Симпатии Грозного, странные куранты на храме, поручик Ржевский и рыжая
Роксана: Болховский район раскрывает свои тайны
С болховской землёй связано множество легенд и реальных исторических событий отнюдь не районного уровня. О некоторых из них – сегодняшний рассказ.
Здесь хотел венчаться Иван Грозный
Главной святыней Болхова считается Спасо-Преображенский собор. Впервые он упоминается в писцовых книгах за 1625 год. Существует легенда, что именно в нём царь крестил мусульманку, захваченную в плен во время набега крымских татар. Хотел с ней венчаться.
Доподлинно же известно, что Иван Васильевич, действительно, благоволил городу и храму. Именно в его царствование в 1556 году на Красной горе (княжеском детинце) была построена крепость (по окружности 900 метров) с одиннадцатью башнями. Её воеводой стал князь Василий Кашин.
Новая крепость отличилась во время набега крымского хана Давлет-Гирея. Её защитники, возглавляемые князьями Иваном Золотым и Василием Кашиным, выдержали 12-дневную осаду, дождавшись прихода главных русских войск. Славная оборона привлекла внимание Ивана Грозного. Он посетил Болхов и наградил воевод.
— Что касается храма, то деревянный Спасо-Преображенский храм существовал до этого, — рассказывает благочинный Болховского района протоиерей отец Александр (Кузнецов). — В каменном исполнении его первым возвёл в 1671 году воевода сокольничий Иван Ржевский, который был в нём и похоронен. Здесь же в 1705 году похоронили и его сына — полкового воеводу и осадного стольника Тимофея Ржевского, погибшего во время стрелецкого бунта в Астрахани, о чем свидетельствуют надписи на одной из колонн собора.
Затем к собору пристроили четырёхъярусную колокольню высотой 40 метров. На металлических конструкциях её шпиля сохранилась датировка: «сентября 24 дня 1833 года» и имена его изготовителей: мастеров из Мценска Сергея и Василия Паншиных и Болхова – Матвея Смолкотова и Ивана Давыдова. Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышен за 20 км окрест.
Строительство колокольни не решило основной проблемы — тесноты. Церковный староста купец Иосиф Акулов нанял подрядчика — каменщика Терентия Петрова — разобрать старый собор. Акулов вскоре умер, новым строителем болховское общество выбрало купца Фёдора Шестакова. После его смерти строительство закончил его сын Василий.
На постройку собора израсходовали более 26 тысяч рублей, а на украшение – 20 тысяч. В нём зимний и летний залы – на первом и втором этажах. На втором этаже сохранилась часть настенных фресок и основа балкона для церковного хора. Собор вмещал до 4500 человек.
В 1930 году здание использовалось под склад райпотребсоюза. И только в начале нулевых XXI века здесь провели ремонтно-восстановительные работы. Силами Орелстроя, который возглавлял тогда болховчанин Владимир Соболев..
Одна из достопримечательностей собора — куранты, отбивающие время каждые полчаса. Их подарил городу в 1916 году уездный врач, коллежский асессор Петр Соломко.
Интересно, что часы смотрят только на три стороны. Соломко следил за здоровьем болховчан, требовал, чтобы все приходили на прививки. С улицы Заречной никто не приходил. И когда устанавливали часы, Соломко распорядился, чтобы на сторону Заречной циферблата не было…
Механизм часов нуждается в том, чтобы их раз в неделю заводили вручную. 26 лет этим занимался Николай Войнов. Эстафету старого мастера принял такой же подвижник, как и он, Алексей Киреев, работающий смотрителем курантов уже около 20 лет.
В Спасо-Преображенском соборе хранятся мощи болховского святого протоиерея Георгия Коссова.
Георгий Коссов: «Впредь людям не завидуй!»
О провидческом даре Коссова есть немало легенд. Одну из них поведал писатель Михаил Пришвин, гостивший у него:
«Болховской вдове с малыми детьми, отец Георгий вручил 20 рублей наказав купить корову. Та стоила до ста рублей, и женщина отошла в печали. Но близ Болхова навстречу ей попался мужик с коровой, продавший ее за те самые 20 рублей.
