Орловский психолог предостерегла родителей от поощрения школьников деньгами за хорошие оценки
Чуть больше недели осталось до 1 сентября. А значит, не за горами время волнений и переживаний, особенно для первоклашек и их родителей. Возможно ли психологически подготовиться к началу учебного года? Какие главные ошибки допускают родители первоклассников? Что делать, если ребёнок заявил, что не пойдёт больше в школу? Надо ли давать деньги за хорошую учёбу? Корреспондент ОрёлТаймс Екатерина Козлова задала эти вопросы педагогу-психологу высшей квалификационной категории Ангелине Карпенко.
Когда и с чего начать?
— Услышала разговор родителей будущих первоклашек. Одна мама спрашивает: «Ну что, готовы к школе?». Вторая отвечает: «Ой, не спрашивай, как на иголках!». Можно ли морально подготовиться к школе? Давайте начнём с ребёнка.
— Подготовиться к школе не только можно, но и нужно. И делать это лучше заранее, постепенно формируя психологическую готовность ребёнка к школе. Она включает в себя интеллектуальную, коммуникативную, мотивационную и волевую составляющие. Как их развивать? Можно посещать специальные занятия, а можно делать это в повседневной жизни, быту, на прогулках. Например, гуляя, спросите у ребёнка: какое это дерево? какой формы у него листок? какого цвета? Пусть он сравнит его с листом клёна, рябины, осины. Спросите у него: какой из домов выше, а какой ниже? В каком больше подъездов, а в каком больше этажей? То есть ребёнок на прогулке учится сравнивать, анализировать, рассуждать и т.д.
Только лишь иметь знания для поступления в школу недостаточно. Необходимо, чтобы ребёнок умел общаться со сверстниками, обратиться с просьбой ко взрослым. У некоторых детей это происходит естественно, других необходимо учить: как познакомиться с ребятами на площадке, что сказать, как предложить игру.
Волевые качества воспитываются через поручения ребёнку. Они не всегда будут ему интересны, да и не должны быть таковыми. Но требовать исполнения надо. С раннего возраста мы учим малыша убирать за собой игрушки, затем привлекаем накрыть на стол, убрать посуду, полить цветы, накормить кота и т.д. Ребёнок должен понимать, что у него в доме есть определённые обязанности, и нравится ему или нет, но он должен их выполнять. Такой опыт приведёт в школьном возрасте к тому, что домашнее задание тоже будет восприниматься как обязанность и не станет чем-то неожиданным и сложным.
— Как быть с подготовкой родителей к школе?
— Надо признать тот факт, что начало обучения в школе — это всегда стресс. Волнение — это нормально. Хоть вы сами учились когда-то в школе, но родителем первоклассника стали впервые. Поэтому разрешите себе поволноваться. Но без паники. Если вы занимались подготовкой ребёнка, то ничего делать не нужно. Просто отведите его в школу и наблюдайте за развитием событий. С большой долей вероятности всё будет хорошо.
Детский сад должен быть в жизни ребёнка
— Какие ошибки чаще всего допускают родители первоклашек?
— Основная ошибка — пускаться в крайности. Их две. Либо гиперопека, либо попустительское отношение. Что делают родители в первом случае? С утра ребёнка будят, сами его кормят, одевают, застёгивают за него пуговицы, собирают портфель и ведут в школу. А потом вместе делают уроки. Складывается ощущение, что учится родитель, а не ребёнок.
Второй случай. Родитель считает, что ребёнок сам со всем разберётся. Бывает, что мама и папа не знают, как зовут учителя, с кем их сын или дочь сидит за партой, не заглядывают в тетради. Семилетний ребёнок не может нести полную ответственность за обучение. Да, он может собрать самостоятельно портфель, задать волнующий вопрос учителю. Но если у него трудности, мы обязаны быть в курсе и помочь ему. В противном случае возникнут серьёзные проблемы.
— Первоклассники, которые ранее ходили в детский сад, отличаются от тех, кто его не посещал?
— Безусловно. И если интеллектуальное развитие в семье может быть не хуже, а иногда и лучше, то коммуникативные навыки могут проседать. Одно дело общаться со своими близкими и другое — находиться в кругу сверстников. Двор или кружок, в котором занимается ребёнок, никогда не заменят большой коллектив детского сада, в котором всегда есть место конфликтам, игре, моментам, когда нужно доказать свою точку зрения, уступить, поссориться-помириться. Это важный этап в развитии личности ребёнка, который я не рекомендую пропускать. Детский сад должен быть в жизни ребёнка до школы хотя бы один-два года.
