Орловская актриса Нелли Галченко: «К волонтёрству я пришла от невозможности тратить время бессмысленно…»
Театральная общественность знает Нелли Галченко как режиссёра-постановщика двух сказок: «Коза-дереза» (её дипломная работа) и «Двенадцать месяцев» (премьера этого года). А как ведущая актриса Орловского академического театра она запомнилась постоянному зрителю по множеству ролей. Это и тургеневская исповедь «Первая любовь», и искромётная комедия-водевиль классика украинской литературы Гр. Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик»; и полная изящества, колкостей и психологических нюансов постановка по пьесе Эжена Скриба «Стакан воды», в котором сыграла первую статс-даму королевы («Европа подождёт!»).
– Нелли Владимировна, сегодня тысячи обращений в полицию по поводу изобретательного телефонного мошенничества, в СМИ – сотни рекомендаций не отвечать на незнакомые звонки, а вы, не глядя, перезваниваете…
– Ой, как-то про мошенников я и не успела подумать… Как раз сейчас захожу в подъезд к бабушке – несу ей продукты и решила, что это звонят из Волонтёрского штаба с новым заданием.
Невозможно бессмысленно тратить время
– Тогда пожелаю сегодня беспроблемной работы вашему добровольческому десанту, а когда освободитесь – попрошу ответить на вопросы для «Орелтаймс».
(Разговор продолжился в 22 часа того же дня) Нелли Владимировна, а в какой момент вы заскучали «отдыхать»? И что заставило вас записаться в волонтёры?
– Невозможность бессмысленно тратить время. Неделю я просто «самоизолировалась», переделала какие-то срочные дела и вдруг поняла: не моё это – сидеть просто так в четырёх стенах! А волонтёрство – это та область деятельности, которая разрешается (и даже приветствуется), ведь эти люди помогают попавшим в трудную жизненную ситуацию.
– Как это организовано в Орле?
– Пришла как автоледи (со своим транспортом) к волонтёрам от «Единой России» и предложила использовать меня в качестве экспедитора. Мне сразу поручили развозить продукты и лекарства для пожилых людей, которые в зоне риска и не способны самостоятельно себя обслуживать. Так я начала сотрудничать и с «Молодой гвардией», и с «Волонтёрами Победы», и с волонтёрами-медиками (в основном, это студенты и учащиеся).
Неожиданные открытия
– Какие люди в этом движении? Были какие-то неожиданные открытия?
– Знаете, я просто восхищена ими! Честно сказать, я не представляла, какая она, молодёжь, за пределами моей сферы деятельности: мы ведь общались, в основном, с теми, кто приходит к нам в театр.
А я увидела молодёжь, которой прежде не знала. Поражает какая-то их самоотверженность. Всё происходит без пафоса, естественно, легко, спокойно, радостно. Они не пытаются делать вид: вот, мол, какие мы герои… И среди волонтёров много таких хороших ребят… Например, Олег – он историк, увлечён своим предметом. Попутно рассказывает нам столько интересного! Или вот Настя – студентка, будущий медик (ночами она дежурит в «Скорой помощи»), а утром приходит к нам, часто даже не выспавшись. И таких здесь большинство!
– А потом вы решили, что необходимо помочь и ветеранам сцены, у которых нет близких?
– Конечно, во время объявленной самоизоляции могли оказаться в одиночестве, без помощи близких и ветераны наших орловских театров. Поэтому родилось естественное желание – взять на себя эту работу. Волонтёрский центр «ЕР» согласился, списки запросили в Союзе театральных деятелей, и дальше всё закрутилось… Оказалось, что на этот момент все ветераны окружены заботой своих близких, детей и внуков (что порадовало). Но телефоны на всякий случай записали…
– Все ваши знакомые поддерживают вас в этой общественно полезной деятельности?
– А разве это важно, кто так будет это оценивать? Это я и не обсуждаю. Это же моё решение! Мои любимые люди меня поддерживают во всех моих начинаниях – и этого достаточно…
Утро начинается с кофе
– Как обычно складывается теперь ваш день? С чего начинается утро карантина?
– Начинается не оригинально: я включаю Россию-24, чтобы узнать, нет ли спада в заболеваемости и смертности от COVID-19. Пью кофе, чтобы взбодриться. Сажусь в авто и еду на эту новую работу. К пожилым людям часто едем втроём, бывает три, пять, семь или даже девять адресов-заказов. На обслуживание одного человека уходит иногда до полутора часов. Например, если надо заехать к врачу, взять рецепт или бесплатное лекарство или купить по списку в аптеке (чего-то нет, значит, едем в другую). Так проходит день.
– Какую-то мелодию ставите себе в конце тяжёлого дня?
