Георгий Жуков, Егор Строев, Асисяй: кем ещё были орловские актёры, которых знает вся Россия
Свой путь они начинали на орловских подмостках. Но прославились на всю Россию. А некоторые широко известны за пределами страны. «Орелтаймс» расскажет о выдающихся актёрах-орловцах, чей талант покорил миллионы сердец.
1-ое место
Гликерия Федотова
Гликерия Федотова (в девичестве Позднякова) родилась 10 (22 мая) 1846 года в Орле. Рано осталась сиротой на воспитании деда и удочерившей её дальней родственницы. В 1862 году окончила Московское императорское театральное училище, где три года обучалась балету, а затем перешла в драматический класс И. В. Самарина. Первые небольшие роли актриса исполнила в Малом театре ещё в 1858 году, будучи ученицей Театральной школы.
В 1862 году И. В. Самарин поручил Гликерии роль Верочки в драме П. Д. Боборыкина «Ребёнок», которую он избрал для своего бенефиса. 10 мая 1862 года, в день своего 16-летия, Позднякова была зачислена в труппу Малого театра. В апреле 1863 года вышла замуж за 22-летнего актёра Малого театра А.Ф. Федотова и стала выступать под его фамилией. Через год родился сын Александр, в будущем – актёр и режиссёр Малого театра.
К концу 1860-х годов Гликерия Федотова заняла положение ведущей актрисы театра в амплуа молодых героинь. В 1870-е годы её талант достигает расцвета. Ей равно удаются трагические, комедийные, мелодраматические и романтические роли. Она считалась одной из лучших актрис театра Островского, сыграв в его пьесах 29 ролей, некоторые из которых (Снегурочка, Василиса Мелентьева и др.) в одноимённых пьесах были предназначены ей самим драматургом.
Первую роль в его пьесах — Катерину в «Грозе» — Федотова исполнила ещё в 1863 году и играла её в течение 35 лет!
В 1880-е годы актриса перешла на возрастные роли старух, матерей, пожилых женщин, взяв для освоения соответственных приёмов актёрской техники двухгодичный отпуск. В это же время по приглашению К. С. Станиславского она начинает преподавать актёрское мастерство в «Обществе искусства и литературы».
В 1905 году из-за тяжёлой болезни ног Федотовой пришлось оставить сцену, однако до смерти актриса считалась почётным членом труппы. Последний раз Федотова поднялась на сцену в 1912 году, в пятидесятилетний юбилей своей сценической деятельности в Малом театре: она сыграла царицу Марфу в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».
Гликерия Федотова скончалась в Москве 27 февраля 1925 года.
2-ое место
Иван Переверзев
Иван Фёдорович родился в деревне Кузьминки Орловской губернии. Его родители – простые крестьяне.
С детских лет Ваня мечтал стать моряком, собирался поступать в мореходное училище. А родители хотели, чтобы он получил настоящую рабочую специальность. Для этого и отправили его в Москву к тётке Марусе с наказом: устроить паренька в ремесленное училище. Тётка так и поступила. Вскоре Иван закончил ремеслуху по специальности слесарь-наладчик и был определён на завод “Шарикоподшипник”.
Так и работал бы Переверзев на заводе, если бы приятель не подбил его однажды пойти в артисты. Они подали заявления в училище при Театре Революции. И вот ведь парадокс: Ивана приняли, а приятеля – нет. И стал Переверзев учиться театральной грамоте.
Учился отменно. Преподаватели считали Переверзева одним из самых талантливых студентов. Когда в 1938 году он закончил училище, сам Михаил Астангов дал ему направление в Театр Революции. На сцене этого театра молодой актер сыграл роли в двух спектаклях: Валентина в “Двух веронцах” и Лаэрта в “Гамлете”. И тут на его пути встало большое кино.
В 1932 году он сыграл в массовке в фильме “Дезертир”. Затем в 1934 году ему доверили маленькую роль в картине “Частная жизнь Петра Виноградова”. В 1939 году ему поступило приглашение сняться в главной роли в фильме “Вальтер”. Этот фильм рассказывал о немецких антифашистах. Актёр с удовольствием принял приглашение, приступил к съёмкам, однако их вскоре прекратили. После подписания в августе 1939 года пакта Молотова – Риббентропа антифашистская тема стала нежелательна для кремлёвского руководства.
Во время Великой Отечественной войны Переверзев воплотил на экране целую галерею отважных людей: капитан-лейтенант Найдёнов в “Морском ястребе”, Никулин в “Иване Никулине, русском матросе” (кстати, это был первый цветной, трёхцветный советский фильм), полковник Рябинин в “Это было в Донбассе”.
