Вопрос без ответа: кто будет лечить людей в сельской глубинке Орловщины?
«Странный вопрос, ведь кто-то сегодня их лечит», — скажете вы. Действительно, пока за здоровье селян ещё борются врачи районных больниц. Но почему — «ещё»? Отчего такой скепсис? Попробуем разобраться на примере Болховской центральной районной больницы, которая далеко не худшая в регионе.
Люди, верные клятве Гиппократа
Писать о болховских медиках мне легко. Потому что они были рядом со мной 40 непростых лет разных болезней. Особенно серьёзных после аварии 13 мая 2005 года с рейсовым автобусом «Орёл-Болхов-Белёв», унесшей двенадцать человеческих жизней и сделавшей меня инвалидом. Болховские врачи старели вместе со мной. Но за их плечами не вставали молодые преемники, верные клятве Гиппократа.
Сегодня в Болховской ЦРБ 29 врачей и 104 работника среднего медицинского персонала. Вакантными считаются 5,75 ставки медиков с высшим образованием. Но эта цифра лукава. Врачи вынуждены работать по совместительству. Оплата дополнительной нагрузки не соответствует их физическим затратам. В какой-то мере это плохо сказывается на сроках и качестве обслуживания пациентов.
В больнице не хватает отоларинголога, педиатра, врача функциональной диагностики, детского стоматолога. А 21 врач и 60 работников среднего медицинского персонала давно достигли пенсионного возраста. Многим из них уже под 70 и больше лет.
Дело не только в зарплате
О нехватке кадров в здравоохранении области средства массовой информации региона писали неоднократно. Причиной бедственного положения чаще всего справедливо называли низкую заработную плату. Вместе с тем, у нас не проводится целенаправленная работа по закреплению медиков в сельской местности. Большую часть студентов Орловского медицинского института составляют граждане иностранных государств или выходцы из других регионов России.
В декабре 2021 года я лежал с коронавирусом в инфекционном отделении Болховской ЦРБ. По мнению медиков, работавших в «красной зоне», зарплата не всегда стоит на первом месте. Фельдшер скорой помощи Евгений сетовал, что не может продолжить учёбу, так как годы учёбы в колледже при поступлении в институт не засчитываются. У медсестры Екатерины дочь Виктория, заканчивающая Орловский медицинский институт, должна была пойти в ординатуру, которая, по словам матери, стоит почти полмиллиона рублей за год.
Наше издание писало об этом («Орловская корона набекрень»). Но местные и областные власти тогда оставили героев «красной зоны» с их проблемами один на один.
Негде жить
Следующей проблемой молодые специалисты назвали отсутствие жилья. Оно не даёт выпускникам медицинских вузов уверенности в самостоятельной жизни. Между тем в Болхове немало пустующих зданий. Их можно использовать хотя бы для временного жилья.
Это бывшее управление статистики, земельного комитета, общепита, общежития ПУ-17 (ныне филиал Орловского техникума агробизнеса и сервиса), мелиорации. На территории самой больницы находятся пустые здания бывшей молочной кухни, терапевтического и родильного отделений.
Мы задались вопросом: что в этом отношении могла бы сделать местная власть? Ведь именно она должна быть заинтересована в здоровье населения, проживающего на её территории. И направили соответствующие запросы главам Болховской районной и городской администраций Николаю Чинякову и Владимиру Авилову.
Я — не я, хата — не моя
Мы конкретно спрашивали: «Возможно ли участие на паритетной основе (с областным Департаментом здравоохранения) в приобретении продаваемых и пустующих квартир в городе для создания резервного жилищного фонда медикам? Можно ли приспособить пустующие здания в городе для их жилья?».
Нам ответили: «Все здания принадлежат разным ведомствам. Согласно экспертизе ОАО «Орёлоблкоммунпроект» здание, где располагались терапевтическое и родильное отделения, признаны технически непригодными (по фотографии такого не скажешь, тем более, если знать, что при переводе отделений в другие помещения, они были действующими). Местные власти, согласно существующему законодательству, не вправе вмешиваться в деятельность органов здравоохранения».
Но мы ничего и не говорили о вмешательстве в прерогативу других ведомств. Наоборот, ставился вопрос тесного с ними взаимодействия по решению насущной для района и области проблемы!
Для чего местная власть
Тем более, никто не отбирал у руководителей местной власти возможности обращения за помощью в вышестоящие инстанции и прямого диалога с болховскими медиками.
