Перевозчики призывают мэрию повысить проезд в Орле по карте до 25 рублей
Перевозчики города Орла выступили за повышение проезда. Они заявили: чтобы сохранить сегодняшнее количество маршруток на линиях, необходимо повысить тариф минимум до 25 рублей при оплате банковской картой. В противном случае неизбежно постепенное сокращение автобусов по городским маршрутам.
И 25 рублей — кардинально не изменят ситуации
В редакцию ОрелТаймс пришли семеро ИП-перевозчиков, которые осуществляют пассажирские перевозки в городе Орле. Они заявили, что ситуация достигла своего апогея: при нынешнем тарифе в 20 рублей по банковской карте и 23 рубля наличкой перевозчики работают с убытками, а компенсацию за льготников до установленного тарифа им никто не возмещает в полном объёме.
— Существующий транспорт у нас никому не нужен. Но тогда не надо в сентябре удивляться, что только 60% — 70% автобусов смогли выйти на линии, потому что остальные не на что обслуживать и ремонтировать, — заявил Максим Москаленко.
Он показывает счета на оплату по запчастям за 2020, 2021 и 2022 годы.
— Смотрите: автошина в декабре 2020 года стоила 6400 руб,, в апреле 2022 — 15500; масло в январе 2021-го — 24087 руб., в мае 2022 — 40609 руб., диск сцепления в январе 2021-го — 1960 руб., в апреле 2022 — 5800. Автобус ПАЗ в декабре 2020 года можно было купить за 1,8 млн руб., в июне этого года — за 3,5 млн рублей. Не подорожало только топливо. Всё остальное выросло космически, — заключает перевозчик. — За что я должен ремонтировать свой подвижной состав, если он работает в убыток?
По словам Москаленко, экономически обоснованный тариф для пассажиров рассчитывается по федеральной методике Минтранспорта. На сегодня он для Орла должен составлять более 35 руб. Но федералы законодательно закрепили за местной властью право его регулировать.
— Местная власть может сделать тариф хоть в 10 рублей, но разницу между тем, что отрегулировали, и экономически обоснованными расчётами должны возместить из бюджета. Орловская область — один из немногих регионов, где компенсация по этой строчке отсутствует. В соседних регионах, например, в Тульской области компенсация есть и измеряется сотнями миллионов рублей в год, — говорит Москаленко. — Мы дошли до ручки. Сегодняшняя ситуация показывает, что если увеличат тариф на два или пять рублей, это всё равно не позволит обновлять подвижной состав. Для того, чтобы мы могли обновляться, тариф должен быть 30 руб. и выше.
— Но меж тем, вы предлагаете увеличить его лишь до 25 рублей?
— Да. Для орловцев с их доходами 30 рублей — дорого, а власть компенсировать ничего не будет. Пять рублей сверху хотя бы покроют наши взлетевшие затраты. И то это под вопросом, потому что цены продолжают на всё расти. Но, как сказал Максим
(Москаленко), при этих пяти рублях никакого обновления подвижного состава не будет. Речь идёт только о текущем содержании и о том, чтобы всё осталось в таких же условиях, как сейчас, чтобы не было сокращения маршруток на линиях, — подключается к беседе перевозчик Сергей Терешин.
Предприниматели уверяют, что у каждого из них есть маршруты, которые при нынешнем тарифе убыточны. Например, маршрут №12. Своему владельцу он приносит «минус» 3 тыс. рублей в день, итого 90 тыс. — в месяц.
— Я первый, кто заинтересован в том, чтобы выпустить больше транспорта на линию, ведь каждый мне привезёт «плюс». Выпустил десять автобусов, у меня десять «плюсиков», выпустил восемь — восемь, — говорит Москаленко.
Автобусов станет меньше
— Если не поднимут проезд до 25 рублей, к чему готовиться орловцам, и главное — когда?
— Те маршруты, которые себя окупают, хотя и таких практически не осталось, на них будут ездить прежнее число маршруток, по остальным — пойдёт постепенное сокращение: не 10 автобусов выйдет, а девять, потом — восемь, семь… — отвечает Александр Бортников.
Как заявили перевозчики, в нынешней ситуации они не могут выпустить на линию все условные 10 автобусов, потому что сегодня эти 10 собрали денег на запчасти только для 9 машин. А завтра 9 соберут на запчасти только для 8.
— Сейчас лето, пассажиропоток упал на 30%. Нет возможности закупать аккумуляторы, шины к зиме, так как выручки нет. И осенью уже не смогу выпустить сначала одну машину без шин, потом другую… Они будут стоять в гараже, — сказал Максим Москаленко.
Перевозчики выступают за ежегодный подъём тарифа на проезд на уровень инфляции.
— Была инфляция 4%, и надо поднимать на 4%, и так каждый год. А не так, как у нас: был тариф 12 рублей, потом лупанули до 16, но при этом 4 года не поднимали, — заметил Сергей Терешин. — Все мы в пассажирских перевозках по 19 и более лет. Лично я — уже четверть века на этом рынке. В 90-х в городе было более 100 перевозчиков, сейчас — 15, и никто новый не пришёл. При бездействии власти мы найдём себе дело, мы же предприниматели, но пассажирские перевозки — это уже как бы наша жизнь…
«Орловцы разбаловались»?
Перевозчики заявили, что готовы качественно возить орловцев: ходить по расписанию минута в минуту, перевозить чуть ли не в низкопольных ЛиАЗах, если мэрия будет выплачивать компенсацию между регулируемым и экономически обоснованным тарифом.