Об этом узнала завистливая соседка, имевшая корову. Она обратилась к батюшке с той же мольбой и получила 18 рублей. Вернулась домой, а корова издохла. Бросилась назад, покаялась, Коссов простил её: «Ступай, да впредь людям не завидуй. А на деньги, что я дал, купишь новую корову. Так и случилось».
Георгий Коссов родился 4 апреля 1855 года в селе Андросово Дмитровского уезда. Окончил Орловскую духовную семинарию. В 1884 г. был рукоположен в священники и назначен на беднейший приход в село Спас-Чекряк Болховского уезда.
Слово «Чекряк» имеет татарские корни, означая «непроходимое урочище». По древнему преданию, там стояло языческое капище, а первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла под землю. Приставка «Спас» более поздняя. Вместе «Спас-Чекряк» значило: «спаси в непроходимом урочище». В 1647 году здесь была возведена Спасо-Преображенская церковь.
Бедственное положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника. Ветхая и пустая церковь стояла в двух верстах от деревни, в ней даже святые дары замерзали. От безысходности Коссов пошел к преподобному Амвросию Оптинскому. Старец, выделив его из толпы просителей, поманил к себе и сказал:
«Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то строй, как я тебе сказываю. Бог тебя благословит!»
И отец Георгий продолжил служение. Коссов устроил в 1896 г. небольшой кирпичный завод, для паломников выстроил страннический дом, для больных открыл больницу. В 1905 году завершил возведение трёхпрестольного храма во имя Преображения Господня. Устроил в деревне приют для 150 крестьянских сирот. Дети получали не только образование, но и профессию. Мальчики — столяра-краснодеревщика, девочки — швеи и кружевницы. При выходе в жизнь им давалось «приданое»: мальчикам – набор столярных инструментов, девочкам – швейная машинка «Зингер».
Отец Георгий открыл второклассную школу, которой не было даже в уезде. Затем построил школы в деревнях Сиголаево, Шпилево и Меркулово. Посадил фруктовый сад, завёл пасеку на сто пчелосемей…
После октябрьского переворота церковь отделили от государства. Власти стали преследовать духовных лиц и их родственников. Осенью 1918 года красноармейцы приехали за Георгием Коссовым. В уездной тюрьме не знали, что делать: как такого записывать врагом народа? И его выпустили. Затем в Спас-Чекряк прибыла специальная комиссия по изъятию церковных ценностей. Ни у священника, ни в церкви их не оказалось. Коссова обвинили в их укрывательстве и отправили уже не в уездную тюрьму, а губернскую. Но и на этот раз ему не смогли предъявить улик его виновности и вновь отпустили.
Всё это сказалось на здоровье священника. В это время в Спас-Чекряке обвалился колодец, а неподалёку забил новый родник. Батюшка помолился над водой, принесённой из него, и попросил вылить её обратно. Сказав при этом, что родник станет священным и будет исцелять верующих. Сегодня над ним поставлена купель, а родник стал одним из самых посещаемых мест на Орловщине.
Георгий Коссов умер 8 сентября 1928 года. На его похороны приехало более 40 епископов и священников. Властям не удалось запретить поклонения усопшему. Похоронили Коссова около церкви у алтаря.
В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Георгий Коссов был канонизирован в чине священноисповедника. 9 декабря 2000 года в праздник Великомученика Георгия Победоносца — небесного покровителя батюшки — был найден гроб в дубовом саркофаге, а в нём – его останки, митра, кипарисовый крест, Евангелие в латунном окладе. Мощи были внесены в алтарь Спасо-Преображенского собора Болхова. Каждое воскресенье перед ними совершается молебен.
