Предложения орловца по огосударствлению системы ЖКХ обернулись поручением Владимира Путина
В конце 2019 года в Москве в Центре международной торговли состоялся форум «Приоритеты 2024», на котором обсуждались проблемы, связанные с выполнением нацпроектов. В том числе и нацпроекта «Цифровая экономика», выполнение которого на тот момент составляло немногим более 17% от планового показателя.
На мероприятии среди представителей от ИТ-компаний развернулась дискуссия по цифровизации ЖКХ. Присутствовал на ней и орловец – начальник отдела развития региональных проектов компании «Информационные технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве» Борис Кичкин. Выслушав многих, он тоже решил выступить. И выступил настолько убедительно, что после заседания один из руководителей Контрольного управления Администрации президента предложил ему представить своё видение сложившихся проблем сферы ЖКХ и её цифровизации. В частности, состояния системы технического учёта зданий и сооружений в государственном учёте жилищного фонда. В апреле Борис Кичкин подготовил аналитическую записку и направил её в Контрольное управление. И его услышали!
Владимир Путин дал поручения с учётом целого ряда предложений из аналитической записки орловца. Согласно документу, Правительству поручено доработать стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года, предусмотрев мероприятия по созданию целостной системы учёта состава жилья, его состояния, стоимости, а также сроки безопасной эксплуатации зданий с учётом их конструктивных особенностей и уровня благоустройства. А также внести изменения в Жилищный Кодекс по созданию эффективного механизма правового регулирования госуучёта жилищного фонда. В законодательстве пропишут полномочия государственных органов по обследованию многоквартирных домов и формированию информации об их состоянии. Поручено привести нормативные правовые акты в соответствие с современными требованиями в области технической инвентаризации многоквартирных домов.
В общем, произойдёт усиление роли государственных органов в сфере управления ЖКХ – то самое огосударствление, о котором «Орелтаймс» уже беседовал с Борисом Кичкиным. Эти изменения, по мнению орловского эксперта, назревали уже давно. Ведь сегодняшняя российская «рыночная» система управления домами была списана с европейской и адаптирована далеко не лучшим образом.
«Орелтаймс» поговорил с экспертом о том, как так получилось, что его идея легла в поручение Президента и в скором времени, судя по всему, изменит систему ЖКХ.
«Рыночную» схему нужно менять
– Потрясающая история о том, как голос «снизу» меняет государственную политику, причем не через революцию, а вполне себе через реформирование. Какие же предпосылки послужили толчком к предстоящим изменениям, в том числе и законодательстве?
– Во второй половине 2019 года стал явно прослеживаться некий кризис в исполнении нацпроектов. Стало понятно: что-то с ними не так. Уровень исполнения расходов на реализацию проекта «Цифровая экономика» оказался самый низкий среди 12 нацпроектов. Слушая на форуме выступления по цифровизации, у меня сложилось ощущение, что каждая фирма хочет изобрести «свой велосипед». Выступающие от ИТ-компаний по одной и той же проблеме предлагали свои особые оригинальные отраслевые разработки, не обращая внимания, что, к примеру, у соседей-коллег это уже реализовано.
Особо обострилось положение с капитальным ремонтом домов. Мы анализировали в своё время: схема проведения капремонта в большинстве своем нацеливает организации-исполнителей не исправить проблемы дома, а освоить с минимальными расходами на дом те средства, которые им выделены. Ну, чисто «рыночная» схема – взять максимально больше денег и освоить их в свою пользу.
Есть ещё одна проблема: 70% жилфонда – советский, и объёмы капитальных ремонтов многоквартирных домов не снижают объёмов стареющего жилого фонда.
– Как вы заявили о проблемах на форуме?
– Я высказался, что ныне действующая система организации и управления этими процессами в ЖКХ неправильная. Налицо разобщённость в работе участников. Нет чёткого плана в развитии цифровизации отрасли. Отсутствуют ключевые ориентиры. Мы видим явно неэффективное расходование средств – на простейшие текущие задачи, а не на разрешение проблемных направлений. По окончании дискуссии со мной познакомился заместитель руководителя контрольного управления Администрации президента. Попросил прислать ему наши наработки, а параллельно проанализировать существующее на сегодня состояние технического учёта жилфонда. В первых числах апреля он напомнил о своём предложении. Когда я погрузился в эту тему – скажу честно: мне стало плохо.
