В Орле ради «небоскрёба» закатали под бульдозер непризнанный памятник истории
В июле 2025 года в Орле список выявленных объектов культурного наследия мог пополниться ещё одним объектом. Речь идёт о комплексе зданий «Депо электрического трамвая», расположенном на пересечении Трамвайного переулка и улицы Пушкина. Именно здесь находилось первое депо орловского трамвая, появившегося в России в числе первых.
О прошлом этого места современные жители Орла, наверное, мало знали. До наших дней здесь сохранились одноэтажный дом, старая кирпичная стена, за которой на самом деле и скрывалось это место, положившее начало электрическому городскому транспорту. Однако в один из августовских дней 2025 года потенциальный объект культурного наследия превратился в объект культурного…сноса.
Материальная часть наследия орловского трамвая
Современное трамвайное депо, которое находится на Карачевской улице возле Крестительского кладбища, появилось не сразу. Его открыли только в 1966 году. А до этого времени электротранспорт Орла размещался на улице Пушкина. Подготовка к запуску первого в городе трамвая началась ещё в 1895 году, когда Орловской городской думой был подписан контракт с бельгийским предпринимателем Ф.Ф. Гильоном на устройство эклектического освещения улиц и сооружения линии электрического трамвая. Рельсы начали укладывать в 1897 году и через год, 3 ноября 1898 года, трамвайное движение было открыто.
На фото проект зданий первого орловского трамвайного депо. (Источник: Управление по госохране ОКН Орловской области)
Для депо была выкуплена частная усадьба, последней известной владелицей которой была купчиха Наталья Новикова, купившая её в 1864 году. Сохранилось несколько изображений дома, доказывающих, что он был построен ещё в первой половине XIX века. В общей сложности депо представляло собой примерно десять строений. До наших дней их сохранилось только два.
Одно из них – на улице Пушкина,39. Здание представляет собой характерный образец позднего классицизма с чертами, свойственными эклектике. Сам дом – одноэтажный на высоком подклете, который функционально был сопоставим с основным этажом. На документах, датируемых 1928 годом, это здание было названо электростанцией трамвайного депо. Оно же, по-видимому, выполняло и роль административного корпуса. Однако затем его обложили современным кирпичом и распознать в нём старое строение было практически невозможно. Но за кирпичной скорлупой сохранился тот самый свидетель прошлого города Орла.
Ещё одно сохранившееся здание на территории депо – вагонный сарай 1898 года постройки. Он представляет собой образец промышленной архитектуры конца XIX-начала XX веков. От здания полностью сохранилась стена-забор по Трамвайному переулку, которая много лет вызывала недоумение у прохожих.
Впрочем, говорить об этих двух напоминаниях о старом трамвайном депо уже можно в прошедшем времени… В одночасье всё снесли, опередив инициативу орловских градозащитников наделить уцелевшее охранным статусом.
На фото можно увидеть то, что осталось от трамвайного депо. Авторы: Сергей Сергеев (2009 год), Андрей Киреев (2009 год)
Памятник, не дождавшийся охраны
С инициативой признать то, что осталось от Депо трамвая на улице Пушкина выявленным объектом культурного наследия, тем самым дав шанс на его сохранение, выступили орловские краеведы во главе с Ильёй Кушелевым и Виктором Ливцовым. Этот вопрос впервые обсуждался в июле 2025 на заседании научно-методического совета по объектам культурного наследия при Управлении по госохране ОКН.
С принятием однозначного решения о признании объектов памятниками не торопились. Никто не оспаривал тот факт, что дошедшая до нашего времени старина – это важная страница орловской истории. Но градостроители понимали: для того, чтобы сохранить прошлое, нужно, чтобы у него было будущее. И что делать с сохранившимися фрагментами старого депо, никто не знал. На стене, оставшейся от вагонного сарая, практически сразу поставили крест.
Как рассказали руководитель Управления по госохране ОКН Иван Алтухов и зампредседателя Центрального Совета ВООПИК Виктор Ливцов, посетив улицу Пушкина в преддверии заседания совета, они увидели, что стена уже давно рассыпается. Сохранять там попросту уже было нечего. А вот на бывший административный корпус депо планы были. Чтобы понять, что от него сохранилось и что скрывается под слоем современного кирпича, градозащитники попытались попасть внутрь, но их никто туда не пустил.