Самая высокая колокольня Орловщины
В Болхове есть Георгиевская церковь, высота колокольни которой составляет 76 метров! Это самая высокая колокольня на Орловщине. Легенду о том, как она появилась, поведала бывший научный сотрудник и экскурсовод районного краеведческого музея Маргарита Гридина:
«Жил в городе очень богатый купец. Однажды он возвращался домой из дальней поездки и попал в страшную грозу. У брички, как назло, что-то с колесом случилось. Видит — едет цыганская кибитка. Попросил подвезти. Там купец увидел красивую молодую девушку. И сразу в неё влюбился. Обратился к вожаку табора: «Что хочешь дам, но сосватай». Тот ответил: «Она сирота. Давай мерку чистого золота, и мы тебе её отдадим.
Болховчанин выкупил сироту, привез домой. Нарядил в шелка, одарил жемчугами, выполнял всё, что она захочет. Но цыганская душа это воля, простор, кони, лунные ночи, зажигательные танцы. Что их заменит в четырёх стенах? Девушка стала чахнуть. Не ела, не пила, не радовали наряды. В конце концов, она повесилась. Осознав свой грех, купец решил его искупить. А в Георгиевской церкви колокола тогда висели на хилых брёвнышках. И задумал купец построить колокольню. Строители вывели первый этаж, второй. А он всё: «Выше, выше, надо! Грех мой очень большой». Строили эту колокольню, пока он не умер…».
Но если говорить не о легенде, то деревянная Георгиевская церковь существовала ещё в XVI веке. Располагалась в Стрелецкой слободе города. В 1617 году сгорела.
Нынешнюю каменную церковь начали возводить в 1741 году. В 1852 г. была построена отдельно стоящая громадная пятиярусная колокольня. Она и является сегодня самой высокой в Орловской области.
Храм содержался на проценты билетов Государственного непрерывно-доходного и Болховского городского банков стоимостью 500 рублей каждый. При церкви имелась 31 десятина земли, существовала школа грамоты, ставшая с 1900 года церковно-приходской. Церковь закрыли в 1930-ом. С колокольни сбросили колокола. Здание использовалось под склад городской топливной конторы. В 2004 году после проведения ОАО «Орёлстрой» большой реконструкции храм возвращён православной общине.
В 2012 году церкви подарили список чудотворной иконы «Взыскание погибших». Прославилась она чудесным избавлением от смерти крестьянина Федота Обухова.
Однажды он попал в сильную вьюгу. Лошадь сбилась с пути, Федот начал замерзать. И взмолился иконе Божьей матери «Взыскание погибших», той, которая находилась в Георгиевском храме города Болхова. Дал обет: если останется жив, обязательно сделает с неё список для своего деревенского храма.
Недалеко, в другом селении, другой крестьянин услышал тихий стук в окно. Смотрит, а перед домом стоит лошадь, запряжённая в сани, в них — человек… Его привели в избу, отогрели. То был Федот. И он исполнил обет. Для своего храма в селе Боры сделал список чудотворной иконы. С того момента она называется «Взыскание погибших» Борская.
Древняя икона была размером 110 на 220 сантиметров. Находилась в иконостасном ряду главного алтаря. В годы борьбы с церковью бесследно исчезла. Её судьбу прояснил житель Москвы Игорь Ивлиев, который подарил церкви копию с её списка:
— Наша семья родом из Болхова. Отец здесь вырос. Воевал, женился. Перед смертью вспомнил, что в 1932-33-х годах, когда уничтожались храмы Болхова, «мы на иконах катались». И это очень сильно глодало его. Вот он и попросил: «Съезди туда, напиши эту икону и верни в храм».
Игорь Ивлиев – офицер флота. Приезжал сюда не раз. Говорит, что теперь никогда не потеряет связи с родным городом…
На создание новой иконы ушло полгода. Писали её в лучшей российской школе иконописи на подворье Сергиево-Посадской лавры…
Царский город
С Болховом связано имя не только Ивана Грозного, но и семи царствующих особ династии Романовых. Начало этой «дружбе» положила жена царя Алексея Тишайшего — Мария Милославская. Она родилась в вотчине боярина-дипломата Ильи Милославского, владевшего в Болховском уезде селами Ближнее Ильинское, Боровое и окрестными деревеньками.
