Аналитика

Орловщина в рейтингах ведущих агентств: перспективы падения или надежды роста?

Индекс кредитоспособности регионов

Увеличение доходов региональных бюджетов вкупе со снижением долговой нагрузки и ростом числа профицитных бюджетов в 2018 году сформировали предпосылки для роста кредитоспособности большинства субъектов РФ – говорится в исследовании РИА «Рейтинг» по итогам 2018 года.

В большинстве, но не в Орловской области. Наш регион расположился на 76 месте, пропустив «вперёд» лишь ещё 7 аутсайдеров.

Индекс кредитоспособности региона основывается на анализе показателей, которые характеризуют возможности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. У Орловской области, что уже ни для кого не секрет, таких возможностей маловато. Что вызывает опасения не только у экспертов, но, положа руку на сердце, и у орловцев. У всех регионов со значением индекса ниже 30 (а у Орловской области по итогам 2018 года он 29), отношение государственного долга на 1 января 2019 года к налоговым и не налоговым доходам по итогам 2018 года превышает 79%.

Что нас ожидает?

«В 2019 году вполне вероятным является увеличение объёмов государственного долга регионов, что обусловлено необходимостью финансирования социальных обязательств, прописанных в «майских указах» и Послании Президента РФ Федеральному собранию. В результате вероятно повышение уровня долговой нагрузки особенно у регионов с низкой бюджетной обеспеченностью».

Вкратце об объёмах государственного долга, которые расположили многострадальную Орловщину на 44 месте в рейтинге. По состоянию на 1 марта 2019 года наш регион должен вернуть федералам 18 млрд рублей.

А ведь не так давно Минфин намекал, что в стратегической перспективе видит нецелесообразным наращивать дефицит федерального бюджета за счёт повышения кредитной линии злостным регионам-неплатильщикам!

Малый и средний бизнес Орловщины — залог её экономического роста

Так говорят ведущие экономисты, поскольку малый и средний бизнес, действительно, двигатель социально-экономического развития в регионах с численностью населения до миллиона человек. Но это где-то, да не у нас.

По данным «РИА Рейтинг» в Орловской области доля работников, вовлечённых в данную сферу за 2018 год сократилась на 14%.

При этом одновременно снизилось и количество создаваемых рабочих мест. В динамике за последние два года – на 11 тысяч, за 10 лет — на 30 тысяч.

Удивительно? Пожалуй закономерно, учитывая скорость, с которой закрываются в регионе крупные производства. Даже не стоит перечислять «заводы-пароходы» Орловщины, в которых сейчас, в лучшем случае, красуются торговые центры.

Как следствие: уровень безработицы – 5,4% (на 100 открытых вакантных должностей приходится 353 безработных); утечка экономически активного населения «за кордон» – 22 тыс. человек за 2018 год.

Сколько нынче зарабатывают те, кто не уехал?

Про уровень оплаты труда мы уже писали очень много раз, анализируя и прогнозные, и реальные, и статистически-мифические, и даже предполагаемо необходимые цифры. Обобщённо – до выполнения майских приказов по увеличению заработной платы бюджетникам, Орловщина не дотянула.

Может быть есть надежда?

Надежда есть у орловцев на правительство региона, которое своим напором, молодостью и эффективными управленческими решениями уже показала определённый результат. У правительства региона надежда тоже есть: на Мценск, который стал городом опережающего развития, на орловские соки, которые вошли в гастрономическую карту России, на туристический кластер, на создание новых производственных мощностей… Не сказать, что потенциала нет: Орловщина может… хочет… должна…

И тут совсем некстати Сбербанк, опираясь на итоги ежеквартального опроса «Потребительский индекс Иванова», отнёс наш регион в число субъектов РФ, показывающих рост экономики ниже среднего…

Для оценки регионов Сбербанк использовал следующие факторы: развитость общественных институтов; уровень развития и диверсификации экономики; структура бюджета, долговых обязательств и ликвидности. По каждой группе присваивались баллы за различные качественные и количественные факторы, которые суммировались в сводном балле, определяющем принадлежность субъекта к определенной категории (документ есть в распоряжении редакции).

В итоге по уровню финансовой стабильности были выделены следующие группы:

  • 29 регионов вошли в группу «обладающие высокой финансовой стабильностью»
  • 13 регионов – «хорошая степень финансовой стабильности»
  • 10 – «средняя степень»
  • 30 – «ниже среднего»
  • 3 – «низкая»

Из 30 регионов, показывавших рост ниже среднего, доля тех, у которых был слабый бюджет, составила 43%  – среди них Орловская область.

Данные Сбербанка подкрепляет Национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах РФ, рассчитанный Агентством Стратегических Инициатив (АСИ) за 2018 год.

Данный рейтинг оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и конкуренции в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Орловская область вошла-таки в число 78 субъектов, продемонстрировавших рост. Но он оказался незначительным и расположил наш регион на 64 позиции. 

Вот такие результаты «свежеиспечённых» рейтингов. Однако ж, как говорит народная мудрость, прошлое — учит, настоящее — действует, будущее — показывает насколько «научило прошлое» и «действовало настоящее». Надежда не умерла: Орловщина может! Хочет! Должна! Ведь так?

Автор: Светлана Бычкова
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031