Разработчики новой транспортной схемы не сумели ответить на многие вопросы орловцев
3 октября мэр Орла Василий Новиков пригласил всех заинтересованных лиц обсудить новую транспортную схему. На обсуждении присутствовали депутат Госдумы ФД РФ Ольга Пилипенко, замруководителя Департамента строительства и транспорта ЖКХ правительства области Алексей Васильев, депутаты горсовета, зампред региональной Федерации профсоюзов Юрий Власов, представители СМИ и общественники. Все интересующие вопросы мэр предложил задать представителю разработчика «МосТрансПроект» Сергею Саакяну.
Матанализ орловской действительности
– У нас была задача разработать маршрутную сеть, отличающуюся от существующей и повышающей большой класс транспортных средств в городе. А также снизитьдублирующие маршруты, – начал Сергей Саакян. – Подход был следующий: рассматривали действующий каркас из рейсового и троллейбусного транспорта, который не поменяется, обслуживание транспортных коридоров и создание пересадочной модели.
Основной транспортный коридор, который существует сейчас, расположен по месту проживания населения и месту спроса – рабочих мест. Дублирование маршрутов, использование транспорта малого класса, как исторически сложившаяся особенность, приводит к высокой частоте движения на перегоне.
Собравшиеся внимательно разглядывали карты и перешёптывались. А Сергей Саакян продолжал их убеждать:
– Не было задачи снизить провозную способность. Не будет такого, что кого-то откуда-то не вывезут. Дальнейшая разработка новой системы предполагает каркас электротранспорта для магистральных маршруток, обеспечивающих связь между местами проживания и работы для большей части населения.
А как же быть меньшей части?
Господин Саакян продолжал утверждать, что для орловцев необходим средний и большой класс автобусов. А новая схема предполагает: любой житель города сможет добраться в любую точку максимум с одной пересадкой. Заканчивая выступление, он вновь повторил: «модель только предлагается к обсуждению». Но, по его словам, московские разработчики считают, что она уже готова. А если схема имеет недоработки, то «МосТрансПроект» готов выслушать предложения орловцев… или подробно объяснить, почему орловцы не правы.
Вадима Хрипунова, начальник отдела организации транспортного обслуживания населения администрации Орла на это ответил так:
– На данном этапе действует сеть, которая обеспечивает охват города. Боязнь в том, что новая покроет не все районы в нашем городе. Модель – это проект. Но требуется доработка.
– Все остановки имеют пару-связки и предлагают количество уникальных связей. Половину из них не рабочие. В нашей схеме связей меньше в два с половиной раза, а качество обслуживания – выше. – Продолжал говорить о достоинствах схемы Сергей Саакян.
– По предполагаемой схеме некоторые районы выпадают из обслуживания, например, переулок Бетонный. «Звёздный» вообще будет обслуживаться одним маршрутом. А трёхзначным маршруткам, судя по вашей схеме, пользоваться нельзя, – взял снова слово Вадим Хрипунов.
– Давайте вы оформите предложение в бумажном виде, – предложил ему Василий Новиков и дал слово Ольге Пилипенко.
Кто заказывает «музыку»?
– У меня вопрос к Алексею Васильеву: кто заказчик данной схемы? – прямо спросила депутат у заместителя областного Департамента строительства.
– Учитывая, что в данной схеме и муниципальные, и пригородные [линии транспорта] заказчиком является Департамент строительства.
– Администрация Орловской области? – уточнила Ольга Пилипенко.
– Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства, – ответил Алексей Васильев.
– Проект выполняется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги»? – продолжила задавать вопросы Ольга Пилипенко.
– Частично да… В «Безопасных и качественных дорогах» есть задача, которую необходимо реализовать… – тут Алексей Васильев задумался.
– Финансировал кто проект? – Продолжала Ольга Пилипенко.
– Безвозмездно, – спокойно ответил чиновник.
– На сайте госзакупок размещена информация с изменениями от 26.09.2019 года, которая представленаГосударственным Казённым учреждением города Москвы, конкретное задание по выполнению задания по созданию математической макро-модели города Орла и проведениюнеобходимых натуральных обследовани, в рамках дополнительных работ по оптимизации дорожного движения перевозок, оптимизации маршрутной сети города Орла. Срок окончания 28.10.2019 стоимость работ около 9 млн рублей. Это о нашем городе?
