Орловский библиофил в очередной раз мешает аукционным домам заработать шальные деньги
Говорят, в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Ещё как можно! И эта орловская история для взрослых – тому подтверждение.
В эти дни коллекционеры книг пребывают в волнении: Аукционный дом «В Никитском» выставил на продажу за 3,3 млн рублей книгу, тираж которой считался полностью уничтоженным в 1937 году прямо в типографии.
«Есть книги, которые в мире библиофилов считаются несуществующими, потому что большинство их никогда не видели. Это, к примеру, «Основания новой науки об общей природе наций» Джамбаттисты Вико. Она была напечатана в 1937 году в издательстве «Академия» по настоянию М. Горького, «отца» серии. Издана и уничтожена. Говорят, Сталин, прочтя книгу и обнаружив, что идеи Вико совершенно противоречат концепциям, принятым в СССР, приказал пустить тираж под нож прямо в типографии. Считалось, что книги не существует в природе – только название в каталоге» – так анонсируют предстоящие торги аукционисты. Завлекая покупателей ещё и провенансом (фр. provenance — происхождение, источник) — история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение. На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Провенанс обычно приводится и в аукционных каталогах. Провенанс может значительно повысить цену художественного произведения, предмета антиквариата – определение Википедии ): «книга происходит из собрания известного советского библиофила и коллекционера Марка Владимировича Раца. Academia № 879».
Ничего себе! Стать обладателем того, чего нет – это ж прямо сказочное везение!
«Всё так, и всё – не так – спустил восторги с неба на землю орловский библиофил Владимир Матвеев и… показал книгу Джамбатисты Вико «Основания новой науки об общей природе наций» в идеальном состоянии. Я её держала в руках! То есть, аукционный дом лукавит? Или не знает, что, как минимум, в мире есть две книги Д. Вико, и одна из них вот уже 14 лет находится в Орле? Тихо так стоит на полочке, обёрнутая в обыкновенную кальку. Ради фотографии мы сняли эту защиту. Любуйтесь!
Вообще – удивительное дело, эти аукционы. О книге Вико и истории о том, как она попала в Орёл, расскажу чуть позже. А пока предлагаю вспомнить историю трёхлетней давности, когда другой аукционный дом предлагал коллекционерам купить другую редкую книгу, которую представляли как существующую в «единственном» экземпляре – «Бесы» Ф.М. Достоевского. Тогда орловец Владимир Матвеев опроверг это, продемонстрировав, как минимум, вторую книгу в мире – экземпляр, хрянящийся в его коллекции. Аукционный дом тогда очень обиделся. Он был уверен, что анонсирует, действительно, уникальную продажу.
Настоящие шедевры
Первое, о чём необходимо сказать, это даже не о конкретных книгах, а об издательстве, в котором они выходили, и о времени, когда уничтожались – пусть не в кострах, но под типографскими ножами. Речь – об Academia.
Academia появилась в 1922 году как книжное издательство Петербургского философского общества при Санкт-Петербургском государственном университете. В 1929 году его перенесли из Ленинграда в Москву, председателем редакционного совета стал Максим Горький.
Просуществовало оно после этого всего восемь лет – в 1937 году его закрыли, как закрыли многое и многих. Но до сих пор «Academia» считается лучшим среди советских издательств: здесь всё было лучшее: художники, полиграфисты, дизайнеры, знатоки литературы, которые создавали совершенную книжную эстетику. Дорогая бумага, которую покупали за границей на валюту (кстати, до сих пор покупаем), суперобложки, ляссе из шёлка, цветные обрезы, иллюстрации лучших художников страны, нередко вручную обработанные, именные и номерные экземпляры – всё делалось для того, чтобы книга была издательским шедевром. Да, в нищей полуграмотной стране – шедевры!
Увы, многое уничтожили: то автор оказывался «не наш», то художник-иллюстратор «не тот», то составитель книги признан врагом народа, или автора комментариев признавали оппортунистом. И шедевры шли под нож. Как правило, прямо в типографии. Из-за этого и трудно собрать всю серию, хотя времени прошло не так уж и много с тех пор – меньше века. Говорят, никто в этом мире не имеет полной коллекции. И в этом смысле все библиофилы равны. А каждый аукцион с редкими книгами – подарок судьбы для коллекционеров.
Бесенята и «Бесы»
Легендарные «Бесы» из Academia пополнили коллекцию орловца Владимира Матвеева несколько лет назад.
– Эту серию я собираю последние 14 лет. Поводом стал случайно найденный при очередном разборе книг роман «Путешествие Гулливера» издательства Academia, – рассказывает орловский коллекционер. – Я читал её в детстве, она была в библиотеке моего отца, простого бухгалтера. Книги были его страстью, он собирал Academia после войны, но в начале 60-х продал коллекцию, потому что тяжело заболел и семье не на что было жить. В память об отце и своём детстве я поехал в Москву поискать «что-нибудь» из этой же серии. Судьба привела меня в книжный магазин на Фрунзенской, и я приобрел сразу несколько книг. Потом еще… Потом были многочисленные аукционы, европейские распродажи… Остановиться не могу, поскольку это, действительно, удивительная серия, каждая книга которой имеет свою историю, а то и легенду.
