Орловские ветераны планерного спорта: «Эти долбанные дрязги нас достали!»
В конце апреля ОрёлТаймс и ряд других орловских СМИ с адреса Федерации планерного спорта Орловской области получили электронные копии открытого письма представителей спортивной общественности и спортсменов-планеристов в адрес губернатора Орловской области Андрея Клычкова, председателя ДОСААФ России Александра Колмакова и председателя ОРО ДОСААФ России Алексея Петрыкина. Там рассказывалось о нелёгком положении Центрального планерного аэроклуба (ЦПАК) и критиковался его начальник Евгений Митасов. Некто Андрей Черников просил орловских журналистов опубликовать данное обращение. Может быть, мы бы так и сделали, если бы не два «но» – в письме не было ни одной живой подписи, а сами личности из перечня «подписантов» в большинстве своём – не из Орла. В общем, как сказали бы коллеги-журналисты советского прошлого, письмо позвало в дорогу.
Из истории клуба
14 января 1939 года решением горисполкома Орла основали аэроклуб. До начала Великой Отечественной войны клуб успел сделать два выпуска лётчиков-планеристов, в дальнейшем участвовавших в боевых действиях.
Некоторые выпускники и инструкторы стали Героями Советского Союза. Одной из самых известных стала лётчик-инструктор Орловского аэроклуба, гвардии старший лейтенант Антонина Худякова – заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-ой ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. На счету Антонины Худяковой 926 боевых вылетов на бомбардировку войск противника.
После войны орловский аэроклуб получил статус Центрального планерного аэроклуба ДОСААФ и, благодаря природным условиям области, единственным в стране местом проведения соревнований международного класса.
С середины 60-ых годов ЦПАК являлся центром планерного спорта Советского Союза, а затем и Российской Федерации. Именно здесь базировались советская и российская сборные по планерному спорту, проводилась подготовка спортсменов-планеристов к участию в соревнованиях высшего уровня, учебно-тренировочные сборы, подготовка начинающих спортсменов. Клуб брал на себя всё материальное обеспечение сборных СССР и Российской Федерации перед международными соревнованиями. Тут проводились соревнования Всесоюзного и Всероссийского масштабов, Чемпионаты Европы и этапы Кубка мира.
Но это всё в далёком прошлом.
В новой России количество полётов стало уменьшаться, воздушные суда простаивали, планерный спорт практически сошёл на нет. Правда, если верить открытому письму спортсменов-планеристов к губернатору Орловской области и руководству ДОСААФ России, главные проблемы у клуба начались с 2017 года – из-за неумелого руководства нового начальника аэроклуба. Вот некоторые цитаты из него.
«В 2017 году спортсмены-планеристы по собственной инициативе начали подготовку планеров, однако были в грубой форме выгнаны начальником ЦПАК с аэродрома, что вселило в спортсменов опасения в том, что Евгений Митасов [нынешний начальник ЦПАК] спортивными планерными полётами заниматься не собирается. Это и подтвердилось ситуацией в 2018 году – полётов на планерах и подготовки к ним не осуществлялось и, боимся, не планируется и в этом лётном сезоне».
«Митасов вынужден все силы и время направлять на решение проблем своего коммерческого предприятия… вся бурная деятельность Митасова в аэроклубе направлена исключительно на обеспечение коммерческой деятельности его ООО «АК ОСА»;
«Спортсмены-планеристы не видели ни малейшей заинтересованности Митасова в полноценной работе аэроклуба»;
«Со своей стороны, спортивная авиационная общественность действительно и искренне заинтересована в возобновлении активных планерных полётов в Орловской области… Однако считаем, что непременным и необсуждаемым условием этой работы является необходимость назначения на должность начальника аэроклуба человека неравнодушного и профессионального, искренне болеющего душой за планерный спорт, имеющего желание и способность организовать спортивную лётную работу на высоком уровне, который в ЦПАК в своё время обеспечивали энтузиасты и профессионалы планерного спорта, и на котором эта работа и находилась до прихода Митасова в аэроклуб».
Так ли это на самом деле?
Чтобы выяснить, что правда, а что – не совсем, и не пора ли, действительно, заменить руководителя, ОрёлТаймс отправился в Штаб Центрального аэроклуба ДОСААФ России им. Сергея Антохина. Там нас уже ждали начальник штаба Андрей Баранов, ветераны планерного спорта Михаил Мурзин, бывший начальник ЦПАК и в своё время президент федерации планерного спорта СССР и Александр Маслов, бывший замначальника ЦПАК по лётной подготовке.
– До назначения в 2017 году на должность начальника ЦПАК Евгения Митасова, орловским аэроклубом руководила группа лиц – Сергей Антипов из Орла, Дмитрий Азаров из Тулы и его земляк Алексей Колесник, ныне являющийся руководителем Федерации планерного спорта Орловской области, с электронной почты которой открытое письмо и было распространено, – пояснил начальник Штаба ЦПАК. – В 2017 году, в течении двух недель с момента снятия приказом ДОСААФ предыдущего руководителя Дмитрия Азарова и назначения на его пост Евгения Митасова, кто-то высверлил личинку замка в кабинете штаба ЦПАК, и пропала важная документация, буквально парализовавшая деятельность клуба – исчезли инструкция по производству полётов в районе аэродрома ЦПАК в Пугачёвке и паспорт самого аэродрома, пропал портфель руководителя полётов со всеми документами. Но самое главное – бесследно исчезли формуляры на лётные средства. А без них самолёты и планеры – просто металлолом. Восстановить их можно только через заводы-изготовители, но планеры сделали в Польше и Чехословакии.
