Виталий Рыбаков предсказал будущее Орла на ближайшие 5 лет
В октябре прошлого года должность председателя комитета по градостроительству Орловского облсовета получил депутат и бизнесмен Виталий Рыбаков. За прошедшие полгода работы на комитете обсуждалась масса скандальных тем и проблем – это и затянувшееся строительство школы на ул. Зеленина, и обустройство Дворянки, Красный мост, Титаник и многое другое. Но вот деталь: в череде скандалов всё реже говорят о путях и механизмах решения проблем. А каким вообще хотел бы видеть Орёл Виталий Рыбаков? Что этому мешает?
Эти вопросы корреспондент ОрелТаймс Николай Годлевский и задал депутату и бизнесмену Виталию Рыбакову.
– Виталий Анатольевич, в последние два года появилась идея, которая, по мнению федералов, может вывести градостроительство больших и малых городов России на принципиально новый уровень – идея комплексного развития территорий. В других городах идея зашла. А в Орле к немалому списку градостроительных проблем добавилась ещё одна. Почему?
– Некоторые чиновники ошибочно полагают, что КРТ – очередной способ заработать. Это чётко показывает наш пилотный орловский проект КРТ на Наугорке. Разочарую и их, и застройщиков: КРТ это иное, это комплекс мероприятий по созданию комфортной среды для жизни людей. А значит, иные подходы, другое видение и решение проблем, серьёзная ответственность.
– Разве работы на Наугорке не кипят?
– Как бизнесмен я вижу, что КРТ на Наугорке не будет реализовано так, как дОлжно. Нет! Дело даже не в обязательствах, взятых застройщиком, или способе их реализации. Тут вообще парадокс: проект по застройке разработали орловские проектировщики, за это заплатил один известный орловский застройщик, этот проект понравился Москве и был одобрен, а территорию осваивают куряне по иным представлениям. Разве случайность то, что никто из местных застройщиков не пошёл на Наугорку? Не пошёл даже тот, кто заплатил за проект! Ответ прост: никто не хочет быть Дон Кихотом, который борется с ветряными мельницами.
– Дон Кихот – застройщик, а что вы понимаете под ветряными мельницами?
– Орловскую власть, политическое лобби, а конкретно – мэра Орла Юрия Парахина. В итоге автор проекта, понял, что проще соскочить. Пусть и недёшево – зато цел.
– Куда же дует ветер в лопастях этих мельниц?
– Я уверен, что в сторону 179 млн рублей инфраструктурного кредита и личных интересов власть имущих. В целом подход орловских властей к реализации КРТ на Наугорке иллюстрирует взаимоотношения властей на местах с центром: прекрасную идею федералов в Орле превратили в способ заработка.
– Тем не менее, существуют и положительные примеры работы с КРТ. Например, квартал на улице Родзевича-Белевича, площадка ул. Мопра – ул. Латышских стрелков.
– Да, действительно положительный опыт работы с КРТ в Орле появляется. Однако это заслуга далеко не орловских властей. Здесь ключевую роль играет застройщик, наш, орловский, ООО «ЖИЛСТРОЙ ИНВЕСТ» и наличие у него ответственности. Редкое в наше время качество. Однако с таким грабительским подходом, как при реализации КРТ на Наугорке, мы можем потерять таких застройщиков.
– А что насчёт грандиозных планов мэрии по развитию района Мясокомбината и огромной территории от так называемого Щекотихинского леса до Прокуровского лесопарка? Их ведь тоже реализуют через механизм КРТ?
– В ближайшей перспективе я бы не стал делать каких-то оптимистичных выводов. Не забывайте, в какое время мы живём. Такие крупные проекты требуют огромных денег и преференций. Кроме того, я вижу непроработанность проектов. Ведь в случае постройки десятков многоквартирных жилых домов на этих территориях нас ждёт настоящий транспортный коллапс: единственные существующие сегодня транспортные артерии – Московское шоссе и улица Октябрьская просто не справятся с потоком автомобилей. В первую очередь здесь нужна проработка и строительство новых связующих дорог. На застройщиков это не повесишь, а своих денег нет. Отсюда и скептицизм.
– Считаете, орловцам не стоит ждать в ближайшие годы тотальной застройки в этих районах?
– Мы к этому вернёмся, обязательно вернёмся, но не сегодня. Как только мы достигнем низшей точки экономического спада и начнётся рост.