– Стена – в аварийном состоянии. Сохранять её нет смысла. А вот что сохранилось в доме – вопрос. И он, к сожалению, нами пока плохо изучен. Нужно понимать, от чего мы отказываемся. В этом месте планируется строительство высотного дома. Может быть, застройщик готов бы был этот дом сохранить? И там бы мы открыли, например, музей орловского трамвая. Хотелось бы услышать здесь позицию застройщика и администрации Орла, – заявил тогда Виктор Ливцов.
В итоге на июльском заседании по ОКН приняли решение, что проведут следующую встречу на выезде и посмотрят на тот самый дом на Пушкина, 39, чтобы объективно оценить его сохранность. На это же заседание планировали пригласить представителей застройщика и администрации города. Орловские общественники и эксперты в области культурного наследия готовы были к диалогу, но он не состоялся. Здание в спешном порядке снесли.
В сентябре на заседании научно-методического совета по объектам культурного наследия признавать памятником архитектуры уже было ничего.
– Дом по Пушкина,39 был внесён в список объектов, обладающих признаками культурного наследия. Мы хотели выехать на место и посмотреть, но всё снесли. Илья Евгеньевич Кушелев обратился в полицию, мы – Управление по госохране – тоже обратились в полицию. Эти два заявления приобщены к делу, но нам до сих пор ничего в полиции не ответили, – заявил Иван Алтухов.
Вот так незаметно орловцев лишили по-настоящему ценного для истории города объекта. Безвозвратно.
Ради новой высотки Орёл теряет память о первом трамвае
Ради чего затевался снос? На месте старого трамвайного депо планируют построить многоэтажный жилой дом. Высота орловского «небоскрёба» – 25 этажей. Застройщик, очевидно, претендует на строительство самого высокого дома в Орле. Его архитектурный облик уже согласован – соответствующее постановление подписано мэром Парахиным. Кроме того, управлением градостроительства Орловской области уже выдано разрешение на строительство. Общая площадь застройки – 602,65 кв.м. Количество квартир –168.
На фото эскизный проект будущего небоскрёба, разработанный ООО «Институт каркасного проектирования СМКпроект»
К слову, участок земли, о котором идёт речь, принадлежит муниципалитету, но он сдан в аренду Глухову Денису Валерьевичу до 2049 года.
Ради такой амбициозной стройки застройщик подсуетился и быстро снёс всё, что могло помешать ему реализовать планы. Эксперты-градозащитники убеждены, что в этом помогли, в том числе, городские власти, намекнувшие на то, что дом на пересечении Трамвайного переулка и улицы Пушкина могут признать памятником, после чего снести его не удастся. К слову, ещё в апреле 2025 года, когда проводились публичные слушания по строительству «небоскрёба», неравнодушные орловцы предлагали открыть на месте старого депо небольшой музей истории трамвая. Но идея была проигнорирована.
Побывав на месте, корреспондент ОрелТаймс убедилась, что подготовка к строительству МКД идёт полным ходом. На месте ранее стоявшей стены и бывшей электростанции орловского трамвайного парка появился строительный забор. Но любопытно, что пока на участке не снесено больше ничего, кроме того, что пытались признать объектом культурного наследия. Не торопятся пока со сносом старого ларька на перекрёстке, не закатали под бульдозер и другие полуразрушенные хозпостройки. Ни техники, ни рабочих утром 17 сентября на объекте тоже замечено не было. Это наталкивает на мысль, что спешка со сносом дома №39 на Пушкина была вынужденная – лишь бы не дать шанса на его сохранение.
ФОТО подготовка строительной площадки на улице Пушкина. Источник: ОрелТаймс
Теперь в центре старейшей улицы Пушкина появится современный дом-гигант, окружённый разрушенными домами и старой транспортной инфраструктурой.
Так или иначе, очевидно одно: в Орле упустили то драгоценное время, когда ещё было что сохранять на территории старого трамвайного парка. Признавать уцелевшее памятником истории нужно было гораздо раньше – как минимум, несколько десятилетий назад.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.