– Это администрация города Москвы объявила конкурс, – ответил Васильев.
– Но я ведь правильно читаю, это про Орёл? – уточнила депутат Госдумы.
– Да, наверное, – ответил слегка неуверенно Алексей Васильев.
– А почему казённое учреждение Москвы объявляет оптимизацию нашей транспортной сети? На какие средства? – не переставала задавать вопросы Пилипенко.
– Ольга Васильевна, я не в курсе этого вопроса.
– Если это деньги национального проекта «Безопасные и качественные дороги» вполне логично, что заключено соглашение, в рамках которого организация реализует проект на федеральные средства. В противном случае, о какой схеме мы говорим, если конкурс только объявлен изакончится в конце октября? Конкурс на разработку сетитолько идёт. Какую готовую сеть мы обсуждаем?
– Заказчик – администрация города Москвы. Департамент горстроительства проводил обследование в 2018 году, – ответил Алексей Васильев. – Мы проводили обследование маршрутной сети. А что это за закупка – не знаю.
– Департамент Москвы объявил разработку транспортной модели, а не сети транспорта. Эту схему нужно обнародовать, проверить общедоступными, общенаучными методами. – Неожиданно встал с места доктор технических наук Александр Севостьянов.
– Но вопрос ставится в другом: новая схема будет пересекаться со старой? Дорожная сеть тоже будет разная? – продолжила задавать вопросы Ольга Васильевна.
– В новой схеме обследуется интенсивность дорожного движения, а не модель транспорта, – продолжал общественник. – Но там указано только 25 перекрёстков, а не все 423 километров дорог муниципального образования города Орла. Там взяты только ключевые точки.
– Национальный проект подразумевает создание безопасности и ликвидацию мест дорожно-транспортных происшествий, – рассуждала Ольга Пилипенко. – Если это в рамках нацпроекта, то нужно рассматривать не только общественный транспорт, но и автомобили. Как можно учитывать транспортную сеть отдельно от пассажиропотоков и машин и мест концентрации? Я уже не говорю о пересадочных пунктах…
– Конечно, ответы на эти вопросы есть, – начал Сергей Саакян, – наша модель может быть использована в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». В схеме есть научные обоснования – такие как математическая транспортная модель. Мы заказали её в качестве разработки, чтобы оценить все проблемы.
– Какие риски у наших перевозчиков? – прямо спросила Ольга Пилипенко. – Зачем нам это нужно? В этой схеме нет логики для Орловского района.
– В принципе, нам по большому счёту, не важно кто будет исполнять транспортную работу, – произнёс фразу Сергей Саакян. – Наша маршрутная сеть предполагает выполнение транспортной работы. Кем все это будет выполнятся – вопрос уже к орловской власти.
– Ольга Васильевна беспокоится за происходящее, – прокомментировал мэр города, обращаясь к московскому представителю. – Сергей Сергеевич, придётся вам постоять ещё за трибуной. Депутаты тоже хотят задать вопросы.
А вопросов очень много
– Ответьте пожалуйста: та схема, которую вы предлагаете, улучшит транспортную ситуацию в городе по безопасности и сократит время ожидания? – спросил зампредседателя горсовета Владимир Негин.
– Да, улучшает, – уверенно ответил Сергей Саакян. – Мне более подробно объяснить? Объясняю: когда перевозчики хотят обогнать друг друга, а люди нарушают правиладорожного движения, в часы-пик набиваются в маленькие маршрутки, а транспорт едет мимо по вечерам – это плохо. С точки зрения безопасности, обслуживания новая транспортная схема лучше. ОДНАКО БЕЗ ПЕРЕСАДОК ИЗ РАЙОНА УЕХАТЬ НЕ ПОЛУЧИТСЯ.
По словам Сергея Саакяна, временные интервалы сократятся. Но сам он не отрицает: внедрить на районы большой класс транспорта будет тяжелее.
