У учителя из Орла дети учатся стоя
Учитель начальных классов средней школы № 38 города Орла Наталья Казачкина уже более 12 лет применяет методику предупреждения нарушений осанки у детей. В классе дети работают, не только сидя за партами, но и стоя за конторками. Конторка сегодня – это «девайс» к обычной парте, наклонная столешница на ножках, которая ставится на стол. В течение урока ребята меняются местами – один сидит, другой стоит.
Хорошо забытое старое
Казалось бы, что за нововведение, коли, стоя, писал ещё Нестор-летописец? Как выясняется, предки понимали толк в охране труда и здоровья и мыслили на перспективу.
К примеру, во дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском обращает на себя внимание комната, в которой учились дети главы государства Российского. Будущий Пётр I и его братья на уроках не сидели, стульев в царской классной комнате для учеников не было. Науки изучали, стоя за конторками – столами-бюро из резного дерева, с ящичками для письменных принадлежностей, с наклонной столешницей удобной для письма и чтения. Впоследствии Пётр по собственным чертежам заказал за границей конторку для своего рабочего кабинета в старом Зимнем Дворце. Да и сам кабинет император называл «конторкой».
Традиция писать стоя существовала с давних времён, но в широкий обиход в России вошла в XVIII–XIX веках. Известным любителем конторок был Гоголь, говоривший, что стоя писать легче – так не заснёшь. Была конторка и в кабинете Пушкина, хотя и столом Солнце русской поэзии пользовался с удовольствием.
Плюсы использования таких бюро виделись в том, что за ними меньше устаёшь, повышается работоспособность и концентрация внимания.
Исследования современных учёных показали, что сидячий образ жизни приводит к целому букету заболеваний: от предсказуемых проблем с опорно-двигательным аппаратом до сердечных недугов. Поэтому работа стоя – спасение для людей умственного труда. И мы можем быть уверены в том, что это так и есть, поскольку крупнейшие мировые IT-корпорации Apple, Facebook и Google уже оснащают свои офисы регулирующимися столами и конторками. А эти люди умеют считать деньги и понимают, что здоровье легче сберечь, чем платить по медстраховкам.
Учитель и родители нашли решение
Наталья Казачкина работает в школе больше 35 лет, была лауреатом конкурса «Учитель года». В том числе и потому, что всегда интересовалась жизнью своих учеников шире рамок учебного плана.
– На моих глазах происходили многие процессы в современной школе. В том числе и постепенный уход из классов правильной мебели. А поскольку раньше медосмотры проходили в школе, я могла оценить, как меняется состояние здоровья моих учеников от первого класса до четвёртого. В какой-то момент для самообучения взяла тему здоровьесбережения школьников. И нашла программу педагога-новатора Владимира Базарного – он убедительно доказывал, что проблемы с позвоночником, которые стали появляться у детей всё чаще, могут быть решены использованием конторок. Я предложила родителям попробовать. И первые конторки по чертежам Базарного были сделаны родителями. Сейчас у нас в классе 15 конторок, и дети никогда не сидят по 45 минут, – рассказывает Наталья Казачкина.
Результаты использования конторок учитель смогла отследить, сравнивая показатели медосмотров учеников своих классов. Стало ясно, что смена положения во время урока позволила здоровью детей не ухудшиться за 4 года начальной школы.
– Это нас с родителями очень воодушевило, значит, не зря мы во всё это втянулись – делали конторки, наблюдали. И затем я продолжила эту методику последующим классам, только с определённого момента уже не могу отследить результат – медосмотры теперь каждый ребёнок проходит индивидуально в поликлинике с родителями, – делится учительница.
Кроме конторок в классе используется тренажер для зрения, и на каждом уроке проводятся физминутки, чтобы дети могли отдохнуть и переключиться. Для полного комплекса оздоровительной методики не хватает специальных ортопедических ковриков – в идеале дети должны снять обувь и стоять на них босиком. Однако холодный пол в классе не позволяет рисковать здоровьем ребят.
Что говорят врачи
Александр Дёмин – спортивный врач, проработавший 10 лет в физкультурном диспансере Орловской области. К нему ребёнок попадает после медосмотра, когда в его карточке врачи-специалисты уже указали проблемы. За эти годы через руки Дёмина прошли сотни школьников, занимающихся в орловских секциях. Предположительно, это дети здоровые. Однако даже у спортивных ребят всё чаще наблюдаются проблемы с позвоночником, зрением, нервной системой, желудочно-кишечные заболевания.
– Основной вред здоровью школьников наносит долгая неподвижность на уроках. Тяжёлые портфели (их вес часто выходит за рамки всех СанПиНов), неправильная обувь. И неограниченное общение с гаджетами: дети сидят, опустив голову, уткнувшись в маленький экран смартфона часами. Методика, которую применяет учитель Наталья Казачкина, безусловно, должна положительно сказываться на здоровье ребят. Но она не сможет компенсировать остальные факторы – особенно влияние телефонов и планшетов. Поэтому родители в первую очередь должны внимательно следить за режимом отдыха, труда, движения и питания – вот главное, что поможет сохранить здоровье ребенка, – рассказывает Александр Дёмин.
