Орловский дизайнер показал свою коллекцию плакатов XX века: красный день календаря назывался так не зря
Какой же праздник без картинки? У Красного Октября была невероятная визуализация, сыгравшая в истории свою роль. Плакат был особой формой современного искусства, которая быстро и живо реагировала на злобу дня и в простой, но сверхвыразительной манере отражала происходившие в обществе перемены. Советские плакаты периода революции и Гражданской войны из замечательной коллекции орловского дизайнера Виктора Панкова обсуждаем накануне 7 ноября.
Шершавым языком плаката
Революционный перелом стал и переломом в искусстве: многие открытия художников того времени и сегодня производят впечатление чего-то мощного и свежего. Это закономерно, поскольку в жанре плаката тогда работали настоящие профессионалы, виртуозно владевшие графикой, дерзко ломавшие традицию, создававшие новый «дизайн». Среди них – Дмитрий Моор, Виктор Дени и даже Владимир Маяковский, который не только писал революционную сатиру, но и рисовал. Маяковский был одним из создателей Окон РОСТа: программы революционной агитации и пропаганды.
– Это по сути дела были стенгазеты одного дня, отражавшие актуальную повестку и сиюминутные рифмы самого поэта. А прошедшие через настоящую академическую школу художники Моор, Дени, Апсет – это были матёрые мастера, для которых привычным было сделать яркий силуэт, сочно посадить его в формат, быстро написать слоган, они не боялись мелочей, деталей. В итоге их плакаты были либо очень лаконичны, либо напоминали грандиозные многофигурные композиции, сродни современным киноэпопеям. Так могли рисовать только настоящие художники, – рассказывает Виктор Панков.
Красное на чёрном
Есть мнение, что белые проиграли на поле пропаганды ещё и потому, что никогда по силе впечатления и эмоций не может белый цвет сравниться с красным. Вся стилистика революционного плаката пропитана пассионарным красным, который гипнотизировал сознание людей, попавших в круговорот времени. Советские революционные плакаты построены на противопоставлении красного и чёрного – наверное, самая сильная антитеза в цвете. Используется противопоставление и в изображении героев: красный сильный рабочий или солдат против толстых, комичных, несимпатичных и отталкивающих буржуев, генералов, панов, попов, откровенно одиозного царя.
Ленин всегда живой
Гражданская война и интервенция вносили свой вклад в тематику плакатов. Здесь много материала для историков: белополяки, белоказаки, Деникин, Юденич, Колчак, борьба с кулаками. А как же Ленин?
– До культа Ленина в плакате было ещё далеко, Ленин был слишком живым и действующим персонажем, одним из героев повестки дня. То, во что потом переродится вся Лениниана, тогда никто не мог даже предположить, – поясняет Виктор Панков.
Смесь Битлз и БАМа
Романтика революции окончилась с Гражданской войной, в 30-х господствовал соцреализм, но к искусству плаката вернулись в годы Великой Отечественной войны.
– Жизнь в СССР после Гражданской войны была переполнена противоречиями, эмоциями, события сменялись быстро, как калейдоскоп, революционная романтика уходила в прошлое. На смену ей пришло упорядоченное искусство соцреализма: писали портреты рабочих, колхозников, монументальных людей с обобщенными чертами лица. Тут уже много условного, трафаретного, утрачена сила момента и ценность исторической зарисовки. Интерес к Ленину и революции реанимировался только в 60-70-х годах с новой волной советского плаката, где было место героям коммунизма. Художники перестали бояться и стали вдыхать в них новые эмоции. Например, Маркс тогда вполне мог был комичным, в комбинезоне, на флаге стройотряда. Произошло слияние романтики новых латиноамериканских лидеров – того же Че Гевары, «отщепенца» Дина Рида, «Битлз» с пафосом строителей Байкало-Амурской магистрали, – подводит итог Виктор Панков.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.