В Глазуновском районе раскрыли тайны жизни первобытного человека, рода Пушкиных и нашествия бобров
Корреспонденты ОрелТаймс продолжают путешествовать по страницам истории Орловского края. За новыми открытиями мы отправились в Глазуновский район — самый маленький на Орловщине. Его территория всего 580,9 квадратных километра. Проживают здесь чуть больше 11 тыс. человек. Изначально район был образован в 1935 году в составе Курской области. В 1944 году отошёл Орловской. Несмотря на свой размер и относительную молодость, Глазуновский район интересен удивительными легендами и историями.
Загадка истока Оки
Начнём с истока. В прямом смысле. Ведь крупнейший правый приток Волги — река Ока — берёт своё начало именно в Глазуновском районе, в деревне Александровке. Но тут не всё так просто.
Из Орла до посёлка Глазуновка ехать порядка 56 км. Оттуда до Александровки — километров 20. Мимо нужного места не проедите — встретите памятный знак «Исток Оки». В этом месте, о чём свидетельствуют официальные данные, и рождается Ока.
Многочисленные туристы, побывавшие здесь, утверждают, что это мощное и благотворное место силы. Его энергетикой подпитываются поэты, художники, медиумы и различные творческие натуры, которые нередко здесь бывают.
Территория обихожена. Есть маленькая деревянная часовенька. Словно из-под земли растут причудливые деревянные фигуры — герои русских народных сказок: Леший, сестрица Алёнушка… Но всё же главный «герой» здешних мест — родник, который и считается истоком Оки.
А теперь — любопытная деталь: есть версия, по которой река Ока брала начало вовсе не здесь, а выше — в Пальчинском лесу. Подробнее об этом в своей книге «Родные корни» рассказал бывший редактор газеты Глазуновского района «Приокская нива» Валентин Васичкин.
«В конце 1980-х годов газетная работа свела меня с человеком, — а это был наш земляк Василий Андреевич Цыпин, проживающий в Орле, — который утверждал, что река Ока брала начало в Пальчинском лесу, теперь же её исток в полутора километрах ниже, и питают его три родника», — написал коллега-журналист.
Васичкин с Цыпиным искали в Пальчинском лесу исток. Нашли ров, по которому, как пишет бывший редактор, ключевые воды Оки из леса когда-то устремлялись в низину, к Александровке, — об этом говорит и глубокий овраг, ниже сохранившийся. Но ближе к лесу уже было поле, которое теперь пашется и засевается. При этом, Висичкин делает оговорку, что с доводами Цыпина можно соглашаться, но можно и оспаривать.
Однако коллега-журналист приводит два свидетельства местных жителей-старожилов в пользу выводов Цыпина.
Ольга Васильева, родившаяся в 1924 году в 1-ом Никольском, рассказала, что когда она училась в начальных классах, учительница водила их к истоку Оки на экскурсию в тот самый лес. По воспоминаниям женщины вода била из-под земли фонтаном.
В книге зафиксировано и свидетельство Нины Кононовой, директора Малоархангельского хлебоприёмного предприятия. Её родительский дом стоял на берегу малой Очки (река в Глазуновском районе). По воспоминаниям её родственника, который в позапрошлом столетии работал в Змиёвке на элеваторе, вода била вверх с такой мощной силой и её было так много, что появилась угроза затопления ниже лежащих деревень! И в наше время звучит, как легенда, что из Змиёвки возили на подводах мешки с мукой и сбрасывали в рвущуюся наверх воду…
Васичкин также приводит любопытную выдержку из Нового и полного географического словаря Российского государства от 1778 года: «Ока берётся от города верстах в 70 из зыбкого места, выходя двумя родниками, после вскоре в один ручей соединяющимися; почему как место сие, так и село подле сего верховья стоящее, называют Очки или Оки откуда и название своё река Ока получила». И замечает, что с этим утверждением нельзя не согласиться, если рассуждать, что Ока отправляется в дорогу маленьким ручейком, как его называли предки ласково — Очка – как дочка; и выходит, что Очка — это маленькая Ока, второй исток!