Брак с Марией Ильиничной длился 31 год. У супругов родилось 13 детей. Они, а также внуки, правнуки и дальние родственники Романовых продолжили покровительство городу. Среди них: Софья, Иван и Пётр Первый, Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна, Иван Антонович и Павел Первый.
Местом упокоения родственников Милославской стал Болховский Оптин Рождества Богородицы мужской монастырь. Он расположен в километре от города. Предположительно был основан в XV веке. По одному преданию — князьями Хотетовскими. По другому — раскаявшимся и постригшимся в монахи атаманом разбойничьей шайки Оптой. Обитель окружала каменная стена с четырьмя башнями-бойницами. В 1614 году монастырь был сожжён литовцами, о чём сказано в писцовых книгах за 1620 год.
В 1705 году Пётр Великий, посетив с царевичем Алексеем Болхов, повелел: «Ради многонародного жительства города, для церковной церемонии и благолепия, во время водоосвящения и в крестных хождениях в мужской и девичь монастыри, четверократно, быть в монастыре архимандрит».
Вкладчиками монастыря были генерал Яков Брюс, бароны Строгановы и многие другие. В 1741-1745 гг. монастырь владел 32 десятинами земли, 102 крестьянами мужского пола, рекой Нугрь от Болхова до устья на протяжении 15 вёрст. Знаменитые русские фамилии: Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие – в течение многих лет были жертвователями монастыря, где по завещанию и погребались.
Троицкий собор монастыря постройки 1668 года — единственный памятник Орловщины, который связан с древней Русью. Он построен в подобие Успенского храма Московского Кремля на средства царя Алексея Тишайшего и царицы Марии. Об этом свидетельствуют царские короны на его крестах.
Самым известным настоятелем Троицкого Оптина мужского монастыря в XIX веке был любимый ученик святого Филарета Московского, воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, архимандрит Макарий (Глухарев). Он почил в обители в 1847 г. и был погреб\ён в склепе под сводами собора. В 1983 году причислен к святым.
С монастырём связано предание о названии Болхова. Близ него есть луг, где в старину было глубокое озеро. Во время одного из нашествий врагов монахи утопили в нём два больших колокола. Когда неприятель удалился, один колокол вытащили, а другой — не смогли, его затянуло тиной. С тех пор на звон колокола, извлеченного из озера, отвечал его собрат. Так и получилось: «Бол – хов».
Второе предание рассказывает о том, что монахи видели саму Богородицу, которая прошла у ограды, благословляя обитель. После чего на сосне у стен монастыря в 1620 году в день памяти священномученика Мокия чудесным образом явилась икона Божьей матери. Для неё построили величественный Тихвинский собор. В Болхове была учреждена трёхдневная Тихвинская ярмарка.
В 1923 году монастырь закрыли. В зданиях разместился колхозный скотный двор и конюшни. Почти полностью срыли старинное кладбище, на котором были похоронены представители родов князей Хотетовских, Трубецких, Шеншиных, Горчаковых (уцелело надгробие князя Николая Ивановича Горчакова — прадеда Льва Толстого и двоюродного деда государственного канцлера А. Горчакова).
В августе 2001 года началось возрождение Троицкого Оптина Рождества Богородицы монастыря, называемого малая женская Оптина Пустынь. В 2003 году Синодом утверждена настоятельница — монахиня Евфалия (Мастепанова).
Пушкинские корни
Всем известен герой многих анекдотов поручик Ржевский. Но мало кто знает такой. Как-то поручика Ржевского спросили: «Вы из каких Ржевских будете?». На что он гордо ответил: «Не из тех, что говорит скабрезности, а из тех, что подарили миру Пушкина!».
Действительно, Болхов может считаться родиной Пушкина и… Онегина! Предки поэта по материнской линии более двухсот лет проживали здесь. Отсюда происходит его прабабка — Сара Ржевская. Её дочь Мария вышла замуж за Ганнибала, а красавица-внучка Надежда, которую называли прекрасной креолкой, стала матерью великого русского поэта.