– Обычно – нет. Если только что-нибудь лёгкое: французский шансон или Шопена.
– А вообще, что вас поднимает на дела? Есть такой «утренний домкрат»?
– Если хочется полениться – то включается самолюбие. Честолюбие… Комплекс отличницы: «Ты должна!». Я по знаку Близнецы: романтичность и прагматизм. Во мне это как-то уживается…
«Хочу открывать новые двери»
– Нелли Владимировна, сегодня очень легко составить мнение о человеке (создать его полный потребительский профиль) а если постараться, то и психологический портрет, просто погуляв по его блогу, сайту или страничкам в социальных сетях… Вот и я не ушла от этого искушения, заглянула к вам… Послушала классическую музыку. Посетила две виртуальных экскурсии. Посмотрела несколько громких спектаклей, фильмов, которые вы выбрали. Курсы саморазвития по искусству речи, философии, психологии… Это то, что вы цените в этой жизни?
– В социальной сети ВКонтакте я выкладываю то, что люблю, и то, что пригодится в профессии. Это как записная книжка, памятка или дневник впечатлений (три в одном). Ну, или как хрестоматия для работы… Здесь лучшие спектакли (я фильтрую, выбираю самое-самое). Иногда предлагаю молодым актёрам, с которыми работаю, заглянуть, что-то посмотреть, схватить образ в динамике, поучиться.
– Я увидела забавную картинку, выбранную вами: «Развивайтесь – это всех раздражает». Такая жажда развития в человеке, который прошёл какой-то путь, многого на своём пути достиг, такое разнообразие интересов (и подключение только «к самому-самому») – это ваше стремление доказать что-то каким-то людям? Так вы боретесь с какими-то своими комплексами? Или это полнота самореализации?
– Вопрос в точку: все мы родом из детства. И зачастую именно детские комплексы мотивируют нас в продвижении на какие-то вершины, которые мы наметили взять. Преодолеваем неверие в нас… старших, родителей.
К тому же я не могу позволить себе вариться в рутинных делах, в привычном. Хочу открывать новые двери. И если вижу, что краски жизни блекнут, тускнеют – получаю сигнал к переменам. Мне нравится одно высказывание Марка Шагала: «Если всё в жизни – неминуемое движение к концу, мы должны, пока живём, расцветить жизнь всеми красками любви и надежды».
– А вы себя чувствуете человеком понимающим, «что происходит» и «что делать?»
– Я немножко отделяю своё видение от того, о чём спорят высоколобые умы. Помню, как в начале 90-х в Орёл приезжали американцы, и мы одного из них спросили: «Если у вас в стране объявляют кризис, как вы его оцениваете?» Ответ удивил, но запомнился: «Никак! Ведь у правительства свой кризис, а у нас – свой!»
Вот и моя жизнь – это то, что мне доступно, чем я стараюсь управлять в меру собственных сил.
– Сегодня потоком пошли публикации на тему «Старого мира не будет», школьникам предлагают новые условия для дистанционного обучения с двузначным названием: «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА». Звучат прогнозы: всё, что многими воспринимается как «весенний эпизод» начнёт волнообразно повторяться, всё дальше отдаляя нас от прежней привычной жизни… У вас есть представление, в каком мире мы окажемся завтра?
– «Я подумаю об этом завтра»… когда оно наступит. Я не из разряда людей, которые эмоционально подключаются к эфемерности. Давайте сначала посмотрим, как оно будет, и начнём решать проблемы по мере их поступления. А то мы себе напридумываем – и окажемся в глупом положении.
– Есть ли у вас свой приём, как отличить правдивую информацию от отвлекающего «белого шума», злонамеренных фейков?
– Если что-то настораживает, у меня всегда поначалу вопрос: это 50% «да» или 50% «нет»? Дальше включается интуиция. Женская, личностная. Опыт.
А приметы фейка описаны: стремление войти в доверие с эмоциональной стороны (вкрадчиво, доверительно, или наоборот, истерично). Дальше можно «загуглить»: подтверждается информация официальным источником или нет? Наконец, обсуждаю с людьми, которым доверяю, чтобы сравнить позиции.
– Есть у вас в информационном поле референтная группа экспертов, которым вы верите?
– Вот вижу: талантливый, высокоорганизованный человек… и мои взгляды часто совпадают с тем, что он отстаивает… Появляется доверие. Очень нравится манера вести дискуссию Карена Шахназарова. Всегда логично, умно выступает Евгений Сатановский. Уважаю позицию Никиты Михалкова, Владимира Меньшова.
«Вдоволь нахохочусь и вдоволь наплачусь»
– Какая информация о пандемии вас больше всего обнадёжила?