В те же годы в Ташкенте М. Ромм создал первый в мире Театр киноактера, и первой постановкой в нём стали “Без вины виноватые” А. Островского. В этом спектакле играл и Переверзев.
После войны, в 1946 году, Переверзев получил приглашение от режиссёра Андрея Фролова сняться в главной роли в его картине “Первая перчатка”. Фильм вышел на экраны страны в 1947 году и вызвал восторг зрителей.
На счету Переверзева такие работы в кино, как “Чемпион мира”, “Костёр бессмертия”, “Матрос Чижик”, “Когда поют соловьи”, “Координаты неизвестны”, “Олекса Довбуш”, “Домой” и др.
В повседневной жизни Переверзев был щедрым и смелым человеком. Его друзья рассказывают, что он никогда не боялся совершать поступки вопреки сложившемуся общественному мнению.
В 1975 году Ивану Переверзеву присвоили звание народного артиста СССР.
Телефильм “Чисто английское убийство” стал одним из последних в послужном списке замечательного актера Переверзева. Роль в фильме из-за плохого состояния здоровья он уже озвучить не смог (за него это сделал его старый друг Евгений Весник). 23 апреля 1978 года Иван Переверзев скончался.
3-е место
Вячеслав Полунин
Слава Полунин родился в 1950 году в городе Новосиле Орловской области. Его мама занималась торговлей, а отец состоял на госслужбе.
Клоунадой мальчик увлёкся ещё в школьном возрасте, однако о профессии артиста не помышлял: родители считали её несерьезной. Мать полагала, что сыну стоит идти в инженеры. Слава же с трудом мог сосредоточиться на том, что его не интересовало.
На уроках часто витал в облаках или смешил товарищей пантомимами и ужимками. Самым большим впечатлением детства стали фильмы Чарли Чаплина, чью походку и манеры мальчик любил изображать во дворе, а позднее и на школьных конкурсах. Окончив школу, выпускник отправился поступать на актёра в Ленинград, но обнаружились проблемы с дикцией, и конкурс Полунин не прошёл.
Послушавшись совета матери, решил стать инженером, но быстро понял, что не сможет изменить собственному призванию, институт бросил. Став студентом Ленинградского института культуры, молодой человек в 1968 году собирает первый состав театра пантомимы “Лицедеи”. В интервью артист отмечал, что в те годы, пропитанные тотальной цензурой, заниматься свободным искусством можно было только в этом бессловесном жанре.
Мим-театр “Лицедеи” занимался комической пантомимой и имел успех у ленинградской публики. А Полунин в молодости часами изучал в библиотеках книги по истории театра и немой комедии, чтобы знать о жанре всё. За 10 лет существования труппа обрела поклонников и регулярно выступала, время от времени даже появляясь на телевидении.
Настоящая популярность пришла в 1981 году, когда Вячеслав появился в эфире новогоднего «Голубого огонька» в образе Асисяя – трогательного человечка в жёлтом комбинезоне, лепечущего милые непонятности. Так Полунин нашёл своего героя, который стал любимцем публики на годы, а сам актёр проснулся знаменитостью. Этот статус позволил ему проводить в СССР в 1980-е творческие акции.
В 1982 году Вячеслав организовал мим-парад в Ленинграде, в котором поучаствовали сотни артистов жанра со всей страны. А в 1985 году в рамках фестиваля молодежи пригласил в Москву зарубежных легенд пантомимы – Джанго Эдвардса и Франца Йозефа Богнера. В 1989-м состоялся фестиваль уличных театров “Караван мира”, который на колёсах объездил Европу, приобщившись к средневековой традиции ярмарочных народных театров.
К тому времени “Лицедеи” поставили спектакли “Чурдаки”, “Фантазёры”, “Катастрофа”. Любимым героем ожидаемо стал Асисяй, который фигурирует в миниатюрах “Низзя”, “Блю-канари” и других. Став знаменитым дома, Полунин отправляется покорять мир. И это артисту удаётся.
В 1990-е годы Вячеслав жил и работал за границей, в том числе в знаменитом канадском Cirque du Soleil («Цирк дю Солей»). Он ставит собственные номера и постановки, снимается в кино, получает мировое признание как уникальный актёр. Труды мастера высоко оцениваются в США, Европе и Австралии.
В 2000-е годы Полунин возвращается к российскому зрителю с выступлениями, главным из которых считается “Снежное шоу”.
Вячеслав Полунин и сейчас продолжает жить интенсивной творческой жизнью и даёт концерты в разных уголках планеты. Знаменитые “Снежные шоу”, адресованные “детям старшего и преклонного возраста”, продолжают собирать полные залы. Обновлённую версию выступления под названием “Снежная симфония” артист представил осенью 2018 года. В феврале 2019-го москвичи в течение месяца могли наблюдать знаменитое действо на сцене театра «Русская песня».