– По моему мнению, схема сырая и никчёмная, – взял словодепутат Игорь Цуканов. – Её нужно перерабатывать. Много мелких вопросов. Приведу пример по улице Часовой. Туда ходят три маршрута – 11, 19 и 23. Сейчас три маршрута не справляются, а вы хотите их сократить. Большегрузный транспорт не может перевозить людей. Дороги под это не предусмотрены… Сейчас вы хотите оставить один маршрут вместо четырёх – четыре тысячи человек останутся без транспорта, две тысячи человек – жители частных секторов. Как вы перевезёте 4 тысячи, если большегрузный транспорт не подходит для наших дорог? И таких мест в городе очень много.
– Четыре тысячи человек у вас выезжает в час с района? – удивился москвич.
– Ближайшая остановка – 700 м. на улице Генерала Родина, – ответил депутат. Она закольцована. Утром и вечером 70 % населения пользуются транспортом. Большинство из них – престарелые, живут в частном секторе.
– Сейчас они пользуются тремя маршрутками, которые как-то обслуживают транспортный коридор, – продолжал московский эксперт. – Я верю в математику и не понимаю, как сокращение количество маршрутов и транспортных средств, а не провозной способности, не может вывести людей. Если вы готовы внести точечное замечание…
– Я уже его вношу, – ответил Игорь Цуканов.
В малом зале администрации поднялся гул.
– С каким интервалом будут ходить маршрутки? – продолжал спрашивать Игорь Цуканов.
– Класс вместимости и интервалов создаёт провозную способность. Мы нигде не ухудшим пропускную способность.
– Я не могу вас понять, – удивился Цуканов. – Вот вы говорите умными словами: скажите, сколько будет на этом маршруте единиц техники, чтобы обеспечить вывоз людей?
– Я не могу ответить конкретно, – замялся представитель «МосГорТранса».
Попытался взять слово Алексей Васильев. Но сказать что-либо ему не удалось. Люди начали громко спрашивать о том, зачем вообще организовывалось обсуждение, если нет конкретных ответов? Игорь Цуканов встал и вообщепокинул зал.
– Общественные обсуждения проходят для того, чтобы выявить несогласных, – начал объяснять Алексей Васильев. – Вы можете направлять обращения, чтобы мы внесли корректировки. Мы доработаем и переработаем схему, если обнаружим конкретные болезненные точки.
По «тепловой карте» в Орловском районе холодно
– Сергей Сергеевич, – обратился к московскому разработчику депутат Вадим Трифилов, встав с места. – Вот вы знаете, мой округ находится на Ливенской – рабочий городок. По отношению к жителям очень некрасиво было бы представить им данную схему. Может быть, она и хороша, но для города с миллионным населением. А в моём округе единственную маршрутку №25 вы хотите убрать. Она одна едва справляется. У нас ходит два трамвая. Но людям всё равно их не хватает. Что им делать? Кто вам сказал, что маршрутки в рабочем городке с двумя тысячами населения быть не должно?
– У трамвая пропускная способность в два раза больше автобусов. Мы не говорим, что сейчас у вас останется 2-3 трамвая или автобуса на один маршрут.
В зале среди присутствующих снова раздались волны возмущения, не давшие договорить представителю «МосГорТранса». Ведь каждый орловец знает: каково это – ждать автобус 20 минут, а дождавшись, видеть, как он проезжает мимо, забитый под завязку. Причина паникижителей очевидна: транспорта не хватает, а его хотят ещё исократить. Да, Орлу предлагают закупить большие, как в Москве, автобусы. Но как долго всё это будет реализовываться? А если учитывать переоборудование остановок, карманов и прочего?
– Вы не лукавьте! На обследование пассажиропотоков было выделено 3 млн рублей! – Взял слово депутат Иван Дынкович. – Почему представители из Департамента транспорта спрашивают у депутатов, сколько людей пользуется маршрутками на их округах, если велисьобследования на эти средства? Лично у меня огромное недоверие к схеме. Живу на микрорайоне Зареченском, где ходит шесть маршруток, и то они не вывозят всё население – более 30 тысяч чедловек.
– Я уже отвечал на этот вопрос, – отрезал Сергей Саакян.
– Видите, Москва хочет напором взять – не получится. – Сыронизировал Иван Дынкович, и в зале тут же рассмеялись. – Шесть маршруток не вывозят людей. Останется две. Вот вы в математику верите, объясните, как две с увеличенным интервалом вывезут больше людей? Наверное, по вашей «тепловой карте» на Зареченском холодно?