В течение целого года мы вели переписку с полицией, прокуратурой, но шесть или семь раз полиция отказывала в возбуждении уголовного дела в силу малозначительности этого преступления, поскольку формально причинён незначительный ущерб – повреждена личинка замка. Однако пропажа формуляров привела к тяжёлым последствиям. Поляки сказали, что могут сделать нам дубликаты, но по цене 35 тыс. евро за один формуляр. А у нас десять самолётов и около 30 планеров! Где взять столько денег?! Те, кто «повредил личинку замка», прекрасно понимали, что почём, и делалось это, чтобы аэроклуб не летал.
Именно по этой причине в 2018 году ЦПАК не проводил полётов – не потому, что технически не был способен сделать, а потому что по закону не имел права эксплуатировать технику и аэродром без документов.
Однако и в техническом плане у клуба есть серьёзные проблемы, и появились они ещё до пропажи документов.
– В марте 2017 года были выворочены газовые котлы из котельной в здании на территории аэродрома, срезаны газовые трубы, выведена из строя трансформаторная будка, увезли куда-то ёмкости общим объёмов в 800 кубометров с заправочного комплекса, спилили стационарные молниеотводы, разукомплектовали автомобили группы «А», которые стоят на балансе Министерства обороны РФ и переданы в пользование ЦПАК, – рассказал Андрей Баранов. – На фоне этой разрухи в Арбитражный суд Орловской области один из прежних руководителей аэроклуба подавал иск о признании клуба банкротом и назначении конкурсного управляющего, однако иск был отклонён. А позже, уже в 2018 году, на территории ЦПАК работала комиссия ЦК ДОСААФ, которой было поручено определить размер ущерба, причинённого действиями предыдущего руководства интересам аэроклуба и ДОСААФ. И она насчитала около 45 млн рублей!
В орловском аэроклубе усматривают прямую связь между всеми этими событиями, действиями предыдущего руководства аэроклуба и нынешним открытым письмом:
– Цель – обанкротить аэроклуб и за счёт банкротства забрать имущество ЦПАК и это здание площадью 5 тыс. кв. метров, а также лётное поле, гаражи, стоянки, ангары, – поделился своим видением ситуации Михаил Мурзин.
– Евгений Митасов – бывший курсант ЦПАК, боевой лётчик, воевал в Афганистане. Будучи владельцем небольшой сельскохозяйственной авиакомпании, он два года назад поддался на уговоры ветеранов планерного спорта, которые высказали в ДОСААФ предложение назначить его на должность руководителя ЦПАК, – комментируя открытое письмо, вступился за начальника аэроклуба Андрей Баранов. – Митасову эта головная боль не нужна, но взялся он за это для того, чтобы родной клуб восстановить. Если бы ни фирма Митасова, финансовой помощи никакой бы аэроклуб не получал. Ни от ДОСААФ, ни от областных властей. Он из своего кармана потратил на клуб около 3 млн рублей – оплатил ремонт здания Штаба ЦПАК, заказал на заводе новые парашюты, купил рации, оплачивает обучение нашего пилота.
Чего хотят подписанты?
Самих подписей в письме нет, правда, на последней странице в качестве подписантов указаны восемь спортсменов-планеристов и представителей спортивной общественности из Орла, Москвы, Московской области, Ульяновска и Курска. На звонки ОрёлТаймс ответили шесть из них. Среди тех, с кем нам удалось поговорить, полностью текст обращения поддержали лишь двое. Четверо оставшихся расходятся в своём отношении к указанному в письме. Один заявил о своей неосведомлённости, другой сказал, что поддерживает его лишь частично, третий заявил, что письмо не должно быть открытым, а кто-то вообще предпочёл дистанцироваться от ситуации. Однако все шестеро спортсменов сходятся в одном: главное для них – чтобы ЦПАК продолжал работу и полёты возобновлялись.
Чем занимается аэроклуб сейчас?
Руководство ЦПАК заявляет: аэроклуб прилагает все усилия для возобновления авиационной деятельности и готов к началу полётов. Очень большую поддержку оказывают ветераны аэроклуба, помогая в восстановлении документов и в организационных вопросах.
– Без них мы бы не смогли достичь того, чего сегодня достигли. Это люди, которые не болтают языками, а отдают часть своей жизни на возрождение аэроклуба, – отметил Андрей Баранов. – Нам не нужна защита, мы сами защитимся, нам нужна поддержка, чтобы люди понимали, что ЦПАК – это наше, орловское, что здесь сидят не коммерсанты, а люди, заинтересованные в возрождении орловского аэроклуба.
К лётному сезону 2019 года уже готовы пять планеров и два самолёта, из ремонта вышел третий – АН-2, который в течение двух-трёх недель прибудет в Орёл и сразу же будет задействован в парашютных прыжках. Уже закупили горючее, получили сертификаты лётной годности на всю технику.
– Планируем взлететь 15 мая, – поделился проводимой работой Михаил Мурзин. – Сейчас ждём аэроклуб-комиссию из Москвы, которая даст оценку, может клуб летать или нет. Я уверен, что мы полетим. Правда, крупных соревнований в ближайшее время у нас не будет, потому что до них ещё нужно дорасти.
– Но соревнования местного уровня мы в ближайшем будущем проведём, – заверил Андрей Баранов.
Также в планах руководства ЦПАК создать на базе аэроклуба кадетский авиационный корпус или же открыть парашютные, планерные и авиационные классы в школах. Об этом ведутся переговоры с Министерством обороны. Если это произойдёт – клуб получит финансирование Министерства обороны и начнёт развиваться.
– Мы заинтересованы только в одном: чтобы аэроклуб возродился и хоть когда-нибудь приблизился к той великой славе, которая когда-то у ЦПАК была, – заявил начальник штаба. – Все эти долбанные дрязги нас достали, нам на них уже наплевать, мы закрыли глаза, главное для нас – летать!
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.