Можно ли верить социологам и их опросам?
- Это вы про людей с анкетами, которые останавливают всех прохожих?
- Разве исследование общественного мнения – не бесполезная трата времени и денег?
- Возможно, социология приносит пользу. Но ведь она больше работает на власть?
- Но ведь вероятность ошибки, неточности в социологических исследованиях существует?
- Много ли людей надо опросить для социсследования?
- Если человек с анкетой не всегда социолог, то как отличить профессионала?
Это вы про людей с анкетами, которые останавливают всех прохожих?
Не совсем о них. Социологи – не интервьюеры, не анкетёры. Это специалисты, изучающие общество. И их работа – не раздавать, разносить или разбрасывать анкеты с вопросами, а создавать их и анализировать ответы, исследуя общественное мнение по самым различным проблемам.
Социологи опрашивают людей, в том числе, прохожих, но делают это по определённым правилам. Кстати, 14 ноября они отмечают свой профессиональный праздник – День социолога.
Разве исследование общественного мнения – не бесполезная трата времени и денег?
Суть социологии в том, что она позволяет понять и расширить представления о реальности. Нам, зачастую ограниченным условиями, социальным кругом, в котором живём, зачастую кажется, что все думают так, как мы. А социология расширяет границы личных представлений, помогает увидеть то, чего мы не видим или не хотим видеть в силу разных причин.
Вот пример – День комсомола. Люди старшего поколения уверены, что молодежь немало об этом знает. А вот исследование молодых социологов Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС показало, что почти половина опрошенных в Орле юношей и девушек не знает, что такое комсомол – 44,9%. Никогда не слышали в своей семье рассказов про комсомол 67,3% респондентов. А уж расшифровать ВЛКСМ для них вообще на грани фантастики. Вот вам и историческая память! Если мы не помним события, которым нет и ста лет, то, что можно говорить о более отдалённом времени?
Или ещё один пример. Французам в разные годы был задан вопрос: кто одержал победу во Второй Мировой войне? Вот его результаты: в 1945 году 57% респондентов ответили – СССР; в 1994 году такой ответ дали уже 25% опрошенных, 49% сказали, что это США, 16% – Великобритания; а в 2004 году 58% заявили, что победитель – это США, лишь 20% – СССР, 16% – Великобритания.
Социология дала реальные представления об изменениях общественного мнения.
Возможно, социология приносит пользу. Но ведь она больше работает на власть?
Парадокс в том, что долгое время власть социологию не жаловала – от слова “совсем”. Для неё изучение общественного мнению было сродни революционной деятельности. При советской власти за свободное изучение общественного сознания можно было загреметь так же, как за чтение Солженицына. И лишь в конце 1980-х социологи получили возможность безбоязненно изучать то, что они наблюдали.
Сегодня для власти исследовательские организации – это своего рода органы чувств, позволяющие ориентироваться в политическом пространстве, находить проблемы и решать их. Для простых людей – это источник информации, позволяющий понять, насколько их мысли и проблемы распространены, сориентироваться в происходящих в стране переменах.
Социсследования важны практически в любой сфере. Например, в экономике. Не случайно деятельность многих компаний начинается именно с маркетинговых исследований, где вся методология и методика – социологические. Существует даже так называемая сбытовая социология, которая исследует покупательский спрос, выясняя отношение людей к новому продукту.
Везде, где есть общество, мнения и статистика, есть место для социолога.
Но ведь вероятность ошибки, неточности в социологических исследованиях существует?
Существует. Во всяком случае, не стоит относиться к результатам всех общественных опросов как к непреложной истине. Тем не менее, опросы — как градусник, по которому можно, с определенными оговорками, судить о состоянии общества. И социология — это наука.
Много ли людей надо опросить для социсследования?
Всё зависит от темы. Например, в опросе про установку памятника Ивану Грозному участвовали 400 человек. А в опросе про комсомол – сто. Чтобы узнать вкус супа, вовсе не обязательно съедать всю кастрюлю, достаточно одной ложки. Главное – хорошенько размешать его перед тем, как попробовать. Для социологов всё население России, нашего региона это так называемая генеральная совокупность – образно говоря, как кастрюля супа, а участники опроса, то есть выборка, – та самая ложка.
Если человек с анкетой не всегда социолог, то как отличить профессионала?
Социолог должен представить ту организацию, в которой он работает, иметь личное удостоверение и должен понимать цель своего исследования. В 22.00 социолог не придёт к вам задавать вопросы. И анкета должна быть анонимной.
Любопытно:
Будущие социологи из Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС провели исследование по вопросу: что же такое социология? Так вот 38% орловцев ответили, что это – профессия, которая изучает жизнь общества, его проблемы. 32% затруднились ответить; 10% респондентов что-то слышали о социологии, но, что это такое, наверняка не знают.
Таким образом, орловцы имеют смутное представление о социологии.
А вот если говорить о доверии социологам и их соцопросам, то орловцы им доверяют больше, чем чиновникам, предпринимателям, журналистам и полицейским.
За помощь в подготовке материала благодарим доктора социологических наук, доцента, заведующую кафедрой «Социологии и информационных технологий» Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Наталью Проказину.