Но для этого, как отметили перевозчики, в бюджет должно быть заложено на год более 1 млрд рублей – именно столько составляют выпадающие доходы предпринимателей.
Однако на это они не рассчитывают. Другая проблема заключается в льготниках. Перевозчики приводят конкретный пример.
— Льготник свой Единый социальный проездной билет (ЕСПБ) на неограниченное количество поездок приобрёл за 450 рублей. В среднем он совершает чуть более 60 поездок в месяц. За одну поездку он платит порядка 7 рублей. А тариф 20 рублей. У нас с властью заключено соглашение на компенсацию выпадающих доходов. Нам к этим 7 рублям добавляют ещё 3 рубля, эта сумма плавающая и зависит от того, сколько льготников мы перевезли. В среднем нам фактически платят 11,5 рубля вместо 20. То есть на деле выходит, что льгота бабушке, малообеспеченным гражданам предоставляется за наш счёт, — говорит Москаленко.
— А как в соседних городах? Например, в Туле общественный транспорт ходит, как часы, промежуток между автобусами 10 минут, нет проблем уехать вечером.
— В Курске идёт компенсация по тарифу, в Брянске частные перевозчики не возят льготников, муниципальным перевозчикам из бюджета доплачивают до тарифа, —
сообщил Москаленко.
— Помню 90-е, тогда и в Орле частники не возили льготников, делал это исключительно муниципальный транспорт, а мы — за деньги. Никаких претензий, и деньги мы имели. Сейчас всех возим — и себе ничего не остаётся, — замечает Терешин.
По словам Москаленко, администрация той же Тулы работает по системе брутто-контрактов. Суть заключается в том, что перевозчику государство платит независимо от того, сколько он перевёз пассажиров, — только за пройденный маршрут.
— Если я буду ехать пустой или битком, в любом случае администрация мне заплатит, условно, 500 рублей за час или за километр, — поясняет перевозчик. — Но в моём контракте будёт прописано, сколько я должен проехать километров. И эти деньги я
получаю при любых раскладах. А администрация установит жёсткий контроль: приехал не по расписанию – условно – штраф 50 рублей, вообще не выполнил рейс — штраф 200 рублей и т. д. Так работают Пермь, Тула, Белгород, другие города.
По словам Москаленко, брутто-контракты могли бы решить вечернюю проблему с маршрутками. Вечером пассажиропоток падает. К примеру, если на маршруте ездит 12 автобусов утром и днём, то вечером выходят только шесть. То есть сокращение идёт на 50%.
— Вечером на топливо для одного рейса нужно 500 рублей, а выручка составляет 250 руб. Помимо топлива, ещё платим стимулирующие водителю, чтобы он поехал вечером, — каждому ещё 500 руб. Итого — 1 тыс. рублей. Заключила бы власть со мной брутто-контракт, все были бы довольны — и пассажиры, и перевозчики, и водители. Но в любом случае обвинения, что маршруток по вечерам нет, огульны. Они ездят, но не каждые 15 минут, надо подождать 30 — 40 минут. У нас в городе почему-то автобус должен подстраиваться под пассажира, а должно быть наоборот, как в других городах, — люди выходят на остановку к определённому времени, — говорит Москаленко.
— Разбаловались орловцы, — подытожил Сергей Терешин.
Перевозчик Вадим Кривов считает, что на маршруте должно быть по два водителя. Один работает до обеда, второй — после обеда, чтобы не было переработок. Но водителей катастрофически не хватает. В среднем, у каждого перевозчика нехватка 20 — 30 водителей. По словам Кривова, он готов взять в гараж 50 человек. Но желающих нет.
«Мы не ставим ультиматумов»
Как заявили перевозчики, сегодня 90% пассажиров ездят за безналичный расчёт, то есть за 20, а не за 23 руб.
— Я не против безнала. Но возместите мне эту разницу. Тарифа в 23 руб. мы практически не видим. Почему я за хлеб плачу одну и ту же цену и за наличку и по карте, а за проезд удешевляю свою услугу? — удивляется Терешин.
— Основная идея безнала заключалась в том, что хотели посчитать, сколько мы зарабатываем, думали, что у нас горы золотые. Посчитали — прослезились. Зато теперь мы ещё и платим процент банку и РИЦ. То есть даже 20 рублей по карте мы не получаем, только — 19, так как банку уходит 1 рубль, — рассказывает Москаленко.
И заявляет: ситуация с общественным транспортом идёт к тупику.
— Мы обращаемся: власть, обрати на это внимание. Мы не ставим ультиматумов, мы только констатируем факт: проблема перезрела, единственное решение —
незамедлительное повышение тарифа, минимум, на уровень инфляции, то есть до 25 рублей. Всё. Если власть как-то иначе может решить эту проблему — это её полномочия. Мы обращались в конце прошлого года в администрацию Орла, но никаких подвижек в сторону решения вопроса нет, — говорит Москаленко.
К слову, в марте 2022 года депутаты горсовета Орла проголосовали за передачу к администрации города Орла полномочий на повышение стоимости проезда в общественном транспорте на величину инфляции. Теперь горадминистрация сможет повышать тариф на величину инфляции без согласования с народными избранниками. Но если увеличение стоимости проезда всё-таки будет превышать уровень годовой инфляции, то процесс будет обсуждаться с народными избранниками.
И всё же, видится, что это – однобокое решение проблемы. Потому что опять упор сделают на кошелёк и без того бедных в своей массе орловцев. А где же концептуальные решения власти? Почему в других городах проблему с перевозками решают системно, а у нас — только за счёт повышения тарифа? И за что, в таком случае, чиновники получают зарплату?
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.