В Орле учат незрячих «разглядеть» белое платье в красный горошек и понять, что у вертолёта нет крыльев
70% реабилитации незрячий ребенок получает через руки. Считается, что хорошо развито шестое чувство компенсирует потерянное зрение, но это не всегда так. Очень важна реабилитация и абилитация таких детей, всестороннее развитие. Ведь родители не всегда обладают достаточными знаниями, чтобы на определённом этапе развития помочь своим детям гармонично развиваться. В этом случает знания тифлопедагога просто необходимы. Работа специалистов заключается в развитии сенсорной, познавательной, творческой, коммуникативной сфер, психических функций и др., также проводится социально-бытовая реабилитация, которая включает в себя ориентировку в пространстве, самообслуживание.
Тифлопедагог и тифлопсихолог Нина Олеговна Хорошилова уже много лет занимается с незрячими и слабовидящими детьми.
Раньше уезжали в Липецк, теперь есть возможность развиваться и в Орле
– С какого возраста надо уже заниматься с незрячими детьми?
– С 2 лет.
Вообще незрячие дети у нас всегда были и есть, но воспитанием их в Орле раньше никто не занимался. Когда-то в Болхове существовала школа-интернат для слабовидящих детей, потом всех слепых детей перевели в Липецкую школу-интернат. Мы ездили в Липецк перенимали опыт тифлопедагогов. В 2014 году в Орле началась пробная инклюзия. Впервые её ввели в Знаменской школе-интернате. Сейчас она закрыта. В городе есть несколько центров развития детей с ОВЗ. Раньше там отказывались брать наших слепых детей, объясняя это тем, что организация работает только со слабовидящими детьми, а незрячие дети остались «за бортом».
У нас есть пример, когда мама незрячего ребенка обошла все инстанции, чтобы кто-то обучал ребёнка, но им не смогли помочь, и в результате, ребенок ушёл в глубокий аутизм. Если бы в 3 года его «подхватили», он бы вышел из этого состояния.
В Орле у нас один-единственный специализированный детский сад – №73 компенсирующего вида.
Раньше уезжали в Липецкую школу-интернат, там начиналась реабилитация орловских незрячих деток. А теперь мы абилитируем детей (Абилитация — процесс, помогающий приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, т.е. врождённые, с которыми человек родился (в отличие от ситуации с реабилитацией).
Ребенок учится воспринимать окружающий мир руками и на слух. Если же ребёнок уже приобрёл какие-то знания, и ему уже 7-8 лет, то в этом случае он проходит реабилитацию).
Бизиборды и платье в горошек
– Где берёте пособия?
– Некоторые делаем своими руками. Есть книги с тактильные рисунками, которые ребенку сложно понять, поэтому я создала тактильные пособия сама. Мой знакомый изготовил бизиборды – бизиборд это доска, на которой прикреплены разные электрические выключатели, лампочки, вентили от кранов. Иногда ребенок не знает, как включать и выключать свет. Иногда дома у ребенка такой выключатель находится высоко, и он просто не может до него дотянуться, а родители не обращают на это внимания.
Есть бизиборды с разными шпингалетами. Вот замок вместе с вставленным ключом. Это нужно для того, чтобы ребёнок готовился к взрослой жизни. Кроме того, взрослые должны постоянно говорить незрячему малышу, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Даже полугодовалому ребенку нужно говорить, что мама, например, одевает белое платье в красный горошек. Малыш не знает, что такое «платье», что такое «горошек», что такое «белое», но он слышит эти слова, у него развивается словарный запас. После он потрогает это платье, ему нарисуют эти «горошки». Но поясняя все таким образом, родители сформируют предпосылки к установлению речевого контакта с ребёнком.
Когда ребёнок еще совсем маленький, первым делом нужно приучить мозг всю информацию воспринимать через руки. Мы приучаем малыша отделять цветочки от листиков, камушки от насекомых. У меня много таких наборов. Есть бабочки, лягушки, слоны, черепахи… Ребенок не может рассмотреть их изображение на картинке, поэтому он должен взять в руки предмет, в данном случае муляж – мы же не можем дать ему в руки настоящую бабочку. Для этого есть искусственная бабочка, которую он подробно «рассматривает» – её усики, крылья. У коровы в моем наборе животных есть вымя. Хотя у многих игрушек этого элемента нет. Но ведь это главное, то что корова дает молоко.
Ребёнок учится различать, чем отличается, например, овечка от коровы . Вот пластиковая овечка, но к ней приклеена овчина, поэтому овечка, как настоящая. Все игрушки должны быть подлинными копиями тех зверей, которых они изображают.
– Сможет ли ребенок сформировать правильное понимание о настоящем животном, когда встретит его?