4-е место
Валерий Баринов
Родился Валерий Баринов в первый послевоенный год в орловской деревушке Жилино. Родители были простыми тружениками села, и семья жила в относительной бедности. Мальчик привык с ранних лет помогать родным по хозяйству. Любопытно, что трудовая жизнь в деревне и помогла Баринову полюбить выступления на сцене.
В те времена регулярно проводились сельскохозяйственные выставки, на которых демонстрировались трудовые достижения, а также проводились конкурсы художественной самодеятельности. Обязательным номером от каждого колхоза было выступление юных дарований. Валере было шесть лет, когда его попросили прочесть стишок на сцене. Мальчик, не стесняясь, предстал перед публикой, поразил зрителей талантом и получил заслуженную порцию аплодисментов.
В более старшем возрасте Баринов работал в орловском драмтеатре в должности рабочего сцены, а окончив школу, решился исполнить мечту: отправился в столицу и поступил в Высшее театральное училище имени Михаила Щепкина. Первым местом службы начинающего актёра стал знаменитый Александринский театр в Ленинграде, где актёр выступал на протяжении шести лет.
Затем Валерий выходил на подмостки московского центрального театра Советской Армии, Театра имени А. С. Пушкина, знаменитого Малого театра. Последние 10 лет артист входит в труппу Московского театра юного зрителя. Валерий Баринов появляется на сцене в спектаклях «Скрипка Ротшильда», «Чёрный монах», «Шуты Шекспировы».
Дебют в кино Валерия Баринова произошел в 1968 году в эпизодической роли участника археологической экспедиции в приключенческой драме «Шаги по земле». А первая крупная роль досталась актеру почти через 10 лет в саге «Строговы». Популярность пришла к нему только во второй половине 90-х годов, после того как по телевидению прошёл показ красочного костюмированного сериала «Петербургские тайны».
А вот в новом веке Валерий стал невероятно востребованным, оказавшись среди тех артистов, кто в зрелые годы получают гораздо большую популярность, чем в молодости. Актёр появлялся и в молодежных картинах, например «Next 3» и «Кадетство», и в криминальных боевиках, рассчитанных на старшее поколение, таких как «Свой человек» и «Воротилы. Быть вместе», и в женских мелодрамах– «Одиночество любви» и «Вот это любовь!».
Несколько раз Баринов играл исторических личностей. В биографической драме «Фурцева» о министре культуры СССР он создал образ маршала Георгия Жукова, а в своей последней работе о судьбе знаменитого футболиста Эдуарда Стрельцова «В созвездии Стрельца» преобразился в генерального секретаря Никиту Хрущёва.
В 2016 году Валерий Баринов появился в детективной мелодраме «Вселенский заговор», экранизации одноименного романа Татьяны Устиновой. Ещё одной ролью этого года стал образ олигарха в мелодраме «Из Сибири с любовью». Он продолжает оставаться востребованным актёром.
5-ое место
Сергей Фетисов
Сергей Фетисов появился на свет в августе 1952 года в Орле. Мама будущего актера была работницей кинотеатра, продавала билеты, поэтому уже с детства паренёк мог беспрепятственно смотреть все новинки кинематографа. Также мальчик не пропускал ни одного спектакля драматического театра и театра кукол в Орле. При этом парень и сам совершенствовал свой актёрский талант. Занимался в Драмкружке при Дворце пионеров, а позже начал играть в народном театре.
После 9-го класса поехал в Ярославль, где поступил в театральное училище. После окончания переехал в Москву. Там Сергей без особых проблем поступил в ГИТИС на курс А. Д. Папанова и О. Я. Ремеза Окончил институт в 1982 году.
Работал во многих театрах России. Первым стал Орловский ТЮЗ. Самые известные роли Сергея Фетисова на этом месте: Трутень в «Недотроге», мсье Бонасье в «Трёх мушкетерах», дядя Вася «В поисках радостей» и купчиха Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова».
Следующее место работы известного актера – Орловский драмтеатр. Фетисов являлся ведущим актёром «Русского стиля» (Орловский муниципальный театр), снимался в кино.
Лучшие фильмы с Сергеем Фетисовым — «Рассказы», «Иуда», «Ермак», «Штрафбат» – порядка 18 ролей.
Близкие и знакомые Сергея Фетисова отмечали, что он не только гениальный актер, а и замечательный человек, который протягивал руку в трудную минуту и всегда был готов прийти на помощь.
Умер Сергей Фетисов 3 мая 2017 года в возрасте 64 лет.
Ушедшие из жизни орловские актёры навсегда останутся в истории России. А ныне живущие актёры продолжают свой творческий путь. И наверняка поклонники ещё не раз увидят яркие работы на большом экране и сцене.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.