Родословная Ржевских в Болхове начинается в XVII веке с Ивана — четвероюродного брата царицы Марии Милославской. Он прибыл в Болхов по царскому указу нести сторожевую службу. Долгие годы был здесь воеводой. Погиб в бою с турками при защите Чигирина. Похоронен в Спасо-Преображенском соборе, который построен на его средства. Позднее рядом похоронили и сына, воеводу Тимофея Ржевского, убитого во время Астраханского восстания стрельцов (1705 г.). На одной из колонн собора установлены памятные доски, где рассказывается об их подвиге. В Болхове в их честь названы две улицы – Большая и Малая Ржевские.
Ржевские владели землями на правом берегу реки Нугрь. Местечко называлось Онегинская слобода. Так что, возможно, Пушкин дал фамилию своему герою по названию родового имения. Во всяком случае, так говорят болховчане.
— В 2011 году в Болхов с паломнической поездкой из Петергофа приезжала Лилия Ганнибал, супруга Юрия Ганнибала, потомка знаменитого рода, — рассказывает местный краевед Валентина Хализева. — Она подарила мне книгу «Роман дочери Пушкина, написанный ею самой». Его издала праправнучка Пушкина графиня Клотильда фон Меренберг. Однажды Клотильда обратила внимание на старую рукопись в семейном архиве. Оказалось, что это автобиографическое произведение принадлежит перу младшей дочери Пушкина — Наталье Александровне.
Меренберг издала роман в память о своей прабабушке. В своем предисловии призналась, что, изучая рукопись, узнала много нового о России и своих предках.
Рыжие, гнедые, серые, вороные
Так называется самый известный рассказ Александра Куприна об отечественном спортивном коневодстве. Но мало кто знает, что он связан со Злынским конным заводом, находящимся в Болховском районе. Существует даже легенда о том, что писатель посещал его. Познакомившись с произведением, можно вполне в это поверить, поскольку в нём в подробностях рассказывается о Василии и Николае Телегиных — основателях данного завода.
Начало целенаправленной племенной работе по выведению пород лошадей в России дал Пётр Великий. Дело Петра продолжила царица Анна Иоанновна. Она открыла десять казённых конезаводов. А Елизавета Петровна организовала уже специальное ведомство, окончательно взяв работу по выведению новых пород лошадей на государственное попечение. Выписала большую партию английских лошадей, которые значительно повлияли на резвость новых, выведенных в России, пород. Она же позволила заниматься частным конезаводством крупным помещикам.
В XIX веке одним из них стал дворянин, действительный статский советник Василий Телегин. Его завод был самым известным и крупнейшим в Орловской губернии. Сначала он был основан в селе Крутое (сейчас это Колпнянский район) в 1872 году. В 1880 году его перенесли в Орловский район, а в 1903 году он окончательно обосновался у села Злынь, на Софиевском хуторе.
После смерти отца дело продолжил его сын Николай. Первоначально он разводил рысаков орловской породы. Затем скрестил их с лошадьми американской стандартбредной. Новая порода скакунов получила название русской рысистой, которая стала самой быстрой и резвой в Европе. Масть русских рысаков преимущественно гнедая (42%) и вороная (24%), реже – серая (18%) и рыжая (8%). Отсюда, наверное, и появилось название рассказа Куприна.
Выведенные Телегиным рысаки — биография конной славы России: Барон Роджерс и Искра, Тальони и Ореол, Лавр и Варвар, Ирис и Аманат. Всех не перечислить.
После 1917 года имущество Телегиных было национализировано. Чемпионских рысаков и племенных лошадей отдали крестьянам. Большая часть ценных племенных животных погибла. Лишь несколько лошадей смогла сохранить супруга Телегина. Завод вновь открыли в 20-е годы прошлого века.