Вот «Бесы», к примеру. Тираж был уничтожен даже до чтения романа цензурой. Невозможно понять, на что надеялся Максим Горький, пытаясь выпустить в свет в стране победивших «нигилистов» и социалистов роман-предсказание, роман-предупреждение, где критически разбираются идеи левого толка, обличаются «нигилисты и мошенники-социалисты», которых Достоевский и называет бесами.
Узнав об издании этой книги, в 1935 году «Правда» напечатала «письмо читателя» – некоего Д. Заславского, который выразил протест. Горький не понял или не захотел понять, кто и что за этим стоит. «Громко выраженный испуг Заславского кажется мне неуместным: Советская власть ничего не боится, и всего менее может испугать ее издание старинного романа» – ответил он в той же газете. И первый том книги отпечатали тиражом 5300 экземпляров. Горькому отправили персональный экземпляр, он одержал победу, не зная, что остальное пустили под нож. Впрочем, жизнь показала: несколько книг кто-то спас.
Я не знаю, кто и как вынес «мою» книгу из типографии в 35-м году, как мы сегодня понимаем, рискуя жизнью. Ко мне она попала, благодаря интернет-аукциону. Её прежний владелец, житель Риги, просил за нее 20 тысяч долларов – по курсу того времени это около 600 тысяч рублей. Огромная сумма, но я понимал, что другого шанса не будет, я знал, что таких книг – единицы. И купил. И вдруг узнаю, что аукционный дом «Литфонд» объявляет торги по другому спасённому тогда экземпляру под «лозунгом»: «ни один коллекционер не только не держал книгу в руках, но и вообще не мог сказать наверняка, существует ли она». Под это дело заявили и цену, которую хотели бы получить – 5 млн рублей. Я не против, однако не надо вводить в заблуждение ни любопытствующих, ни библиофилов, ни коллекционеров! Как минимум, есть второй экземпляр, у меня. Пожалуйста, держите, листайте. Но осторожно – это, действительно, большая редкость…
И был скандал. «Бесы» удалось продать лишь за 3,5 млн рублей. Сумма для обывателя огромная – по орловским меркам, цена квартиры в элитке, но не та, на которую рассчитывали. Да и «открытие» не состоялось. Впрочем, почему не состоялось? Теперь весь книжный мир знает: «Бесы» не уничтожены! Как минимум, в двух экземплярах, они имеются.
И вот – другая сенсация, теперь уже от другого аукционного дома: «единственный» экземпляр Джамбатисты Вико.
Успел до резни?
Тут всё загадочно: и провенанс, и история книги.
Книга «Основания новой науки» Джамбаттисты Вико, в отличие от «Бесов» Достоевского, никакого отношения к российской истории не имела, но взгляды итальянского философа на развитие общества не совпали с марксистской теорией, а значит, читать их советскому обществу было нельзя.
Перевёл и дал комментарии к произведению итальянского философа – к слову, основоположника философии истории и этнической психологии наш российский учёный Андрей Александрович Губер. В 1926—1939 годах он был членом редакции Энциклопедического словаря «Гранат». В 1938 году начал преподавать в Московском институте философии, литературы и искусства, в 1944-м защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теория искусств Дж. Ломаццо» и поступил на работу в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина старшим научным сотрудником. Он был главным хранителем музея с 1945 по 1970 год, пока не умер… И наверняка хранил тайну, как вынес из типографии Джанбаттисту Вико – иначе судьба не была бы к нему столь милосердна.
Что было в ту ночь, когда резали Вико? Кто знает. Но версия есть.
– Я могу предположить по экземпляру, который имеется у меня, что Губер взял книгу до того, как поступило распоряжение об уничтожении. Скорее всего, он её просто положил в портфель и вынес из типографии накануне как свой личный экземаляр, на который имел полное право. Ему было тогда 36 лет. Но книга сдана в набор в декабре 1935 года. А до этого он переводил на русский этот 600-страничный труд итальянского философа. То есть Андрей Губер, минимум, четыре, а то и пять лет жил этой книгой. Естественно, она была ему дорога. Во всех смыслах: и как его первый серьёзный труд, и как источник заработка. На «моем» экземпляре помимо его энергичной росписи чернилами есть запись карандашом: Перевод, Статья, Комментарии, Указатель, возле каждого пункта – числа, скорее всего, указано, сколько печатных листов они заняли – оплата шла по этому показателю.
