Что будет со сгоревшим ночью в Орле памятником истории и культуры середины XIX века?
Расселённое двухэтажное здание на Московской, 59 загорелось вчера в 20:47, и лишь к утру пожарные полностью закончили свою работу. Дом выгорел изнутри на площади 150 кв. м, сгорела и обрушилась крыша.
Видео с места событий по ссылке.
Случайность или поджог?
Градозащитники горюют. Этот двухэтажный каменный дом был достаточно знаковым для Орла. Построен он в 1868-1870 гг. для священника орловской градской Крестовоздвиженской церкви Ильи Феотимского по проекту академика И. Тибо-Бриньоля.
С 1895 года усадьба принадлежала домовладельцу Николаю Филипповичу Филиппову, который её расширял, благоустраивал, делал пристройки, в том числе и деревянные галереи высотой в два этажа. В них разместились дополнительный вход с улицы в дом и деревянные лестницы.
Вот как описывала нюансы устройства дома известный орловский краевед Ксения Седойкина:
«…кирпичные стены толщиной 74-80 см опираются на бутовые фундаменты. Междуэтажные перекрытия выполнены из дерева, по балконам, уложенным на металлические прогоны. Крыша 2-скатная, с железной кровлей и водоотводом на собственную территорию домовладельца. Все помещения нижнего и верхнего этажа – жилые, с тремя печами в каждом этаже; поэтажно освещены пятью окнами прямоугольного очертания. Левая стена, обращенная к соседней усадьбе, проемов не имеет, так как размещена по границе участка –таковы правила. Дом удобен по планировке, фасад его строг и прост».
Этот дом находится в частной собственности. Неужели так и будет стоять угольком в центре города ещё пару десятков лет пока не рассыпится окончательно? Снести ведь нельзя – объект культурного наследия. А место хорошее, продать можно дорого. Местные поговаривают, что причиной пожара стал поджог. Точная версия станет известна после экспертизы.
Кто ответит за памятник?
Ильи Кушелев – специалист по охране наследия уверен, пожар был следствием нарушения действующего законодательства.
“Статьёй 7 федерального закона 73-ФЗ гражданам РФ гарантировано обеспечение государством сохранности памятников истории и культуры. Это значит, что все памятники, мимо которых мы ходим, должны быть в удовлетворительном состоянии. Это основное право граждан в области сохранения памятников. Слово “обеспечение” введено в закон специальной поправкой, смысл которой в том, что деятельность государства, цель которой – сохранность памятника — это непрерывный процесс, состоящий из систематических действий государственного органа охраны (ст. №№ 6, 11 и 33 73-ФЗ)»
А что значит «сохранность памятника?» Илья Кушелев уверен, что это прежде всего – его надлежащее состояние, отсутствие угрозы его повреждения и уничтожения.
Кстати, полномочия госоргана очень широки: он вправе штрафовать нерадивых собственников, выписывая протоколы об административных правонарушениях, санкции по которым могут доходить до 60 млн рублей, выписывать обязательные для исполнения предписания и контролировать их исполнение, воздействовать на собственников через судебные органы вплоть до безвозмездного изъятия объекта и продажи его на торгах.
– Дом от пожара пострадал значительно, однако реставрировать его возможно. Вся ответственность лежит на собственнике. Если не получится решить проблему в мирном ключе, придётся добиваться решения через суд, – заявил начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области Сергей Семиделихин.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.