— Временем расцвета в советское время стал период с 1950 по 1970 год при директоре Сергее Касименко, — рассказывает помощник нынешнего директора завода Татьяна Остапенко. — В штате Кентукки США Касименко закупил 23 кобылы и двух жеребцов самой резвой в мире американской породы Стандарт Брэд. В следующем году на заводе появились девять жеребят этой породы. Выращенные в тот период рысаки брали международные призы в Финляндии, Швеции, ФРГ, Венгрии, ГДР, Голландии, Бельгии. Рекордсмен Крепкий Зарок выиграл 18 международных призов. В 1966 — 1967 годах жеребцы Злынского конного завода выиграли Большой Всесоюзный приз (Дерби). В 1967 году на заводе насчитывалось 158 рысистых лошадей. Молодняк животных продавали в Канаду, Австрию, Финляндию. В 1971 году на заводе было уже 250 лошадей…
В лихие 90-е положение предприятия стало критическим. Племенные лошади, брошенные на произвол судьбы, бродили по посёлку в поисках еды. Их распродавали по смешным ценам налево и направо. Восстановление завода стало происходить в 2005 году, после того как их владельцем стал известный российский бизнесмен Андрей Раппопорт.
С его именем связана такая история. В начале 2000-х годов знаменитую чемпионку Роксану вместе с дочерью Ривьерой продали цыганам за 2500 рублей. Те собирались сдать кобыл на мясо. Раппопорт пожелал вернуть Роксану, ведь её называли «феррари конного спорта» – ни разу она не приходила к финишу без призов, а в 1999 году установила рекорд, который на протяжении 20 лет никто в мире не мог побить. Цыгане запросили 10 тысяч долларов. Переговоры длились два месяца. В результате лошадей вернули, правда, в плачевном состоянии… Кобылу Роксану похоронили на территории завода, стоя. На её могиле два рыжих камня…
Особого рассказа заслуживает усадьба Телегина, которая является главной достопримечательностью поселка Злынский. Она создана орловским архитектором Александром Химецом в стиле модерн. На мемориальной доске советских времён постройка датирована 1911 годом, но при изучении исторических документов выяснилось, что подлинный год – 1903-й. Тогда здание было единственным на Орловщине, созданное в данном стиле. Сейчас в нём размещаются администрация конезавода и музей коневодства. Это объект культурного наследия.
В 2011 году здесь открыли конкурное поле с комплектом препятствий. В прошедшем году начала работать школа молодого наездника. Причём на бесплатной основе. Сегодня её посещает около 20 мальчишек и девчонок. В основном, это те, кто живет на Злынском конном заводе и в окрестных деревнях. Но уже начали привозить своих детей семьи из Болхова и Мценска.
Сюда проложены туристические маршруты из Москвы, Орла, Брянска, Тулы, Болхова.
Долина смерти и Кривцовский мемориал
«Долина смерти» — это устоявшееся, почти официальное, название дано долинам рек Ока и Зуша на участке от Болхова до Новосиля, где с осени 1941 по лето 1943 годов проходили непрерывные бои. Высота 203,5 возле Кривцово считалась «ключом» к Болхову и, как следствие, к Орлу. Поэтому фашистами здесь был создан прочный оборонительный узел. Первый его рубеж проходил по берегу Оки, второй перед взлобьем, третий – вокруг населённых пунктов Чегодаево, Фетищево, Кривцово, Фатнево, Хмелевая. Они представляли собой траншеи в полный рост, которые на каждом рубеже тянулись в две-три линии. Каждый рубеж соединялся ими, чтобы скрытно подбрасывать подкрепления в любую точку. На каждом изгибе через 20-30 метров — пулемётные гнезда. Дзоты и блиндажи имели от 4 до 12 накатов. Кроме того, проволочные заграждения и минные поля.
Между второй и третьей линией обороны вокруг деревень были созданы опорные пункты, подготовленные к круговой обороне. Они прикрывались сплошным фронтальным и фланговым огнём. На каждый приходилось 10-15 огневых точек: крупнокалиберные пулеметы, противотанковая артиллерия, минометы, танки в окопах. За спиной немцы держали дальнобойные орудия и гаубицы. Вот такие рубежи приходилось штурмовать нашим воинам во время проведения трёх болховских наступательных операций.
Комплекс «Кривцовский мемориал» – это монумент погибшим воинам в виде 15-метровой пирамиды и площади траурных церемоний, где воздвигнут 9-метровый обелиск и горит Вечный огонь славы, а также памятник «Скорбящая мать». Его авторами являются орловчане – архитектор С. Федоров, скульптор В. Басарев и художник А. Курнаков. В 2016 году памятник вошёл в десятку выдающихся мемориальных комплексов России, возведённых в память о советских воинах, погибших на полях Великой Отечественной войны.