А деньги были важны для этого человека. И тогда, в 37-м, и потом. Как вспоминает Наталья Раппопорт уже о Губере – хранителе музея, «Несмотря на высокий пост Андрея, у Губеров был очень трудный быт. Они жили в огромной коммуналке на улице Москвина, в небольшой комнате, разделённой, как в поезде, на купе… Основное пространство занимали книги. Друзья настаивали, чтобы Андрей похлопотал об отдельной квартире, но ему постоянно отказывали – он совершенно не умел бороться с чиновниками или давать взятки. Наконец, появилась возможность купить небольшую кооперативную квартиру. Переезд погубил его: перебирая и упаковывая тысячи книг, Андрей переутомился и получил инфаркт, после которого его не спасли… – https://jennyferd.livejournal.com/582673.html
Но вернёмся к книге. Я представляю, как горд был Андрей Губер собой. Такая книга! Он ждал первых экземпляров, чтобы побыстрее заполучить то, что было ему заслуженной наградой. Взял и помчался домой показывать домочадцам. До объявления «резни». А потом всю жизнь был вынужден молчать. Если вы зайдёте на Википедию, то не найдёте там этой истории. В числе основных работ указано: «Джамбаттиста Вико. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940». Но то была совсем другая книга…
Ко мне эта редкость попала и случайно, и не случайно. После того, как я стал довольно часто приезжать в Москву, в книжном магазине «На Тверской» познакомился с продавцами отдела редкой книги. И вот однажды одна из них звонит мне и говорит: Владимир Павлович, тут одну редкую книгу принесли. У нас таких ещё не бывало. Покупатель уже есть, но книга дорогая, и он попросил час для сбора средств. Если не купит, то у вас есть шанс.
Шанс… до Москвы – пять часов езды.
Тут же позвонил своим знакомым в Москву, перевел деньги на карту, те помчались в магазин.
На моё счастье покупатель не пришел. А мой знакомый звонит и спрашивает шёпотом: «А вы уверены, что эта книга столько стоит? В нет ничего особенного!»
В общем, уговорил я его совершить покупку.
Потом, когда получил и рассмотрел книгу, стало, конечно, интересно: кто её сдал? По моей просьбе продавцы посмотрели свои накладные. Оказалось, женщина по фамилии Губер. Дочь? Сестра? Не знаю. Сказали, старушка. Было это в канун нового года, 30 декабря. Наверное, новогодние подарки хотела сделать… Такой вот провенанс.
К слову, книга, которая выставлена на аукцион, – из коллекции очень известного в мире библиофилов человека – Марка Владимировича Раца. Это российский инженер-геолог, методолог, коллекционер и библиофил, доктор геолого-минералогических наук, один из учеников и последователей Г.П. Щедровицкого. Он создатель крупнейшего в конце XX в. библиофильского собрания, посвященного искусству книги в России первой трети ХХ веке, автор каталога Academia. В 2000 году он уехал в Израиль. Говорили, свою прекрасную коллекцию книг он продал накануне отъезда. Но, видимо, самые редкие экземпляры всё же оставил. И вот на днях одну из них выставили на аукционе. Прекрасный шанс для коллекционеров! Но всё ж она не в единственная.
Мечта Владимира Матвеева
У Матвеева немало удивительных книг, за каждой – история, как правило, печальная. Но тем дороже и интереснее их не только читать, но и просто рассматривать. Вот, к примеру, 19-томное издание Анри Ренье, французского поэта и писателя, изданное в 1924-1927 годах. Тираж томов разный – от 2500 до 5100 экземпляров. Эти книжечки в полном коллекционном состоянии практически не найдёшь.
У орловского библиофила они в суперобложках, но на самом деле они были изданы без них, что нехарактерно для книг Academia. Посчитав, что это неправильно, их сотворил уже в 50—60-е годы большой любитель этой серии, библиофил Константин Николаевич Архипов. Имея доступ к типографии Госстороя, где работал, он отпечатал порядка 10 комплектов по собственным рисункам, которые скопировал с обложек. Кончилось все плохо: за это он провёл несколько дней на Лубянке и был уволен. Но если говорить о его идее с «суперами», Academia, которая и сама любила «похулиганить» нестандартными решениями, думаю, вполне была довольна неожиданным поворотом в истории этого сочинения…
– Вообще, Academia – это такой мощный литературный и исторический пласт, с каким не сравнится, пожалуй, ни одно другое издательство. Каждый уникальный экземпляр это всегда либо своеобразный увлекательнейший исторический роман, либо убойный детектив, или жуткая драма, или весёлая комедия. И это помимо эстетики, которую несёт каждая книга этой серии сама по себе – от внешнего вида до внутреннего содержания! С удовольствием, которое получаешь от общения с этим, не сравнится ничто – это я вам точно говорю, как человек, немало повидавший в этом мире. – убеждён развенчатель аукционных мифов Владимир Матвеев. – И я могу сказать: счастье – это даже не купить «единственную в мире». Счастье – это собрать полную коллекцию Academia. Но это, к сожалению, несбыточная мечта.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.