Система госучёта жилфонда, которая существовала с 1927 года, была попросту разрушена к 2013 году. Да, формально сохранились Бюро технической инвентаризации, но их функционал стал другим. Они лишились государственных функций, превратившись в коммерческие конторы.
«Информация есть, но с реальной жизнью не стыкуется»
– Чем это плохо?
– Допустим, человек купил квартиру, приходит в БТИ и говорит, что ему нужно оформить право собственности. Позовут кадастровых инженеров, всё обмеряют, нарисуют, привяжут к координатам и выдадут техническую документацию на квартиру. Но это только часть внутри здания. А здание где?
Техпаспорта на здания, которые остались в архивах БТИ, на сегодня устарели. В них данные ещё с советских времён. А что происходит с домом? Перепланировки, старение, аварии, что-то достраивают. Где это отражается? Обычно ссылаются, что это можно найти в электронном паспорте дома в ГИС ЖКХ в разделе технического учёта. Но…
Да, там данных для заполнения – громадное количество. И их обязаны вносить управляющие компании и ТСЖ под угрозой штрафов в 200 тыс. руб. и более. Но эти организации должны всё же не формы заполнять, а обслуживать дома, проводить текущие ремонты, улучшать состояние жилья. Что и делают. И можете представить, какой уровень достоверности присутствует в ГИС ЖКХ. Про износ самого здания, его инженерных систем и говорить не приходится. Достоверность этих данных лежит исключительно на сознательности работников управляющих организаций. Строгой системы нет.
Далее. Органы местного самоуправления должны формировать списки аварийных домов. Устанавливать их реальную очерёдность на капитальный ремонт. Информация есть, но с реальной жизнью это совершенно не стыкуется.
– Всё это из-за недочётов в законодательстве?
– В нынешнем законодательстве нет реально ответственного за содержание жилфонда: ни государства, ни муниципалитета, кроме, ,так называемых собственников. Формально управляющая организация, которая занимается обслуживанием дома, вроде как несёт ответственность за качественное состояние дома, является хранителем информации о степени износа дома, его элементов, инженерных сетей. Но в тоже время законодатель установил: в любой момент собственники могут отказаться от услуг работающей компании и отдать дом в управление другой. Поэтому действующая компания понимает, что она здесь не навсегда, и это сказывается на отношении к подаче информации, да и к работе.
Пришли к тому, что каждый хозяин сидит в своей квартире и красит потолки, меняет батареи, делает кладовки на лестничных площадках, закладывает вентиляционные каналы, потому что они мешают. Одним словом, в сложное инженерное сооружение – многоквартирный дом – вмешиваются дилетанты. Но по закону они стали собственниками этого дома!
Проблема и с экономикой дома. Парадокс: тарифы стабильно растут, люди продолжают платить, а дома приходят в упадок.
Первые изменения в системе
– Какие решения проблемы видите Вы?
– Как невозможно хронически больного человека вылечить одной таблеткой, так и сложившиеся проблемы в управлении многоквартирными домами нельзя решить одномоментно.
К выправлению ситуации необходимо двигаться целенаправленно, решая задачи одну за другой. В моём случае мне была обозначена проблема – восстановление государственной системы организации техучёта жилфонда. Своё видение решения я изложил в аналитической записке. Результат – поручение Президента – Правительству.
Не обольщаюсь. Одно дело – предложить решение, другое – воплотить эти предложения в нормативных правовых актах, постановлениях. Тем не менее, сделан один небольшой, но, на мой взгляд, правильный шаг.
Отметим, что по состоянию на 16 июля вышел приказ Минстроя РФ, «Об утверждении методических рекомендаций о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства». Согласно ему до 1 сентября 2020 года в АИС «Реформа ЖКХ» включат подсистему по мониторингу и контролю устранения аварий и инцидентов на объектах ЖКХ. И это уже важный шаг навстречу решению проблем в системе.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.