Однако на вопросы: «Обращались ли Вы в Департамент здравоохранения, к губернатору области, наконец, в Министерство здравоохранения России, к премьер-министру страны с просьбой построить (или помочь построить) в Болхове обыкновенный двухэтажный жилой ведомственный дом для медиков?» и «Почему вы не проводите встречу с медиками района по их проблемам? Будет ли она проведена и, конкретно, когда?», мы получили следующий ответ:
«Вопросы по реализации проблем медиков неоднократно обсуждались в ходе рабочих визитов в район губернатора А. Клычкова и членов правительства Орловской области и находятся на особом контроле». То есть, местная власть по данной теме сама ничего не инициировала и не собирается этого делать.
Принцип улитки
У известного классика русской литературы Всеволода Гаршина есть рассказ «О том, чего не было». В нём – характерный диалог моллюска и лошади. Улитка, возражая на замечание лошади, что мир значительно больше, чем о нём думают собравшиеся, говорит:
«Я не понимаю ваших мудрёных лошадиных слов, да, признаюсь, и не гонюсь за ними. Мне был бы лопух, а его довольно: вот я уже четыре дня ползу, а он всё ещё не кончается. А за этим лопухом есть ещё лопух, наверное, ещё сидит улитка. Вот вам и всё. И прыгать никуда не нужно — всё это выдумки и пустяки; сиди себе да ешь лист, на котором сидишь. Если бы не день ползти, давно бы ушла от вас с вашими разговорами; от них голова болит и больше ничего».
Конечно, лезть к вышестоящему начальству с просьбами и проблемами — себе дороже. Так, наверняка, считают руководители Болхова и района. Не нужны им и «лишние заботы», которые могут «вылезти» после прямого общения с медиками. Да и с любыми другими категориями населения. Ведь неслучайно здесь подобное не практикуется. Хотя губернатор области не чурается встречаться с населением региона, когда ему приходится часто на довольно неприятные вопросы.
Тулякам можно лишь позавидовать
При подготовке данного материала увидел по телевидению репортаж из Тульской области. В нём показывали, как губернатор Алексей Дюмин успешно реализует специальную программу по привлечению в регион медиков со всей страны. Для них построен посёлок из коттеджей на 125 семей. А всего им предоставлено 215 квартир с правом выкупа через определённое проработанное здесь время. В одной из них живёт и врач, приехавший из Орловской области.
Необходимо подчеркнуть: Тульская область является регионом-донором. А наша — дотационная. За последние три года в Орле служебное жилье получили всего 11 медицинских работников. Хотя у нас существуют свои мероприятия по развитию здравоохранения.
В ходе их реализации в наш район по программе «Земский доктор» в текущем году приехали всего два специалиста – в фельдшерско-акушерский пункт Новосинецкого сельского поселения и центральную районную больницу. За пять лет в районе было оформлено 13 целевых направлений на учебу в медицинские вузы. При этом с 2018 по 2020 год их не было. В 2023 г. ожидается трудоустройство двух выпускников медвузов. Но кто из них вернётся, неизвестно. Потому что после окончания ординатуры молодые медики имеют право выбора региона для работы и проживания.
На одни грабли наступает дважды… сами знаете кто
На последнем заседании комитета по бюджету, налогам и финансам Орловского областного Совета депутаты обсудили плачевную ситуацию в системе здравоохранения региона. На нём был заслушан доклад руководителя Департамента здравоохранения Игоря Петчина.
Говоря о финансовой составляющей подведомственных ему медицинских учреждений, он, в частности, предложил создать на базе крупных районных центров медицинские округа. Сконцентрировав там персонал и оборудование, закрепив за ними более мелкие медицинские учреждения более мелких муниципальных образований.
Мы такое уже проходили, когда под девизом оптимизации медицины закрывались ФАПы и сельские амбулатории. Урезались возможности центральных районных больниц в их полном обеспечении медицинскими услугами населения.
Пережили такое и наши тульские соседи, у которых, например, была закрыта Венёвская центральная больница. Жители этого района теперь вынуждены ехать 60 километров за получением медицинских услуг в Тулу. А в регион вынуждены приглашать врачей со всей страны «заманивая» их, в том числе, доступным жильём.
Так кто и когда начнёт по-серьёзному решать вопросы в орловском здравоохранении?
На снимках: здания роддома, молочной кухни, земельного комитета, общепита. Фото автора
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.