модель подразумевает, что пенсионные накопления будут формироваться и за счёт добровольных отчислений работником доли своей зарплаты в счёт будущей пенсии в НПФ. При этом в формировании этой пенсии все так же будут участвовать работодатель и государство. Государственная пенсия останется в том же размере — 22%, которые работодатель будет перечислять в ПФР. По умолчанию в трудовом договоре планировалось установить взнос в размере 0%: подразумевалось, что работник в течение двух лет должен определиться с объёмом взноса, размер которого не ограничен. За перечисление взносов работникам планировалось предоставить налоговую льготу — вычет по НДФЛ: до 6% от заработка.
Однако многие эксперты не видят эффективности в новом механизме, как его не назови. Будь-то ИПК или новый механизм, который пока не имеет названия — по сути, это своеобразный налог на пенсии, очередной источник длинных денег для правительства. Законопроект предполагает, что гражданам предоставят возможность изменить ставку взносов или отказаться от их уплаты. Но очевидно, что народ не станет с этим связываться: кто же захочет по собственному желанию отдавать из своего кошелька 6% в негосударственные пенсионные фонды, которые уже однажды себя дискредитировали?
Другой важный штрих в общей картине — массовая убыль работающих «по-белому» пенсионеров. Резкое снижение произошло в 2016 году, когда вступил в силу закон, отменяющий индексацию пенсий пожилым гражданам, официально оформленным на работу. Это ударило и по Пенсионному фонду России (ПФР), и по бюджету страны. Чтобы продолжать получать и зарплату, и пенсию, люди подались в теневой сектор, прекратив платить отчисления не только в ПФР, но и в фонды медицинского и социального страхования, а также — подоходный налог. В итоге казна, по данным экспертов, стала терять более 300 млрд рублей ежегодно только по налогу на доходы физлиц. Как точно заметил эксперт по социальной политике Андрей Гудков, «в попытке найти десять копеек власти подожгли десятирублевую купюру и освещают ею место потери».
Эксперты сходятся в одном: чтобы человек, выходя на пенсию, был ею доволен, нужно усовершенствовать механизм оплаты труда. Но об этом, похоже, и думать не хотят. То, что государство сейчас не додаёт в виде прибавок к зарплате, ему потом оборачивается необходимостью выплачивать социальные пособия и придумывать новые механизмы пенсионных накоплений.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.