Орловские учителя не знают, как учить слепых детей?
О проблемах инклюзивного образования для слепых и слабовидящих детей говорили 31 октября на встрече педагогов, воспитателей, родителей с представителями областного департамента образования, «Института развития образования». Организатором такого мероприятия выступило региональное отделение Всероссийского общества слепых.
«В школах нет специального оборудования»
Сегодня в школах Орловской области обучаются 10 слепых и 58 слабовидящих детей (в 2018 году – 5 слепых и 22 слабовидящих детей). В учебных заведениях Орла учатся 7 незрячих и 27 слабовидящих учеников. При этом тифлопедагоги (специалист, который учит слепых и слабовидящих лиц читать по Брайлю, прививает им навыки самообслуживания, умение ориентироваться в пространстве) есть только в пяти школах Орла. А тьюторы (наставник, который разрабатывает индивидуальную образовательную программу) – в шести. При этом, далеко не все тьюторы знают шрифт Брайля.
– В школах Орла и области нет специального оборудования, которое помогает детям учиться, мало учебников по Брайлю, а те, что есть, не подходят, так как не совпадают с программой обучения, особенно это касается учебников по английскому языку, – сообщила тифлопедагог Нина Хорошилова.
«Где пылятся устройства из Знаменской школы-интерната?»
Говоря о специальных технических устройствах для слепых и слабовидящих, Нина Хорошилова вспомнила про богатый арсенал таковых в бывшей Знаменской школе-интернате. В 2013 году туда поступили современные устройства, приобретённые более чем на 2 млн рублей. Весной этого года школа была реорганизована и превращена в центр для одарённых детей. Однако, как отметила Нина Хорошилова, имеющееся оборудование так и не было передано ни одной из школ Орла.
– Где оно сейчас пылится? Почему слепые дети не занимаются на этих устройствах? Или они растащены? Без этого оборудования образовательный процесс тормозится, а дети страдают, – заметила тифлопедагог.
В орловских школах нет также учебников для слабовидящих. Все дети с проблемами зрения вынуждены учиться по обычным учебникам. И делают это по-старинке: сидят с лупами. Хотя учебники с крупным шрифтом, при котором буквы в 2,5 раза больше, чем в обычной книге, издаются. Но они просто не приобретаются в орловские школы.
«У нас нет подготовки»
У выступающих были претензии и к заключениям, которые дают психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Одной из задач ПМПК – определение дальнейшей образовательной программы для детей с особенностями. По словам Нины Хорошиловой, ни в городской, ни в областной ПМПК нет тифлопедагога, способного дать объективную оценку возможностям незрячего ребёнка и правильно определить его образовательный маршрут.
У учителей существуют и психологические барьеры в работе со слепыми и слабовидящими детьми.
– Они не знают, как с таким ребёнком общаться, как его спрашивать на уроке, надо ли вызывать его к доске… – говорит Нина Хорошилова.
И её слова подтвердила учитель начальных классов из школы № 50 в Орле Ирина Багрянцева, которая обучает слепого мальчика на дому.
– У нас нет подготовки, мы не знаем методики обучения таких детей. Мне приходится всему учиться вместе с этим ребёнком, – призналась педагог.
С тифлопедагогами и тьюторами всё сложно
Слово было предоставлено замначальнику отдела специального образования областного Управления общего образования Светлане Шедий. По её словам, технические устройства из бывшей Знаменской школы никто не растащил, всё хранится там, где нужно. Но чтобы передать областное имущество на городской баланс, требуется время и следование определённому регламенту. Перечень литературы уже составлен, сейчас формируется перечень оборудования.
– Думаю, в короткое время всё будет передано. Возможно, до конца года, – сообщила чиновница.
А вот с тифлопедагогами и тьюторами, действительно, всё сложно. По словам Светланы Шедий, мало желающих идти работать с такими детьми.
В свою очередь председатель регионального отделения Всероссийского общества слепых Анна Юрочкина предложила направлять студентов с кафедры коррекционной педагогики на практику в Отделение. Также она предложила любую помощь и областному учреждению «Институт развития образования». Его представители охотно согласились активнее работать сообща.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.