– Обрадовал репортаж по ЦТ: 92-летний дедушка не просто излечился после пневмонии и коронавируса, но и трогательно торопился к своей бабушке, которая его «заждалась дома». Чудеса замечательные! Главное, не впадать в отчаяние!
– Что хочется смотреть в такое время?
– Люблю «Покровские ворота» Михаила Казакова, все фильмы Марка Захарова, Эльдара Рязанова. Не оригинально? Зато вдоволь нахохочусь и вдоволь наплачусь. Кстати, именно это мне дорого и в моей профессии.
– Можно утверждать, что каждый артист мечтает стать режиссёром?
– Нет, отнюдь. Многие актёры востребованы и преданы своей профессии. Я вот тоже могла только позавидовать собственной благополучной актёрской судьбе – столько спектаклей сыграно, главных и просто интересных ролей… Но после 30 лет службы в театре (два года назад) я закончила Ярославский ГТИ, режиссёрский факультет. И это было моё решение.
– Каждый режиссёр обязан становиться Пигмалионом, лепить своего идеального актёра?
– Искренне считаю, что задача режиссёра – представить актёров в спектакле в самом выигрышном свете. Мне вообще кажется, что не должно быть и тени ревности к исполнителям, а вот режиссёрская амбициозность – на пользу, она предполагает сделать всё, чтобы у артистов роль получилась блестяще.
Если бы я что-то ещё хотела сделать на сцене как актриса, я не стала бы браться за режиссуру.
– А какой спектакль мечтаете поставить?
– Хочется делать спектакли об интересных женских судьбах.
А Золушка пошла бы в волонтёры…
– В вашей постановке с успехом прошла сказка «Двенадцать месяцев» (Самуил Маршак). Героиня – под жёстким психологическим прессом, можно сказать, в самоизоляции… Она победила… но только при помощи волшебства?
– Не только… Она необыкновенная девочка, совсем не простая – Иная (как в книге и фильме «Ночной дозор», помните, есть Иные?). Ведь братья-Месяцы что ей говорят: «Мы людям не показываемся». А ей – открываются! Ей – помогают! Она всей своей прежней жизнью этого заслужила, она стоила того…
– А если бы ваши героини попали в современную историю с вирусом, как они справлялись бы с коронаиспытаниями?
– Справились бы сильные цельные личности… Всегда любила играть волевых женщин (не нравилось играть слабых, растерянных, тех, что брошены и просят милости). В спектакле «Корсиканка» именно такую героиню Жозефину (но не венценосную жену Наполеона, а простую жену солдата со своей правдой) я играла в дуэте с заслуженным артистом Валерием Бариновым. Эта Жозефина вместе с нашими медиками наверняка отправилась бы с гуманитарной помощью в Италию…
Среди моих острохарактерных ролей – Зойка (из пьесы М. Булгакова «Зойкина квартира»). Для таких ушлых и сообразительных дам любой кризис – только на пользу: она первой бы перестроила работу своего «ателье» на швейный цех для ВИП-клиентов – начала бы пошив медицинских масок со стразами.
Ну, а Золушка, думаю, пошла бы в волонтёры…
Мы любим и ждём вас!
– Чему новому вы научились во время карантинных мер? Какие-то ваши творческие планы отменил вирус?
– Не отменил, но перенёс. В начале июня мы должны были показать нашим зрителям премьеру сказки «Жила-была Сыроежка». Как я говорю: «Из жизни грибов…». Мечтаю приступить к работе.
– Как выглядит вынужденный простой в театре?
– Никакого простоя нет: с моими коллегами мы постоянно на связи, решаем творческие вопросы наших онлайн-планов. Уйдя на самоизоляцию, мы ежедневно выпускаем в социальных сетях творческие проекты для взрослых и детей: видеоролики, презентации, трансляции, видео-открытки. Хочется сказать о работе нашего замечательного талантливого мастера видеомонтажа, художника-видеографа Петра Мусатова: это Богом поцелованный человек, который тонко чувствует красоту и современность. Благодаря ему наша работа доходит до зрителя в самой оригинальной и яркой «упаковке».
– Финальный вопрос «на засыпку». Пишут, в театрах древней Греции был работник, должность которого предполагала битьё палкой шумных зрителей… Во время вынужденной изоляции не приходят в голову такие революционные мысли – попросить ввести в штат театра новую фигуру?
– (Смеётся) Нет, такие дикие методы сегодня не в чести… Хотя человек-рентген, который следил бы в зале за хозяевами невыключенных смартфонов, не помешал бы (шучу).
А если серьёзно – у нас сегодня на выходе онлайн проект «Мы любим и ждём вас!». Он посвящён нашему любимому зрителю. Когда закончатся испытания и наша жизнь вернётся на круги своя, мы ждём всех в нашем прекрасном зрительном зале. Пусть только театр возвращается!
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.