Аналогии смешные. Ситуация страшная. Смех над иронией коммуниста быстро стих.
– А ещё я принципиально не пойму, зачем Орлу нужно вводить транспортные узлы? Приведите пример в других города, с такими же условиями, как в Орле, где схема транспортных узлов прижилась, – предложил Иван Дынкович.
– Хотите посчитать– давайте посчитаем. – парировал Сергей Саакян и тут же выдал: я вам могу потом показать цифры, сколько автобусов и какого класса будет. Но логика проста: один большой автобус вывозит столько, сколько два маленьких. Если у нас стоит задача в снижении пробок в центре, то транспортные пересадочные узлы помогут в ней.
– Ну и в каком городе такая схема работает? – настаивал на ответе Дынкович.
– Почему вы смешали сеть города Орла с Орловским районом? – спросила Ольга Пилипенко. –Орловский район добирается прямо до автовокзала, в Плещеевскуюбольницу, а вы делаете пересадками или конечными остановками Институт Культуры и университет. Где там можно развернуться? Где там пересаживаться? Для студентов лимитированное количество поездок. Где возле Института культуры может быть конечная остановка, на которой автобус развернётся и повезёт людей в Образцово? Почему я должна пересаживаться, если еду с микрорайона на вокзал или до ГРИННа? Это единый маршрут, и он никому здесь не мешает. Оптимизация маршруток – это хорошо, но не изменение самой транспортной схемы!
На вопросы депутатов Сергей Саакян так и не ответил…
«Если сейчас вашу математическую модель реализовать в Орле – работать неделю мы точно не будем»
– Вы взяли тепловую карту, увидели точки, соединили их красными карандашиками и получилась новая транспортная схема, – выступил депутат Тимур Нерушев. – С научной точки зрения ваша схема может быть и правильна. Но вы не учли особенностей города, традиционные маршруты. Вы говорите, что «мне всё равно, кто это будет исполнять». Для меня непонятно, откуда возьмутся сейчас единицы большой вместимости? Кто сейчас из перевозчиков встанет и скажет, что поедет по новым маршрутам?
Никто, конечно же, из присутствующих перевозчиков ничего не сказал.
– В чём смысл ломать традиционную схему? – продолжил депутат. – Если сейчас вашу математическую модель реализовать в городе – работать неделю мы точно не будем. Вы как-то выбросили тысячи граждан, о чём сказал начальник транспортного отдела. На Бетонном и сейчас проблемы – маршрут №28 поменяли на №12, и людей с Бетонного везут на Колхозную. Там бабушки, дедушки одни. Им в поликлинику, на рынок надо, а их на Колхозную везут. Они не поедут на стадион спортом заниматься!
Но проблемы орловских пенсионеров, видимо, не интересовали улыбающегося за трибуной Сергея Саакяна.
– Та же самая идея, вы смеётесь, у вас по микрорайону Новая Ботаника, – продолжал Тимур Нерушев. – Вы тудапускаете одну большегрузную единицу транспорта. Вы знаете, проблему переезда на Маслозаводской? Там постоянные пробки. Вы там зимой не уедете даже с двумямаршрутами! Или вы собираетесь вывозить всех на автовокзал, а потом бросать? Люди пешком быстрей дойдутот Новой Ботаники! Я вас очень прошу пересмотреть эту схему!
– Где-то мы это рассматривали… Никто не заставляет вас переходить завтра на неё, – спокойно ответил Сергей Саакян.
Снова поднялся шум.
– Рассмотрел вашу схему, непонятно, как будет осуществляться вывозка людей из населённых пунктов? – задал вопрос начальник дорожно-строительного УправленияОрловского района Вячеслав Селютин. – Уходит сквозное движение, беспрепятственно люди не смогут добираться в больницу в Плещеевку. Наша дорожная сеть вообще не предполагает наличие автобусов повышенной вместимости без реконструкции. Испокон веков там был предусмотрен малогабаритный вид транспорта.
Вячеслав Селютин перестал говорить, а докладчик за трибуной усмехнулся.
– Вы смеётесь? – удивился районный чиновник. – Для нас это…
– Я почему смеюсь, – извините, ваша дорожная сеть не менялась с 90-ых годов, а 30 лет назад у вас не было малого класса вообще. С Советского Союза ваша дорожная сеть несильно изменилась.