Сидение «в смартфоне» в характерной позе «вниз головой», когда долго растягиваются мышцы задней поверхности шеи, приводит к ранним остеохондрозам. Да, в наши дни остеохондроз – это проблема не только людей пожилого возраста. Как и многие другие заболевания, остеохондроз «помолодел», и врачи обнаруживают его у школьников. А отсюда – и головные боли, и плохая концентрация внимания.
Не все родители знают, но вес портфеля должен составлять не более 10-15 % от веса ребёнка. Моя младшая дочь во втором классе весит 22 килограмма – мелковата, конечно, на фоне одноклассников, но не самая последняя в шеренге на физкультуре. Так вот, в один из дней рабочей недели её портфель весит 6 килограммов. А должен, по указанному доктором нормативу, весить не больше 3,3 кг. Что с этим делать, непонятно – допустим, мы портфель до школы несём за дочку и также несём его, когда забираем ее после продлёнки. Но не все родители могут провожать и встречать с уроков даже младших школьников. Значит, ребята ходят с немалым грузом на спине 5 дней в неделю.
На переменках надо бегать!
Самые частые проблемы, даже у занимающихся спортом детей, по словам Александра Дёмина – это нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие, ухудшение зрения – близорукость, миопия и желудочно-кишечные заболевания.
– Уроки по 45 минут на жёстком стуле – это тяжело и неправильно с точки зрения здоровья. Задача учителя – проводить хоть раз за урок физкультминутку и не давать детям сидеть на перемене. Физкультминутки нужны и старшим школьникам тоже, как это ни забавно для подростков. И важно помнить: только при активном движении 10-15 минут перемены могут восстановить кровообращение и расслабить мышцы, которые во время урока были зажаты. Поэтому, как это ни сложно, но нужно закрыть глаза на то, что дети бегают по коридорам – это здоровая потребность организма. И, напротив, важно не давать им на переменах сидеть в гаджетах ради их же здоровья, – подчёркивает доктор спортивной медицины.
Родителям на заметку
Однако школа – это, как говорится, полбеды. Она занимает большую часть дня, но не всю. А то, как организована жизнь ребёнка и подростка в принципе – это уже забота нас, родителей.
Доктор Дёмин дал несколько советов, на которые стоит обратить внимание. Ведь профилактика всегда лучше лечения.
- Чтобы сохранить здоровье ребёнка, хорошо бы с самого начала правильно обустроить рабочее место дома. Здесь важен правильный стол со спинкой, ноги должны стоять на полу или на подставке, свет – желательно слева.
- Режим дня для детей, особенно в начальной школе, жизненно необходим. Не все могут обеспечить ребёнку дневной отдых, но очень важно не учить уроки после 22.00. К этому времени мозг уже запускает процессы сна, ничего качественно выучить всё равно не получится. А если получиться, то за счёт адаптационных сил организма, которые стоят на страже здоровья. Не перегружайте детей!
- Правильный рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками поможет сохранить осанку. Научите ребёнка носить его на двух плечах: тогда он будет поддерживать спину. Если на одном плече висит портфель, который весит 6-7 килограммов – это прямой путь к сколиозу.
- При общей тенденции к малоподвижности занятия спортом детям нужны, но здравый смысл никто не отменял. 5-6 тренировок по полтора-два часа в неделю приведут к износу восстановительных сил детского организма – потом это скажется самыми разными заболеваниями. А 3 раза в неделю позаниматься спортом или танцами – хорошо и полезно.
- Если у ребёнка есть смартфон или планшет, обращайте внимание на зрение и наклон шеи. Понятно, что без гаджетов нельзя. Но если родители увидели, что зрение начало снижаться, то в помощь будет глазная гимнастика профессора Жданова. В детском возрасте она помогает восстановить зрение.
- И также важно рациональное питание. Должен быть хороший полноценный завтрак, нормальный обед и лёгкий ужин. Это предотвратит ожирение, которое встречается среди детей уже нередко.
Число больных детей шокирует
Согласно данным государственного доклада Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году», низкий уровень физической активности зафиксирован у 35,2 % российских школьников. Избыточная масса тела и ожирение были установлены у 18,2 % и 8,4 % обследованных школьников.
При этом, как сообщил Минздрав в докладе об итогах работы в 2020 году и планах на 2021, доля детей в возрасте 0–17 лет, взятых под диспансерное наблюдение впервые в жизни с болезнями костномышечной системы составила — 56,6%; с болезнями глаз — 47,1% ; с болезнями органов пищеварения — 53,6%; с болезнями системы кровообращения — 69,6%; с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ — 70,5%.
Весь этот «букет» находится в прямой зависимости от условий обучения и воспитания: учёба в две смены, переполненные классы, много уроков и плохо составленное расписание (это как раз, когда портфель младшеклассника весит 6-7 кг), несоответствие учебной мебели росту детей, отсутствие спортзалов и столовых в отдельных помещениях, как в некоторых школах города Орла. А кроме того – развитие цифровой образовательной среды без достаточного научного обоснования и гигиенического обеспечения.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.