Неподалеку от мемориала находится захоронение героя русско-турецкой войны 1877-1878 года, генерала Василия Лаврова, погибшего у болгарского села Горный Дубняк. Тело генерала привезли и похоронили в склепе Кривцовской церкви в имении его семьи. В 1932 году могила подверглась разграблению, и прах генерала был перезахоронен в 70-метрах от церкви. Третье и последнее перезахоронение состоялось 7 сентября 1978 года. В настоящее время могила с бюстом работы скульптора В. Басарева и архитектора С. Федорова находится рядом с Кривцовским мемориальным комплексом. А простреленный и окровавленный мундир генерала хранится как реликвия в музее лейб-гвардии Финляндского полка. В селении Горный Дубняк Плевенского округа Болгарии создан парк-музей В. Лаврова. На скале установлен бронзовый медальон в его честь.
Перед входом на Кривцовский мемориал (с левой стороны) установлена памятная плита Юрию Кондратюку (Александру Шаргею), одному из выдающихся теоретиков полётов в космос, который погиб между 22 и 25 февраля 1942 года на территории Кривцовского плацдарма Болховского района Орловской области. Его идеи, изданные в 1919 году, оказали огромное влияние на развитие космонавтики.
Болховский Страдивари
Болхов дал России и миру немало знаменитых людей. Их в маленьком, провинциальном городке насчитывается не менее 50-ти. Вот лишь некоторые из них.
В государственной Третьяковской галерее хранится картина «Бог Саваоф» художника XIX века с мировым именем, уроженца Болхова, Михаила Васильева. Будучи профессором, академиком Академии художеств Российской империи он расписал русскую посольскую церковь в Париже, стену Николаевской кладбищенской церкви в Севастополе; написал девять небольших иконостасных образов «Рождество Богородицы» в Житомирском и десять религиозных картин в Рижском соборе.
А болховчанин Николай Страхов стал основоположником нового направления в мировой геологии. Он создал современную литологию, внеся значительный вклад в развитие геохимии осадочных пород. Основные его труды посвящены выяснению генезиса осадков Чёрного и Каспийского морей, внутриконтинентальных озёр, а также Тихого, Атлантического и Индийского океанов.
Среди уроженцев древнего города с мировой известностью почётное место занимает и Георгий Морозов, заслуженно прозванный «болховским Страдивари». Он родился 2 апреля 1896 года в селе Кривцово Болховского уезда Орловской губернии. Работал в 1922-1932 годах в мастерских ГИМН Московской консерватории, с 1934-го – в художественно-производственных мастерских Большого театра.
Видный представитель советской школы скрипичных мастеров, Морозов создал инструменты оригинальной модели. Лучшие из них отличаются высокими звуковыми качествами и тонкой художественной работой, отмечены премиями на всесоюзных и международных конкурсах смычковых инструментов.
Созданные ими советские скрипки на конкурсах успешно состязались с итальянскими. За советское время таких конкурсов было два: в 1926 и 1933 годах. На обоих конкурсах скрипки советских мастеров – Витачека, Подгорного, Косолапова, Морозова, Фролова заняли пять первых мест, «итальянец» Бергонци вышел на второе место, а прославленный Страдивари… на шестое.
Приказом Министерства культуры России от 24 февраля 2004 года №306 скрипка, изготовленная знаменитым болховчанином Георгием Алексеевичем Морозовым в 1951 году, включена в государственную часть Музейного фонда РФ. В списке она числится под номером 67 и занимает место между инструментами Николо Гальяно, (1754 год Италия, г. Неаполь) и Маттео Гоффриллера (возможно, начало XVIII века Италия, г. Венеция).
На фото: известный российский мастер скрипок, болховчанин Георгий Морозов, превзошедший итальянского маэстро, которому, впрочем, в родном городе нет даже памятной доски.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.