– Он знает, что он маленький, а мама у него большая. Мама его поднимает высоко, чтобы он понял, что мама высокая, а он маленький. Все строится на ощущениях, чтобы ребёнок мог ощупать рога, голову, лапы. Игрушка должна быть небольшой, чтобы ребенок мог ее полностью «охватить» – 9 см или чуть больше, ведь если он отдельно будет изучать части тела игрушки, то целостного представления о животном у него не сформируется.
Есть здесь овощи и фрукты. Это муляжи, которые на ощупь очень похожи на натуральные. Если, например, вы берёте персик, его вы отличите только по весу: он лёгкий, потому что пластиковый, но шкурка у него пористая, «лохматенькая» как у настоящего персика. Вот виноград, можно даже сдавить эти ягодки. Ребенок берет каждую ягодку и понимает, что гроздь – это когда много виноградинок. Гриб тоже такого «грибного» осязания очень похож на настоящий. Яблоко гладкое, восковое. Еще есть машины. Они небольшого размера. Главное – они без дополнительных деталей.
Есть цементовоз: платформа, кабина и цементная бочка. Есть молоковоз. Ребенку в раннем возрасте не надо знать лишнюю информацию, главное – сформировать общее представление.
Ещё у меня есть макеты. Например, макет храма. Однажды ребёнок спросил у меня, что такое церковь – пришлось сделать макет.
А вот макет улицы. Как ребёнку представить, что такое перекрёсток? У меня есть макет перекрёстка. Здесь машины, фонари, остановка, многоэтажные дома с «бархатными» окошками – чтобы ученик мог посчитать этажи…
Также мы с учеником слушаем звуки. Например, звуки зимы. «Звенит» морозный воздух, хрустит под ногами снег. Некоторые звуки я сама записываю на диктофон. По хрусту снега – скрипит он или шуршит, можно определить температуру воздуха…
Однажды ко мне в кабинет зашёл взрослый незрячий мужчина. Он поинтересовался, что есть нового в кабинете. Я ответила, что приобрела вертолёт, большую модель, около 20 см. Он попросил посмотреть. Даю ему в руки игрушку, он обследует её, изучает руками и вдруг, спрашивает: «А у вертолёта что, нет крыльев?». Я говорю: «Нет». На что он отвечает мне: «Я всю жизнь думал, – а ему было уже 60 лет – что вертолёт – с крыльями, и только что узнал, что у вертолёта, оказывается, их нет»…
– Из вашей практики: сколько было лет самому юному воспитаннику?
– Это был трёхмесячный малыш. Самый взрослый – ученик средней школы. Мы его обучали только брайлю, чтобы он мог полноценно учиться в школе, поскольку все представления у него уже были сформированы.
Общество потихоньку приходит к толерантности
– В Орле есть инклюзия? (Инклюзивным образованием называют совместное обучение детей без серьёзных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства. Термин «инклюзия» в общем обозначает процесс включения, вовлечения или вхождения во что-то, как часть целого).
– Она пришла в 2014 году, сначала, правда, пробная. А в 2016 году она полноправно вступила в силу.
Хотя инклюзия существует уже давно, раньше этим словом её не называли. У нас слабовидящие дети учились в обычной школе. После того, как в Болхове закрыли школу-интернат для слепых детей, ученики с проблемами зрения отправились обычные школы Орла.
Слабовидящие учатся, как и обычные дети, только они не видят клеточек в тетради. Приходится родителям линовать страницы чёрной ручкой, чтобы ребёнок попадал в клетку. Раньше им ставили двойки из-за того, что они криво пишут… Не попал в клеточку.
– Учителя не знали, что ребенок слабовидящий?
– Это система: цифра должна быть в клетке – и всё тут. Дескать, цифра не в клеточке – грязь в тетради. Сейчас такого нет, у нас общество потихоньку приходит к толерантности, и учителя, которые работают с такими детьми, заранее пытаются узнать, что это за ребёнок, который к ним придёт учиться.
– Есть учителя, которые сами учат брайль?
– Да. В основном, это учителя начальных классов. Кто-то говорит, что это необязательно, так как для этого есть тьютор. Но если тьютор на больничном…
В прошлом году впервые в Орле были созданы курсы по обучению учителей работе с незрячими детьми. На курсах объясняли, как преподавать таким детям, описывали особенности их восприятия, психология незрячих и слабовидящих детей. Те учителя, которые прошли обучение, сейчас применяют свои знания.
Стать полноценной частью общества
– В чём сложность последнего занятия?
– На последнем занятии дети учатся размышлять. Они уже научились описывать разные предметы, их качества, а также явления природы – в целом жизнь, маленькую, но жизнь.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.