«Семья должна быть выше личности», или Как орловскую молодёжь призывают поднимать демографию
3 февраля прошёл круглый стол, на котором обсуждали грядущую реформу демографического и семейного законодательства. Напомню, 15 января послание президента Владимира Путина Федеральному Собранию всколыхнуло всё медиапространство. Рождение детей будут поддерживать рублём, а развитие института семьи – главный приоритет государства на ближайшие годы. Ожидалось, что за круглым столом депутаты, духовенство, православные активисты и представители общественности подробно обсудят проблемы, с которыми сталкиваются семьи. Но разговор принял другой оборот.
Главное – наши традиции, привычки, традиции?
Пожалуй, я никогда не видела столько молодёжи. Людям не хватало стульев, а они всё продолжали приходить. Стояли у стены. Мне самой едва нашлось место. Рядом сидела девочка, уткнувшаяся в планшет. На минуту подумала: «Опять студентов согнали». Оказалось, не так. Её зовут Настя и она, несмотря на мешковатую толстовку и джинсы, – православная активистка. Она пришла на круглый стол сама, узнала о нём на сайте Орловской Епархии. И, по её словам, православной молодёжи в регионе много, как и студентов-теологов. Аудитория состояла из неравнодушных к религии, были и студенты-активисты, мелькающие на каждом университетском мероприятии. Они и правда хотели услышать то, как на их проблемы смотрит духовенство и представители религиозных движений. И, вероятно, механизмы их решения.
Открыл стол депутат Госдумы Николай Земцов:
– Нам нужно в ближайшее время сделать нашу страну привлекательной для рождения детей. После великой отечественной войны наш народ восстановился: люди рожали детей, много рожали. Семья должна ощущать веру, что государству нужны эти дети, что семья не будет атакована ювенальной юстицией.
Он подчеркнул: сейчас стоит задача, чтобы в семьях появлялись дети. Лучше, чтобы их было двое, трое, а лучше – четверо. К слову, у самого Земцова трое детей.
Далее слово взял митрополит Болховский и Орловский Тихон. Он заговорил о важности традиций и культуры в воспитании детей.
– У нас половина общественных отношений урегулировано законодателями, всё остальное – наши традиции, привычки, обычаи. К примеру, многодетные семьи. Если бы все семьи были многодетные, то не пришлось бы кричать о пенсионной реформе. Дети обязаны помогать родителям, поскольку, это их долг, – убеждён Владыка.
Закон, который разрушит семьи?
Неожиданно стало понятно, в какое русло пойдёт разговор. Будут обсуждать не то, как решить проблему нежелания россиян заводить детей, а закон о профилактике «семейно-бытового насилия». К этому подвёл и Николай Земцов, сказав, что многодетные семьи воодушевились посланием президента, а те, кто проталкивал закон о семейном насилии, «оказались в унынии».
Выступила уполномоченная по защите семьи Ольга Баранец. По её словам, закон, направлен на разрушение семьи, традиционных ценностей, его финансируют европейские и американские организации. Впрочем, ни одной строчки из предложенного «западного» закона не было процитировано. Лишь трактовки.
– Размытая форма насилия, прописанная в законопроекте, будет держать наших мужчин в состоянии страха. Любой лишний взгляд на жену может быть воспринят как насилие. Человек в таком состоянии выбит из жизни. Как будет работать этот закон, показывает практика: к нам обратилась женщина, которую муж пытается выселить из жилья. Но поскольку она собственник – это невозможно. Он грозится, как только введут закон, сразу выселит её, – Рассуждает Ольга Баранец.
Стало не по себе. Неужели кто-то и правда хочет сажать людей в тюрьму за лишний взгляд, разбивать благополучные семьи?
Агрессивный контент, воспитатели и полиция
– Термина семейно-бытового насилия не существует, хотя проблема есть. Что же делать? Исключить агрессивный контент, чтобы дети не видели насилия по телевизору. Учителей лишили функции воспитателей. Если с детского сада мальчиков будут приучать защищать девочек, то он не вырастет агрессором. Нужна ответственность полиции. Лоббисты обвиняют, что полиция не принимает заявления о бытовом насилии. Ну, у полиции там свои показатели… – считает Ольга Баранец.
Начальник ПДН по Орловской области Александр Жуков слегка внёс ясность в сложный вопрос:
– Я считаю, что принимать отдельный закон в нашей стране о семейно-бытовом насилии преждевременно. Здесь нужно совершенствовать уголовный и административный кодекс. Ещё в советские годы была статья о мелком хулиганстве. До 2000-го года поступали так. Жена вызывает сотрудников с жалобами на пьяного мужа. Пришёл пьяный мужчина домой после работы в пятницу, начал орать на жену, дети плачут. Милиция приезжала, расспрашивала соседей. Женщина писала заявление, и дебошира забирали из семьи. Выходные он проводил в райотделе. Потом вели в народный суд, где ему грозило 15 суток за хулиганство. Если всё нормально – отпускали, в понедельник возвращался домой уже с чистой головой.