– Перейдём с окраин – к центру: колоссальное количество старых, даже деревянных домов в Заводском районе Орла. Как видите решение проблемы?
– Разделим условно эти дома на те, что являются объектами культурного наследия, и те, что не охраняются с точки зрения закона. Начнём с последних: мы говорим, вероятно, о сотнях странных одноэтажных жилых домах в Заводском районе. Почему застройщики туда боятся заходить? Да потому что им предстоит огромный объём выкупа этих домов. И речь тут не только о деньгах. Прежде всего, застройщик не может изъять землю, таким правом обладает только власть. Отсюда вытекают судебные тяжбы. Что увеличивает риски для застройщиков, и они сторонятся этих проблем. Поэтому эту работу власти должны брать на себя! То есть мэрия должна выкупать огромные участки земель у людей и подготавливать их для застройщиков. Только в этом случае вместо развалюх в центре Орла появятся новые современные кварталы.
– Но это же сотни миллионов рублей! Разве городской бюджет сможет себе такое позволить?
– Затраты естественным образом будут включены в цену земельных участков, которые власти продадут застройщикам. Это нормальная практика. Но способна ли на неё городская власть в принципе? На мой взгляд, предбанкротное во всех смыслах состояние мэрии указывает на необходимость создания особого органа для решения таких масштабных задач.
– А что делать с домами – объектами культурного наследия, которые, по сути, развалины?
– Убеждён: большинство таких домов сегодня уже никакой культурной ценности не несут. Господа историки, пересмотрите свои решения о признании их объектами культурного наследия. Смешно же.
– Не думаю, что с Вами согласятся краеведы.
– Нужно смотреть правде в глаза.
– Цены на жильё выросли за последние три года почти в два раза. Есть ли возможность как-то облегчить орловцам покупку жилья?
– По сути, нет. Но можно снизить цены за счёт повышения этажности застройки города Орла. 17-этажное здание, например, занимает столько же места, сколько и пятиэтажка, но вмещает в 1,5 раза больше жильцов. Однако нужно помнить и о сохранении облика исторического центра Орла.
– Пройдёмся по ключевым объектам, которые так ждут орловцы: Банному мосту – быть?
– В том виде, в котором он представлен на проекте – однозначно нет. Но потребность у горожан в мостовом сооружении там очевидна.
– Что не так с проектом ?
– Слишком тяжёлый. И, безусловно, он должен быть крытым. То есть со стенами и крышей.
– Когда, по вашему сдадут Красный мост?
– Я думаю к 1 декабря сдадут. Однако если горожане наконец-то выдохнут, то для следователей и прокуратуры работы, связанной с Красным мостом, будет предостаточно. Главная проблема в том, что нынешнему подрядчику, по сути, переплатили 200 млн рублей. Кассовый разрыв произошёл из-за неправильной оценки степени готовности моста от предыдущего подрядчика. Кто-то должен понести за это наказание.
– Вы ожидаете новых уголовных дел, связанных с реконструкцией Красного моста?
– Я это предвижу.
– Школу на Зеленина сдадут в этом году?
– Однозначно нет. Школа обросла большим количеством скандалов. Теперь это не просто строительство школы, а политически важный объект. Отсюда крайне пристальное наблюдение со стороны надзора и силовиков. Значит, никто не будет брать на себя ответственность, если в школе что-то будет плохо сделано, будут пытаться довести всё до ума – от водоснабжения до парты. Так что сроки опять сорвут. Но в этом есть и положительная сторона: вероятнее всего, школа действительно будет качественно сделана. Иначе уголовных дел просто не избежать.
– Со сдачей этих скандальных строек, так или иначе, власти приступят к реализации других проектов. Не повторится ли судьба, скажем, школы Зеленина, при строительстве школы в Жилино?
– Нет сомнений, что стройки Орла обречены на скандалы, и я вижу в этом закономерность. Сегодня нынешняя исполнительная власть сосредоточила в своих руках всё, что только можно. Все механизмы подчинены интересам власти. Отсюда мы имеем ситуации, когда на важных социальных объектах появляются не титулованные строители, а какие-то левые коммерсанты в виде микропредприятий. То единственный подрядчик, то единственный застройщик… Кассовые разрывы исчисляемые миллионами, игнорирование сроков строительства, мошенничество и бездействие – именно таким я вижу Орёл в ближайшие 5 лет. Грустно, но это так.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.