Книга Васичкина вышла в 2016 году. И в ней автор уже тогда предложил сделать в Глазуновском районе туристический маршрут, поскольку есть что показать и о чём рассказать. Но только спустя пять с лишним лет, в августе 2021 года, жители района обратились к депутату Госдумы Ольги Пилипенко с предложением включить достопримечательности района в туристический маршрут. Идею Пилипенко поддержала. Даже нашёлся гид по здешним местам — студент-активист Илья Шутов, который знает район как свои пять пальцев и готов проводить экскурсии по знаковым точкам. Как сообщила Ольга Пилипенко, разработкой проекта займётся кафедра туризма и гостиничного дела ОГУ им. Тургенева.
Жил-был первобытный человек
От истока Оки такой туристический маршрут далее мог бы привести к селу Тагино. Недалеко от него во время нескольких экспедиций, первая из которых состоялась в 1907 году, были обнаружены следы древнего человека. Учёные-археологи установили, что первые люди селились на трёх здешних холмах. При раскопках были обнаружены скребки, изготовленные из колотого и остро оббитого камня, кремневые ножи и наконечники, изделия из кости (наконечник копья и вилка с двумя зубцами), а также остатки посуды из невымешанной и неочищенной глины, грубо вылепленной от руки, без гончарного круга. Эти находки свидетельствуют о стоянке первобытного человека эпохи неолита — позднего каменного века (подробно об этом рассказали Валентин Васичкин, Илья Куприянов, Николай тубольцев в книге «У истока Оки»).
Любопытно, что местность у Тагино обживали и более поздние поселения. Так, 3 тысячи лет тому назад недалеко от села возникло новое поселение. Найденные среди золы рога оленя говорили о том, что это были охотники. О происхождении этого народа нет единого мнения. Одни учёные считают, что то были балты. Другие — что племена лесостепных скифов. Многие исследователи считают, что правобережье Оки занимали будины. Но и по этнической принадлежности будинов тоже не прекращаются споры. Одни считают их предками мордвы, другие — иранскими племенами.
В любом случае в Глазуновском районе имеются два археологических памятника седой старины (!) — стоянка первобытного человека и более позднее поселение второй половины I тысячелетия до н.э.
Орловская вотчина Пушкиных
Вообще село Тагино, с таким необычным для русского уха названием, хранит много увлекательных историй. Одной из версий происхождения названия самого села, дошедшая до наших дней, является предание о татарском князьке, которому царь за верную службу подарил село Тагин (имя Тагин восходит к древнетюркскому титулу – принц). И так уж повелось, что с селом были связаны знаковые исторические личности государства Российского. Местный краевед Илья Куприянов скрупулёзно изучал материалы о прежних именитых владельцах Тагино.
Так, во времена Ивана Грозного Тагино владели далёкие предки великого русского поэта Александра Пушкина. Родоначальником этой ветви рода Пушкиных считается Евстафий Пушкин — по свидетельству современников, «человек недюжий и дальний». Свой отсчёт родовое поместье Пушкиных ведёт с начала XVI века, после чего Тагинская земля на целое столетие стала вотчиной именитого рода. Евстафий Пушкин был близок ко двору Ивана Грозного, царь относился к нему с большим доверием.
Основоположником же хозяйственного освоения так называемых «полных земель» Оки, территорий в верхнем её течении, считается пращур поэта Никита Пушкин. Продолжил его дело Пётр Пушкин, носивший прозвище «Желтоух» и являвшийся мценским воеводой. К слову, Пётр Пушкин был весьма богатым человеком. Ему принадлежали вотчины в Александрово Московского уезда и Костроме. Однако основные доходы приносила вотчина в Тагино.
Приведём несколько деталей об усадьбе XVII века из описи дьяка 1684 года: «двор скотской содержал быка, 26 коров, 11 овец, 4 барана, 16 индеек, 66 гусей, 45 утят. В хозяйстве вотчинника было 169 лошадей с 35 жеребятами,…, в житницах всякого хлеба — ржи, пшеницы, ячменя, овса, проса, гречихи, конопли и льняного семени — 1173 пятипудовых четверти (94 тонны). Всё хозяйство держалось на многочисленной дворне — более 150 человек обоего пола».