Полицейский подчеркнул: в настоящее время статья не действует, поскольку мелкое хулиганство считается таковым лишь в общественном месте. А квартира им не является.
– Я не соглашусь, что полиция не принимает заявлений о семейно-бытовом насилии. Принимает, – продолжил Жуков. – Выработан серьёзный механизм, контроль идёт за нами и со стороны прокуратуры. Но сам факт насилия тяжело доказать. Поправки в административный кодекс уже давно нужны, они обсуждаются, но конкретные меры не принимают. Ну, а то, что люди ссорятся, пишут друг на друга заявления по разделу имущества – было, есть и будет.
«Субъектность семьи должна быть выше, чем субъектность индивидуума»
Далее выступил иерей Фёдор Лукьянов, зачитавший доклад о статистике семейно-бытового насилия, которая, по его мнению, явно преувеличена:
– Реальная статистика показывает, что брак и семья – это основная защита женщин и детей от угроз. Серьёзные преступления в семейном окружении расследуются. Церковь не допускает физического насилия между супругами. Вместе с тем церковь против дискредитации брака, в связи с такими трагическими случаями. Семья была и остаётся наиболее безопасным окружением для человека.
– Субъектность семьи должна быть выше, чем субъектность индивидуума, потому что, если мы общество поделим на индивидуумов, то скоро вымрем, как мамонты. Кто рожать будет? – обратился к собравшимся координатор движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин.
Стало очевидно: проблемы молодёжи здесь никого не волнуют. Главное, чтобы общество не вымирало, демография по нацпроекту повышалась. Счастье, говорите, личное? Ерунда какая-то. Ваше счастье здесь никого не волнует. Общественное – выше личного!
Шёл второй час, молодёжь уткнулась в телефоны, потеряв к дискуссии интерес. За столом уже обсудили вопрос Яны Савчук, которую убил сожитель, а полиция приехала и описала труп. От монологов стало душно. Может, только мне? Увы.
«Четыре работы нужно, чтобы обеспечить семью!»
Юлия больше 30 лет, работает медиком, тренером в бассейне и инструктором по физкультуре, изучает религиоведение.
– Пришла сюда по своей инициативе. Мне эта тема вдвойне близка. Я мать-одиночка. И сталкивалась с домашним насилием. Закон мне этот уже не нужен. А вот года 3-4 назад, когда в этом насилии варилась, да. Вообще хотела бы услышать сегодня о поправках в Конституцию, – призналась Юлия. – Боюсь, что если какие-то законы новые примут, то исполнять их не будут, произойдёт бардак. Пусть всё остаётся, как есть.
– А поговорите с нашими теологами, они у нас очень интересные, – вдогонку предложила методист, работающая в университете.
Трое ребят с готовностью высказались о наболевшем.
– О каких законах можно говорить? Сейчас любой может ударить свою жену, девушку, заплатить 5 тысяч, и всё! – начал рассуждать один из парней.
Медленно разговор перетёк к финансовой стороне семейного вопроса.
– Если брать одного ребёнка, столько денег уйдёт! Одна коляска, вон, сколько стоит.
– Мы с девушкой недавно в супермаркете гуляли и обсуждали цены на детские товары, – присоединился к разговору ещё другой. – Надо пахать, чтобы в перспективе строить семью! Четыре работы нужно, чтобы нормально обеспечить!
– Игрушки, одежда… А в Орле зарплаты не фонтан. О семье, конечно, рано думать. Мне только 20 скоро стукнет. Вообще хочется пожить для себя.
– Ох, тогда вас эта тема вообще не касается, – машу рукой на ребят.
– Ещё как касается, наше же будущее, – возразил самый разговорчивый. – Очевидно, что в любом возрасте не создашь семью без нормального дохода. А если создашь, то проблем огребёшь и разведёшься.
Мы долго рассуждали о том, почему отцы в семьях спиваются, поднимают руку на жён. Может, и правда основная причина – завышенные ожидания от семейной жизни и неготовность к ней? Уверена, ребята эти уж точно не хотят жить по сценарию, рассказанным полицейским. Они хотят найти себя в этой жизни и научиться стоять в наше тяжёлое время на твёрдых ногах. Но об этом на круглом столе не говорили. А ведь призывами ситуацию не изменишь. Пока не улучшится экономическая ситуация, семьи вряд ли будут пополняться детьми. Во всяком случае люди ответственные на это смотрят не с точки зрения лозунгов и государственных запросов. Но об этом на круглом столе не говорили…
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.