– Тогда и машин было… – раздался комментарий из зала.
– Извините, я устал говорить про пересадки. Средний класс транспорта для районов мы учитывали. С точки зрения социальных связей с больницы – этот вопрос мы решим вместе. Если это нужно пересмотреть схему – пересмотрим. Но вам [орловцам] нужно решить этот вопрос для себя: какие маршруты должны включать в себя больницу – ответил Саакян.
Смешались в кучу, кони, люди?
Обсуждение шло уже полтора часа. Некоторые задавали весьма эмоциональные вопросы, но с другими формулировками.
– Как произойдёт принятие этой схемы, кто будет утверждать приказ? – спросила одна из присутствующих журналисток.
– Я уже говорил, что мы сегодня обсуждаем трассировку транспорта на линии, – взялся отвечать Алексей Васильев. – Чтобы осуществить переход, нужна поддержка опорного перевозчика – МУП «ТТП». Без него реализация схемыневозможна. Чтобы внедрить новые схемы, нужны финансовые ресурсы – привезти инфраструктуру в порядок. Сначала мы закончим этапы обсуждений, доработаем предложения. Только после этого перейдём к утверждению. Но первым делом нужно обсудить модель транспортной системы.
Обсуждение пошло по второму кругу. Присутствующие вновь задались вопросом: а кто из небольших городов по типу Орла принял такую транспортную схему?
– На текущий момент Белгород рассматривает подобную схему. В Липецке мы тоже разрабатывали её.
В зале раздался гул, собравшимся показалось странным сравнивать Орёл с Белгородом. Хотя бы по численности. Журналистам и общественникам предоставили возможность задать ещё два вопроса, так как время начало поджимать.
Атмосфера достигала точки кипения: время подходило к концу, а конкретной информации дано не было. В итоге неясно: как платить за проезд, сколько времени ждать маршрутку, как добираться из отдалённых точек города иоткуда придётся выделять такие средства на полное обновление всей маршрутной сети?
Представитель «МосТрансПроект», стоявший на трибуне около двух часов, начал отвечать коротко:
– Коллеги, я вам транспортные средства не дам. Я только разрабатываю схему.
И всё же нашёлся человек, задавший конкретный вопрос:Александр Севостьянов – доктор технических наук, профессор кафедры подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин ОГУ им. И.С. Тургенева:
– Маршрутная сеть из каких параметров сконструирована? Какой коэффициент параметров пассажирского салона? Каков пасажирообмен в ТПУ по параметрам? Дайте конкретные цифры, по которым происходил расчёт этой сети!
– Вы задали конкретный вопрос, но на память цифр не помню. Я вам отвечу письменно, – дал краткий ответ Сергей Саакян.
– Каждый отчёт и конкретная цифра должны проверятся общедоступными методами. Алексей Александрович, – обратился профессор к Васильеву, – опубликуйте результаты обследования пассажиропотока за прошлый год!
Закончили встречу с того же, с чего начинали – Василий Новиков предложил оформить все обращения в письменном виде и направлять в его приёмную. Александру Севостьянову пообещали решить вопрос с публикацией официального отчёта по схеме. Однако неясно: зачем было собирать обсуждение, если в итогу все просьбы и предложения выступающих можно было отправить в электронном виде?
Обсуждение новой единой транспортной схемы продлится до 17 октября. Все желающие высказать своё мнение или предложения могут с ней ознакомиться вот по этой ссылке https://oreltimes.ru/news/obshhestvo/novuju-transportnuju-shemu-v-orle-ne-sozhgli-no-sprjatali/ и предоставить документы по адресу: Орёл, пл. Ленина, 1, к. 242 ежедневно в рабочие дни с 9:00 до 18:00 (перерыв – с 13:00 до 14:00), либо отправить на почтовый адрес: 302021, г. Орёл, пл. Ленина, 1, Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, электронную почту: pr_jkh@adm.orel.ru
В администрации также отмечают: объем должен быть не более двух страниц формата A4 машинописного текста; интервал – 1,5 см, шрифт – Times New Roman, кегль – 14, поля: верхнее, нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое – 1,5 см.
Увы, как мы поедем в ближайшее время, так и не стало ясно.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.