В 1715 году эта ветвь рода Пушкиных оборвалась. Тихо, в полном одиночестве в возрасте 95 лет умер Никита Пушкин (троюродный брат Петра Пушкина). Тагинское поместье начинает кочевать сначала к роду Головиных, потом в середине XVIII века — к Чернышёвым.
Земля декабристов
Граф Григорий Иванович Чернышёв слыл радушным хозяином и… чудаком. Однажды в 1819 году он устроил приём, пригласив генеральшу Квашнину-Самарину, князя Куракина с семьей, Мухоротовых, Меньшовых, Шеншиных. Перед обедом гости отправились в графский сад, где обнаружили деревянную хижину, покрытую берестой. На вывеске над входом в неё были изображены три красавицы и надпись: «AUX BONS GOURMANDS». Навстречу гостям вышел прислужник в бланжевой куртке и панталонах, фартуке, с колпаком на голове, держащий в руках карту кушаний. Этим официантом, как потом выяснилось, был сам граф. Он помогал гостям выбрать блюда, предлагал вина, табак, сигары и всякие прохладительные напитки. На приёме лично прислуживал нескольким гостям…
История семьи Чернышёвых крепко связана с декабристским движением. Сын Григория Чернышёва, того самого графа-чудака, — Захар — являлся членом Южного общества декабристов. С Чернышёвыми породнился и автор проекта Конституции, один из главных идеологов движения декабристов Никита Муравьёв — он женился на дочери графа — Александре.
И Чернышёв, и Муравьёв были арестованы в Тагино. Захар Чернышёв не находился 14 декабря на Сенатской площади, но был осуждён за принадлежность к тайным обществам. Чернышёва сразу в кандалах отправили в Сибирь.
Муравьёва ждала более суровая участь — он был приговорён к смертной казни отсечением головы. Но затем казнь заменили 20 годами каторги с последующей бессрочной ссылкой. Супруга Александра поддержала мужа и последовала за ним в Сибирь. К слову, перед её отъездом, 2 января 1827 года, Александру навестил Пушкин (он являлся её четвероюродным братом) и передал известное стихотворное послание к декабристам «Во глубине сибирских руд…».
Край бобров
Есть в Глазуновском районе деревня Малые Бобрики. Любопытно, что в округе никаких Больших Бобриков нет. Название деревни связано с бобрами, которые водились раньше в огромном количестве — таком, что местные жители жили за счёт промысла этих животных. И бобры отличались великими размерами. По рассказам старожилов, приезжие купцы охотно брали ценный мех бобров, который в дальнейшем шёл на шапки и прочие украшения для знати. То есть для селян дело это было выгодное.
Но однажды в межсезонье, когда проехать в деревню никто не мог, каким-то чудом прибыл незнакомый селянам купец. Промысловики обступили его с надеждой: бобра навалом, а сбыта нет. Видит купец — хороший бобр. Надо брать! Но дороговато. Он и скажи нарочно:
— Это шо — бобрики? Да это воши, а не бобрики, прости Господи! Вот в Саратове я видел бобриков, так то бобрик. А это и брать-то срам.
Испуганные селяне взмолились:
— Возьми наших малых бобриков, хоть и за полцены, совсем доходим, господин хороший!
Так и пошло — Малые Бобрики.
Русский теремок
Мы рассказали о любопытных глазуновских местах давно минувших дней. Но есть в посёлке Глазуновка на улице Садовой примечательный дом, богатый не своей историей, а убранством. Он напоминает теремок из русской народной сказки.
Пожалуй, такого нигде в Орловской области не встретишь.
Построил его Николай Плечов, мастер на все руки, который обладал талантом видеть и чувствовать красоту и привносить её в свой быт. К сожалению, в живых талантливого мастера уже нет. Но своей красотой теремок радует глаз по сей день.
ОрелТаймс благодарит за помощь в подготовке материала Валентина Васичкина и сотрудников межпоселенческой районной библиотеки.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.