К учителю — не с войной, а с миром
— Как понять, что у первоклассника не получается влиться в учебный процесс?
— По его настроению. Понаблюдайте, с каким настроем он просыпается и идёт в школу, с каким возвращается — улыбается ли, с радостью ли рассказывает, как прошёл его день, или выходит поникшим, молчаливым.
Важно понимать, что у детей в 7 лет бывает недостаточно высокий уровень развития эмоционального интеллекта, что не всегда позволяет ему понять, почему он расстроен. Тогда вопросы задайте учителю. Не пренебрегайте хорошим контактом с педагогом, спрашивайте у него: что интересует ребёнка на занятиях, играет ли он с другими детьми на переменах, появился ли у него друг…
— Как быть, если ребёнок заявляет: «Не пойду больше в школу»?
— Разбирайтесь в причинах. Одно дело, если ему сложно на уроках, не успевает или не понимает объяснения учителя. В этом случае у ребёнка нет «ситуации успеха», ему это не нравится, и он не хочет вновь и вновь переживать это чувство неудачи.
И совершенно другая ситуация, когда его не берут ребята в игру.
Без причины, просто так, школа сама по себе не нравиться не может. Обязательно есть что-то основное, из-за чего у ребёнка пропадает желание идти туда.
Подключайте учителя, но идите к нему не с войной, а с миром. Основная цель: не заявить: «Ну что же вы, Марья Иванна, плохо объясняете», а рассказать, что сын или дочь не поняли тему, и предложить учителю вместе подумать, как помочь ребёнку.
В отношениях со сверстниками также следует привлекать учителя, поскольку все дети у него на глазах. Если не получается, обратитесь к школьному психологу.
Деньги — за пятёрки
— Можно ли в первом классе, если ребенок не справляется, дать заднюю? То есть уйти из школы и вернуться туда через год? И как сделать это так, чтобы не наделать травм ребёнку?
— Эту ситуацию лучше предотвратить, чем разбираться в последствиях. С точки зрения закона об образовании, начало школьного обучения должно приходиться на возраст с 6,5 до 8 лет. Раньше – не возьмут, позже — родители нарушают право своего ребёнка на образование. Если ребёнку ещё нет 7 полных лет, то стоит хорошо подумать, отдавать его в школу в этом году или в следующем. Чаще бывает, что лучше год подождать, подготовиться, дать его нервной системе окрепнуть. В таком случае вероятность, что ребёнок справится с программой, намного выше и забирать его не придётся. Если родители сомневаются, рекомендую обратиться к специалисту для определения школьной готовности.
— Со школы дети активничают в соцсетях и мессенджерах. Их реально оградить от сидения в телефоне? Как?
— Младшие школьники меньше подвержены социальным сетям и больше залипают на игры в телефоне. Родители должны контролировать их экранное время, позволять играть не более одного часа в день. Но в школе контролировать они не могут. Тогда ребёнку бывает трудно устоять от соблазна, и он может целую перемену играть в телефон. В такой ситуации вмешаться должен учитель. Хорошо, если с 1-го класса введено правило, что телефон нужен только для звонков. Есть учителя, которые вообще запрещают приносить телефон в школу. В этом нет ничего критического. Все вопросы ребёнок может решить через педагога, который в случае необходимости свяжется с родителями.
— Многие родители за хорошие оценки поощряют детей деньгами. За «пятёрку» дают, например, от 50 до 100 рублей. Они убеждены, что это будет стимулировать ребёнка учиться лучше. Их аргумент: учёба — тоже труд, за который можно и заплатить. Это правильно?
— Считаю это неправильным. Мотивация деньгами — она внешняя. Чтобы ребёнок хотел учиться, нужна внутренняя мотивация. Мы должны сделать так, чтобы он хорошо учился не за 100 рублей, а для того, чтобы расширить круг своих интересов, чтобы новые знания доставляли ему удовольствие.
В школе обязательно найдётся хотя бы один предмет, который попадёт в точку интересов ребёнка. Родителям нужно этот предмет заметить, хвалить сына или дочь за успехи, усилия. Положительные эмоции очень важны для детей! Скажите ему: «Я так горжусь тобой: сегодня твои буквы стали красивее и ровнее, чем вчера!». Ребёнок захочет ещё и ещё получать эти приятные эмоции и будет стараться.
Если стимулировать деньгами, то обязательно наступит момент, когда это перестанет работать.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.